Толстый и тонкий разоблачение лицемерия в рассказе. Презентация на тему ""Толстый и тонкий" А.П. Чехов". Обратимся к рассказу…

Слайд 1

Мультимедийный урок
Подготовила учитель русского языка и литературы Гуляева Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 г. Сургут 2012 г.

Слайд 2

ТЕМА УРОКА: «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий» ТИП УРОКА: урок - размышление

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова. Раскрыть особенности чеховского юмора. Выявить роль художественной детали в рассказе. Показать отношение автора к лицемерию. Развивающая: развивать навыки аналитического мышления, творческое воображение учащихся. Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству А. П. Чехова, нравственные качества личности.

Слайд 4

Технология: система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ. Материалы и оборудование: Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова. ТСО: мультимедийная приставка, экран, мультимедийная презентация «А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Портрет А.П.Чехова. Раздаточный материал: рабочие листы (приложение 1), словарная работа (приложение 2). Учебник «Литература. 6 класс» (под редакцией В.Я.Коровиной) Оформление доски.

Слайд 5

Методы работы: частично-поисковый, обращение к личному опыту; репродуктивный, демонстративный, Формы работы: инсценирование, анализ рассказа, защита презентации, составление синквейна, опережающее задание. Опережающее индивидуальное задание. Составить проект «Дружба - дружбой, а служба – службой» по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Пример продукта проектной деятельности учащегося - презентация. (Творческая работа учащейся) Основополагающий вопрос Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей? Проблемные вопросы Можно ли назвать дружбой отношения толстого и тонкого? Как характеризуют героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий» их прозвища? Насколько «толстый» обошел «тонкого»?

Слайд 6

ЭПИГРАФ К УРОКУ: Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой. Н.В.Гоголь

Слайд 7

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1-2 мин.)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Доброжелательное приветственное слово учителя. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение детей в деятельность. Проверка готовности рабочего места.

Слайд 8

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.(5 мин.)
Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией А.П.Чехова. Дома вы самостоятельно прочитали рассказ Чехова «Толстый и тонкий». А сейчас мы с вами повторим основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова, разгадав кроссворд. (Приложение 1) Весь класс работает самостоятельно. Запись в рабочих листах.
Проверяет качество выполнения кроссворда. Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки, сверяют ответы с решением на слайде. Оценивают работы друг друга.
т а г а н р о г
м е л и х о в о
я л т а
с а х а л и н
ч е х о н т е
з у б ы
т о н к и й

Слайд 9


- Тема нашего урока «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Запишите её. Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе). -А эпиграфом к уроку являются слова Н.В.Гоголя: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой»
Объявление темы и цели урока (2 мин.). Цель: постановка учебной задачи.
- Постарайтесь не забыть об этих словах в течение нашего урока, мы обязательно к ним вернёмся в конце урока. Проблемный вопрос. Что такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы? (Общие интересы, общение. Кто-то дорожит этой дружбой, а кто-то нет.) - Чехов тоже учился, но не в школе, а в гимназии.

Слайд 10

IV. Инсценирование рассказа «Толстый и тонкий» (3 мин.). Цель: развитие творческих способностей учащихся, повысить мотивацию к изучению рассказа. - Представьте, что вы в театре, а ребята, которые готовились к инсценированию рассказа, настоящие актёры. Вопросы на выявление восприятия: - Что вас особенно заинтересовало, поразило? - Какие чувства вызвал у вас рассказ. (Рассказ смешной, интересные герои, необычная встреча одноклассников).

Слайд 11

Слайд 12

V. Словарная работа (3 мин.). (распечатанный материал на партах).Эта работа необходима, так как небольшой рассказ насыщен большим количеством непонятных слов для учащихся. Цель: познакомить учащихся с незнакомыми и малознакомыми словами; обогатить словарный запас учащихся. Ребята, а какие слова вам были непонятны? У вас на партах в рабочих листах есть значения некоторых слов, обратите внимание. Приложение 2

Слайд 13

VI. Анализ рассказа (18 мин.). 1) Работа над композицией (5 мин.). (Разобрав структуру изучаемого рассказа, учащиеся поймут его идею). Цель: развитие читательской культуры, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения.
Деятельность учителя Деятельность учеников
-Назовите тему рассказа. О чём этот рассказ? -Определите композицию рассказа. Вспомним, из каких частей она состоит. -Назовём завязку. - Кто назовёт развитие действия. - Найдите кульминацию. Кто нашёл завязку? - О встрече школьных друзей. Моделирование композиции произведения на интерактивной доске (1 учащийся), остальные работают в тетрадях. -Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. - Встреча приятелей на вокзале железной дороги. - Видимо тонкий всегда завидовал своему другу, и теперь, спустя много лет, он догадывается, что человек перед ним более преуспевший, чем он сам. Не давая открыть рот собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь женой- лютеранкой и сыном- гимназистом. - Страшный момент для тонкого: он узнаёт, что его друг превзошёл «Я уже до тайного дослужился…» - Друг не может быть начальником, а начальник - другом «На лице у тонкого было написано столько благоговения..»

Слайд 14

Моделирование композиции произведения на интерактивной доске (1 учащийся), остальные работают в тетрадях.

Слайд 15

2) Портретная характеристика героев (7 мин.). Цель: создание образов главных героев важен для понимания авторской позиции, для раскрытия идеи произведения.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите. Зачитывание. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын…»

Слайд 16

Деятельность учителя Деятельность учеников
- Что мы скажем о толстом? Итак, Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека. Две детали (дорогой одеколон, сорт крепкого вина) дают нам представление о преуспевшем в жизни человеке. - Каким вы себе представляете образ тонкого? -А что означает деталь в описании тонкого «навьючен»? Значит, Тонкий – бедный, неуверенный в себе человек. - Состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно. - Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. - Не может позволить себе нанять носильщика, обвешан чемоданами.

Слайд 17

Деятельность учителя Деятельность учеников
- Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу. Вывод: -Какое же слово изменило отношение тонкого к толстому? (Запись в рабочих листах.) Приложение 1 - Тайный (советник). (См.словарь)
1.Имя. Миша Порфирий
2. Род деятельности. Тайный советник (3 класс) Коллежский ассесор (8 класс)
3.Семья. Одинок Семья (жена, сын)
4.Заработок. Достаточно денег Подрабатывает, жена даёт уроки, сам несёт багаж.
5.Отношение к товарищу. Первым узнаёт, очень рад. Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища.

Слайд 18

Слайд 19

Деятельность учителя Деятельность учеников
- Почему, узнав о служебном положении толстого, внешность тонкого и поведение резко изменились? - Как отнёсся толстый к этим изменениям? - Что означает слово «унижаться»? Подберём синонимы к слову «унижаться»? - Из-за зависти. - Ему неприятно («поморщился»), он рад встрече со школьным товарищем, но, к сожалению, тот («тонкий») стал унижаться перед ним. - Ставить себя в унизительное, жалкое положение. Подхалимничать, лебезить, угодничать (Словарь синонимов)
3) Работа над идеей рассказа (3 мин.). Цель: выявить отношение автора к лицемерию.

Слайд 20

Деятельность учителя Деятельность учеников
- Почему тонкий унижается? - Что означает слово «лицемерие». Обратимся к словарю. - Тонкий жил по принципу «чин чина почитай, а не ум ума почитай», так было принято в обществе: перед вышестоящим чином испытывать страх, благоговение, унижение, что проявлялось не только в речи, поведении, но и во всём внешнем виде: одежде, привычках. Несмотря на внешнее почитание и уважение, тонкий на самом деле завидовал толстому, ненавидел его, желал зла. Это и было лицемерием со стороны тонкого. (Заранее подготовленный учащийся зачитывает из словаря определение) -Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова) (слайд 8).

Слайд 21

Деятельность учителя Деятельность учеников
Вывод: - Итак, ребята, рассмотрев композицию рассказа, портретную характеристику героев, нам становится понятна идея рассказа, что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? - Ребята, скажите, пожалуйста, между людьми разных должностей разве не может быть человеческих отношений? - У каждого из вас своя точка зрения, а сейчас по этому вопросу выступит с проектом Анастасия Караблина. Вывод: - Чинопочитание, лицемерие. - Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание - это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы. -Могут быть. А может и нет. (Защита учащейся исследовательской работы).

Слайд 22

Слайд 23

Деятельность учителя Деятельность учеников
- Понравился ли вам проект и изменил ли кто-то из вас своё мнение? - Итак, ребята, мы прочитали рассказ, посмотрели инсценировку, проанализировали композицию, скажите, пожалуйста, рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? - Итак, давайте ещё раз скажем, какой порок обличает А. П. Чехов? - Сатирический. - Он высмеивает порок общества – чинопочитание.

Чем заключается лицемерие в рассказе Чехова Толстый и тонкий? Помогите пожалуйста.. и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
В чем заключается лицемерие в рассказе Чехова "Толстый и тонкий"?
Гениальный русский писатель-новеллист А. Чехов на нескольких страницах короткого рассказа нарисовал картину целого социального явления. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» очень простой: на вокзале встретились двое школьных приятелей, которые не виделись много лет. Один из них был толстый. Он только что побывал в ресторане, и «его губы лоснились от масла, будто спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем» . Второй был тонкий, он «сошел из вагона и был навьюченый чемоданами, узлами и коробками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей» . Уже первые художественные детали-запахи дают нам вообразить социальное положении героев. От чиновника высшего класса не будет пахнуть кофейной гущей. Приятели были приятно удивлены неожиданной встречей. Прозвучали взволнованные восклицания: «Порфирий! Голубь мой! » - «Мишка! Друг детства! » Приятели трижды поцеловались. Казалось, воспоминаниям не будет конца. Тем не менее, радостный подъем тонкого длился недолго. Признание толстого, что он дослужился до тайного советника, подействовало на тонкого магически. Он «вдруг побледнел, окаменел, но скоро его искривила широченная улыбка; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… » Даже чемоданы и узлы его поморщились, не говоря уже о длинном подбородке жены, который «стал еще длиннее» , и сына, который «вытянулся стройно» . Такое странное мгновенное преобразование всей семьи объяснялось очень просто. Между школьными приятелями пролегли шесть классов, шесть ступеней чиновничьих ступенек. Толстый был чиновником второго класса, а тонкий - восьмого. Слова «тайный советник» затмили все. Тонкий сразу же забыл, что перед ним бывший одноклассник. Он видит теперь перед собой лишь вельможу. Его язык сразу же становится приниженным: «Милостивое внимание вашего превосходительства… будто животворная влага… » Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное состояние, гнется перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий - маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни. Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед «значительным лицом». В рассказе «Толстый и тонкий » потрясающая услужливость и угодливость тонкого заставляет нас задуматься: а как мы сами ведем себя в аналогичных ситуациях? Неважно, что на дворе уже двадцать первый век. Неважно, что мы по сравнению с чеховскими героями кажемся себе более значительными и интересными. Это все не имеет никакого значения, если случайная встреча с «сильными мира сего» заставляет нас подобострастно кланяться.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Роль художественной детали.

2 слайд

Описание слайда:

Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним. Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник». Эти небольшие по объему рассказы интересно, а вы сочинения вообще читаете - настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.

3 слайд

Описание слайда:

Рассказ "Толстый и тонкий" был написан Чеховым в 1883 г. и в том же году впервые опубликован в журнале "Осколки". С некоторыми изменениями рассказ был напечатан в 1886 г. Версия текста от 1886 г. считается окончательной.

4 слайд

Описание слайда:

"Энциклопедия русского быта XIX век": "Известный рассказ Чехова «Толстый и тонкий» повествует о случайной встрече на вокзале двух друзей детства. Тонкий, достигший чина коллежского асессора, узнает, что Толстый уже до тайного дослужился, то есть обогнал его на пять классов. Тут Тонкий мгновенно меняет тон и начинает лебезить и пресмыкаться перед былым школьным товарищем. Так табель о рангах уродовала нормальные человеческие отношения." ("Энциклопедия русского быта XIX века (что непонятно у классиков литературы)", статья "Тайный советник", Ю. А. Федосюк. 1989 г.)

5 слайд

Описание слайда:

С. Паперный: "В рассказе «Толстый и тонкий» (1883) показана встреча двух людей, друзей детства. Как только выясняется, что встретились коллежский регистратор, небольшой чин, с тайным советником, чиновным тузом, - незримая пропасть разделила двух людей. Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом. <...> Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности - казенной и обывательской. Все эти «толстые», «тонкие», «хамелеоны», «свистуны», «господа обыватели», «женихи и папеньки», «интеллигенты-кабатчики» и не пытаются противопоставить себя окружающей среде."

6 слайд

Описание слайда:

"Словарь культуры XX века": "...первый писатель ХХ в. Чехов впервые четко проартикулировал свое отношение к телу; говоря о том, что все в человеке должно быть прекрасно, он подчеркнул, что это не только душа, но и одежда. Характерно также, что "толстый" Чехову приятней "тонкого", потому что толстый более здоровый, более эстетичный, нежели тонкий в его униженной антиэстетической позе. В этом Чехов порывает с классической традицией ХIХ в., которая жалела "тонкого" маленького человека и обличала "толстого"."

7 слайд

Описание слайда:

Почему это произведение вызвало у вас смех? Над кем и над чем смеется автор? Каков смысл названия рассказа? С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе? Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (Тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

8 слайд

Описание слайда:

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

9 слайд

Описание слайда:

ТОЛСТЫЙ ТОНКИЙ Толстый только что пообдал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

10 слайд

Описание слайда:

Главными героями рассказа "Толстый и тонкий" являются два господина, два друга детства, которые не виделись много лет. Встретившись случайно на вокзале, "толстый" и "тонкий" рассказывают друг другу о себе. Что общего и в чем различия "толстого" и "тонкого"? Для начала рассмотрим их общие черты. Во-первых, оба героя, судя по всему, являются мужчинами средних лет. О семейном положении "толстого" ничего не известно, а "тонкий" господин женат и имеет сына-подростка: "...его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын." (о "тонком") Во-вторых, "толстый" и "тонкий" оба получили одинаковое начальное образование, так как вместе учились в гимназии: "В гимназии вместе учились!"

11 слайд

Описание слайда:

В-третьих, "толстый" и "тонкий" оба служат чиновниками. Однако на службе у друзей все складывается по-разному. Так, "толстый" успел дослужиться до чина тайного советника, а "тонкий" носит гораздо более низкий чин - чин коллежского асессора: "Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился..." "Коллежским асессором уже второй год..." Еще одним различием героев является количество орденов. У "толстого" господина есть два ордена, в у "тонкого" - один, Орден Святого Станислава (самый младший по старшинству среди государственных наград): "Две звезды имею." ("толстый" о себе) « ... и Станислава имею." ("тонкий" о себе) "Такой же душонок и щеголь!" (о "толстом")

12 слайд

Описание слайда:

Одно из ключевых различий "толстого" и "тонкого" заключается в их отношении к чинам и дружбе. "Тонкий" господин с особым почтением относится к людям, которые выше его по чину. "Тонкий" не скрывает своего чинопочитания даже перед своим другом детства ("толстым"): "Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с." ("тонкий" о высоком чине друга) "Толстый" господин, напротив, считает, что чины не должны влиять на старинную дружбу. Ему неприятно чинопочитание и рабское благоговение, которое показывает его друг. В конце концов "толстый" не выдерживает этого лицемерия и уходит: "Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку."

13 слайд

Описание слайда:

Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

М. Горький

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

1)- Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой – состоятельный человек, дослужившийся до большого чина. - Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом он изменил сюжет...

Почему Чехов отказался от первоначального замысла? Как изменился от этого смысл рассказа?

Что же такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы?

2) Разгадывание кроссворда (презентация )

Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре )
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза )
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник )
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий )
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары )
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат )
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий )
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый )
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал )
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил )
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт )
  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел )

Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)

4. Работа с текстом

1)- В начале рассказа у героев нет имен (их мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем автор называет героев только так: один – просто толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?

Какими рисует Чехов своих героев перед встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?

Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?

(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом (поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)

Обычно мы сочувствуем бедным людям. Такова традиция и нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему? Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого? Почему толстый ничего не возразил и ушел?

(Поведение толстого совсем не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что чувство досады и брезгливость.)

Что сделало тонкого таким? (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и готовым унижаться)

2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.

1. Имя

Миша

Порфирий

2. Род деятельности

Тайный советник (3 класс)

Коллежский асессор (8 класс)

3.Семья

одинок

Семья (жена, сын)

4.Заработок

Достаточно денег

подрабатывает

5.Отношение к товарищу

Первым узнает, очень рад

Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища

Геннадий Хазанов когда-то так определил разницу между юмором и сатирой: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира - это когда смеяться хочется, но страшно». Как вы считаете, рассказ А.П.Чехова – это юмористическое или сатирическое произведение? Чехов смеется над героями или обличает их?

5. Проектирование спектакля. Групповая работа.

Почему рассказ Чехова относится к жанру «сценки»? Почему его легко можно поставить на сцене?

6. Д/з инсценировка рассказа

Слайд 2

Цель работы:

В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев.

Слайд 3

Особенности рассказов Чехова:

Короткое вступление; Нет подробного описания пейзажа, портрета; Яркие художественные детали; Основа рассказа – диалог.

Слайд 4

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Слайд 5

Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”. Из письма брату Михаилу.

Слайд 6

Слайд 7

«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Слайд 8

Деталь– одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Слайд 9

Обратимся к рассказу…

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Толстый Тонкий

Слайд 10

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес

Слайд 11

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

Слайд 12

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Слайд 13

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Слайд 14

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. Вывод

Слайд 15

Информационные ресурсы

Текст произведения Художественные детали произведений Чехова Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ) Сочинения по произведению Табель о рангах

Посмотреть все слайды