Расчеты за коммунальные услуги напрямую. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо. Чем занимается управляющая организация в случае с прямыми платежами? Какие функции остаются у исполнителей коммунальных услуг

Если часть УК прекратит существование, то кто будет управлять домами?

Еще раз подчеркнем, что с рынка уйдут недобросовестные компании.

В такой ситуации возможны три пути:

1 - конкурсы, которые будут проводить местные администрации и назначать УК на управление домами на определенный срок до того момента, пока жители не выберут новую УК сами.

2 - КЧС (комиссия чрезвычайных ситуаций) - чрезвычайная комиссия, которая назначит временную управляющую компанию на период проведения конкурса.

3 - Собственники по желанию могут и вовсе сменить форму управления дома, скажем на ТСЖ или ТСН.

Что будет с управляющими компаниями?

Предположительно, после начала действия системы прямых расчетов с РСО, более 30% управляющих компаний будут вынуждены уйти с рынка либо станут банкротами, поскольку все УК на момент вступления в силу закона должны будут согласовать с РСО графики погашения задолженности за потребленные ресурсы.

Если управляющая компания накопила долги в 100-200 миллионов рублей, оплачивать ей их будет нечем.

Кто будет бороться с должниками?

Сейчас взысканием долгов за неоплату коммуналки занимаются управляющие компании. А РСО взыскивают долги с УК. Сделать это довольно легко. Сейчас они сотнями иски против УК выставляют, а потом будут миллионами штамповать в адрес жителей.

Взыскивать долги с жителей в дальнейшем будут поставщики коммунальных услуг. РСО будут взыскивать долги за коммунальные ресурсы, управляющие компании - долги по ставке за содержание и ремонт жилья. Как уже отмечено выше, это огромный плюс для УК. Управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, и полученные от собственников средства пойдут на правильные цели.

А сократятся ли долги собственников?

Эксперты сомневаются, что долги жителей перед РСО сократятся. Однако не будет такого стремительного прироста долга.

Сейчас 90% собираемости - это средняя цифра. Это хороший показатель. Критичный показатель по собираемости в Северо-Кавказском регионе - там платежки за ЖКХ оплачивает всего около 60-65% населения.

Как система прямых расчетов отразится на собственниках жилья?

При переходе на прямые договоры для жителей ничего не изменится, кроме учреждения, направляющего платежку. Они как получали квитанции за ЖКХ, так и будут получать. В платежке будут указаны реквизиты только тех поставщиков, которые должны получать деньги.

Существенный плюс нововведения - у жителей появится уверенность, что сумма, которую он заплатил, уйдет поставщику, а не осядет в кармане недобросовестной управляющей компании. Это позволит избежать серых схем.

У нового закона есть один существенный плюс: поскольку управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, то полученные от собственников средства УК может направить на благоустройство, содержание жилья. То есть УК, к примеру, починит трубу, а не будет оплачивать долги РСО за жителей.

Однако поскольку закон еще новый, нет точного понимания по некоторым вопросам, например, по проверке корректности переданных показаний от жителей. В данном случае РСО - незаинтересованное лицо в процессе проверки корректности переданных показаний. Сколько им показаний передадут жители - столько они и начислят. Проверять никто не пойдет. Им это не надо, потому что дельта будет оплачена УК. То, что выставили ресурсники, и то, что показали счетчики, разницу должны будут заплатить управляющие компании. То есть управляющая компания будет вынуждена оплачивать счета за тех жителей, которые предоставили недостоверные сведения о потреблении.

Кроме того, большой вопрос для УК - как будет происходить расщепление, распределение поступивших от жителей денег между всеми получателями в платежке и прозрачность данного распределения между всеми участниками процесса.

Если будет отсутствовать четкий порядок по распределению денежных средств от собственников, то в результате у жителей могут возникнуть долги при неполной оплате коммунальных услуг. Причем пока не понятно, как этот долг будет распределяться. К примеру, если выставлена квитанция на 5 тысяч рублей, а собственник заплатил только 4 тысячи, то не ясно за какую-то услугу он не заплатил. Или собственник заплатил все 5 тысяч рублей, а их отправили только какому-то одному поставщику ресурса, перед которым, например, у населения скопилась самая большая задолженность.

Кому будем платить?

Документом управляющие организации будут исключены из системы расчетов за коммунальные услуги. А плата, внесенная потребителями, будет поступать непосредственно поставщикам ресурсов. Таким образом, на счета управляющих компаний будут попадать только платежи за жилое помещение, заметили в Минстрое.

В каждом регионе будет создан либо специализированный расчетный центр, либо привлечен уже имеющийся, который будет заниматься только выставлением счетов жителям. Он будет аккумулировать информацию от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний и выставлять платежки.

Как расчеты происходят сейчас?

В настоящее время жители оплачивают коммунальные услуги через расчетные центры.

Сейчас УК может либо самостоятельно производить начисления в адрес жителей в полном объеме, либо привлекать сторонние расчетно-кассовые центры. Жители снимают показания с индивидуальных счетчиков, подают их в УК, а управляющая компания в свою очередь отправляет эти показания в расчетный центр.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) при этом выставляют счета УК за весь объем потребления многоквартирным домом и никак не принимают участие в распределении потребленного объема коммунальных услуг между собственниками. То есть ресурсники по итогам месяца смотрят, сколько тепла, воды и других ресурсов потребил дом и выставляет управляющей компании счет, а уже УК распределяет объемы потребления между всеми собственниками.

Для чего нужен этот закон?

Собственники и наниматели квартир смогут платить за свет, тепло, воду и газ, минуя управляющую компанию. Правительство приняло решение о принятии этого закона для сокращения долгов населения за потребленные ресурсы.

Долги населения растут очень существенно. И правительство понимает, что процент недоплаты РСО со стороны УК составляет как минимум 10-15%. В общем объеме рынка это очень значительные суммы. Сейчас задолженность населения перед РСО составляет более 1 триллиона рублей.

Планируется, что закон начнет работать с 1 июля 2018 года. Предполагается, что с этой даты РСО смогут переводить жителей на прямые расчеты в случае, если задолженность УК за коммунальные ресурсы превышает два расчетных периода.

Также напрямую перечислять платежи смогут собственники, которые сами приняли такое решение, уточнили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, могут ли собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключить договор на оплату электроэнергии и отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями (так, чтобы квитанции об оплате поступали собственнику напрямую от ресурсника, а не от управляющей компании, обслуживающей данный дом). заранее благодарна за ответ.

В условиях ныне действующего законодательства (Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 № 307) собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, п. 7 Правил № 307).

Если домом на основании договора управления многоквартирным домом управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. «в» п. 49 Правил № 307).

Если собственники помещений в многоквартирном доме желают вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организацией, то они могут на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Вышеуказанное решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для принятия этого решения необходим соответствующий кворум, а именно - в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме (число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему помещения) (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Таким образом, если Вашим домом управляет управляющая организация, то для того, чтобы вносить плату напрямую в ресурсоснабжающую организацию необходимо принять на общем собрании собственников соответствующее решение. После этого необходимо уведомить о принятом решении управляющую и ресурсоснабжающую организации.

Однако важно заметить, что исходя из ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника помещения в многоквартирном доме.

Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества (например, электроэнергия, потребленная на работу лифтов, освещение подъездов в многоквартирном доме, тепловая энергия на отопление мест общего пользования), должна вноситься управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

При этом принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что собственники начнут получать квитанции на оплату от ресурсоснабжающей организации.

В законе не указана обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы.

В то же время, поскольку в законе прямо указано, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), то, следовательно, управляющая организация продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Соответственно и представление собственникам платежных документов на оплату коммунальных услуг продолжает оставаться функцией управляющей организации как исполнителя (п. 37 Правил № 307).

Исходя из изложенного, считаем, что в случае принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, квитанции на оплату коммунальных услуг по-прежнему будет выставлять управляющая организация. При этом в квитанции будут указываться отдельными строками суммы в оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (с указанием банковского счета управляющей организации) и суммы в оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды (с указанием банковского счета ресурсоснабжающей организации).

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Скачать закон полностью

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы. За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Платить напрямую ресурсоснабжающим организациям (РСО) за услуги ЖКХ станет проще. В конце июля кабмин утвердил ряд документов, которые позволяют делать это. Так, например, предусматривается порядок взаимодействия между управляющими компаниями и РСО. Теперь в случае прямого расчета УК должны предоставить ресурсникам информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.

"А именно - данные о каждом собственнике или пользователе помещения, адреса квартир с указанием количества лиц, постоянно проживающих в них, данные о приборах учета, сведения о жилых помещениях, в которых предоставление коммунальной услуги ограничено или приостановлено", - говорится на сайте Минстроя РФ.

Также утвержден типовая форма прямого договора между собственниками квартир и ресурниками. Сам договор состоит из десяти положений. Он содержит общие данные - об организации, потребители услуг, жилом помещении и услуге, за которую собственник будет платить напрямую. Еще в нем указан учет объема коммунальной услуги, размер платы за нее, порядок расчетов, права и обязанности сторон. Ознакомиться с документом .

По мнению замминистра строительства и ЖКХ Максима Егорова , типовая форма прямых договоров в ЖКХ упростит взаимоотношения между гражданами и ресурсниками.

"Мы разработали и утвердили форму типового договора, чтобы гражданам, переходящим на прямой расчет с ресурсоснабжающими организациями, были понятны условия этого взаимодействия, и чтобы на территории всей страны они были одинаковы", - сказал замминистра.

В Госдуме считают, что типовой договор позволит собственникам активнее переходить на прямые договора, которые в будущем должны стать преимущественной схемой оплаты за коммунальные услуги.

Сам закон о переходе на прямые договоры с РСО (без посредника в лице управляющей компании) был подписан еще в апреле прошлого года. Перейти на такую схему расчета можно в двух случаях. Первый - сами граждане могут на общем собрании собственников жилья принять такое решение. Второй - поставщики ресурсов могут в одностороннем порядке перейти на прямые договоры с потребителем, если управляющая организация больше двух месяцев задерживает собранные с граждан деньги за коммунальные услуги.

Основная причина принятия такой схемы - долги управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями. УК собирали деньги с собственников, но не рассчитывались в полном объеме или вовремя с ресурсниками. Так появились поправки, которые позволяют платить за коммунальные услуги напрямую, напоминает руководитель направления "Городское хозяйство" Института экономики города Игорь Колесников.

Ранее Минстрой РФ озвучивал, что подобные достигли 250 млрд рублей. При этом, собираемость платежей с населения за услуги ЖКХ составляла почти 90%.

Несмотря на то, что закон о прямых договорах действует уже больше года, широкого распространения такая схема оплаты пока не получила. Процесс перехода на прямые договора в регионах происходит неравномерно. В одних субъектах жители половины многоквартирных домов обслуживаемого фонда (45-50%) расплачиваются за поставку коммунальных ресурсов по-новому, в других этот процесс только начинается и находится на отметке в 10-12%, рассказывает ведущий эксперт в области ЖКХ Александр Костюков.

На это влияют ряд факторов: позиция администрации и контролирующих органов, ресурсоснабжающих организаций, различное состояние самого жилого фонда. Также существуют трудности в домах с самостоятельным приготовлением горячей воды и отопления. По таким домам нет формул для прямых договоров и не предусмотрено правил расчёта с поставщиками газа и воды, поскольку житель в соответствии с законодательством покупает готовую коммунальную услугу, а не ресурсы по отдельности для её оказания, поясняет эксперт.

Недостатком новой системы прямых отношений, по мнению многих потребителей, стала неготовность самих ресурсников к многозадачной работе. Это - прием показаний квартирных счетчиков, проведение персональных расчетов, взыскание долгов с неплательщиков, а главное к прямое общение с людьми. В первые месяцы действия нового закона жители многоквартирных домов даже жаловались, что ресурсники "притормаживали" переход их дома на прямой договор под разными предлогами, в том числе недоверия к протоколу собрания собственников, добавляет Александр Костюков.

Выстраивать напрямую отношения с ресурсоснабжающими организациями должно стать проще благодаря утвержденной типовой форме прямых договоров. Будет некий образец, заполнив который, собственники квартир смогут платить за коммуналку напрямую ресурсникам.

Сам типовой договор дает возможность собственникам устанавливать отношения с РСО и вносить напрямую ей платежи за ресурс, который она поставляет. То есть, такой договор призван упростить формирования отношения между потребителями услуг и ресурсниками, говорит Игорь Колесников.

По мнению Александра Костюкова, утверждение типового договора - это несколько формальная сторона вопроса, которая не сыграет какой-то ключевой роли.

"В целом типовой договор - это единый консолидирующий документ, который не потребует обращения к другим многочисленным положениям законодательства, что сделает более понятными права и обязанности участников договора - потребителя и исполнителя коммунальной услуги", - говорит он.

Эксперты также указывают на недостатки типового договора. Например, в нем не учитывается качество предоставляемых услуг: температуры подаваемой воды или давления газа. Это значит, что если потребитель не согласен с качеством услуги, ему сложно предъявить претензию, так как качественные характеристики не были оговорены заранее, отмечает директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

Кроме того, детально не прописана процедура решения спорных ситуаций и выплаты штрафов при оказании некачественных услуг. УК в спорных ситуациях было проще взаимодействовать с ресурсниками, так как у них есть пул юристов, которые занимаются подобными вопросами. Простому потребителю оспорить размер платежки или любой другой вопрос сложнее. Сам переход на прямой договор никак не влияет на размере платежке, а в некоторых случаях может увеличить ее размер, так как РСО хотят получать с потребителя по максимуму, говорят эксперты.

Для ресурсников прямые договора, с одной стороны - плюс, если УК действительно платить неисправно. В таком случае прямое взаимодействие с жителями позволит наладить стабильный финансовый поток. С другой стороны, ресурсникам придется вступать в договорные отношения с каждым жильцом, а это дополнительные затраты, отмечает руководитель направления "Городское хозяйство" Института экономики города.

Добросовестные управляющие организации рассматривают прямые договора как положительное явление, особенно если в доме есть должники среди собственников (что тоже не редкость). "Теперь и подготовка необходимой платёжной документации, и работа с должниками ложится на плечи ресурсоснабжающих организаций", - поясняет Александр Костюков.

И в ближайшее время должен поступить в аппарат правительства.

Если закон вступит в силу, поставщики смогут принимать платежи от населения напрямую, в обход управляющих компаний.

Согласно документу, договоры ресурсоснабжения будут заключаться поставщиками непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме. При заключении договора интересы собственников будет представлять лицо или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Но плата за коммуналку будет в таком случае осуществляться на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании и ТСЖ. Показания приборов учета также должны будут передаваться в ресурсоснабжающую организацию, если собственники жилья в многоквартирных домах решат делать это напрямую. В то же время у жильцов сохранится возможность платить и в жилищную организацию, управляющую домом, если та получит согласие от поставщика коммунальных ресурсов на прием платежей.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что для большинства потребителей его принятие не повлечет никаких изменений. А вот должники, несвоевременно оплачивающие коммунальные услуги, после принятия законопроекта будут вынуждены взаимодействовать напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Как пояснили «Газете.Ru» в нескольких энергокомпаниях, в результате принятия этого закона у ресурсоснабжающих организаций появится возможность вытребовать долги у физлиц за коммунальные услуги в судебном порядке.

«Исключение из маршрута оплаты коммунальных услуг посредника — управляющей компании — позволит завершить процедуру очистки рынка от недобросовестных УК, бизнес-модель которых предусматривает не столько управление домами, сколько воровство денег, перечисляемых потребителями. Для добросовестных УК никаких негативных последствий законопроект не несет», — пояснил «Газете.Ru» замглавы . В ведомстве уточнили, что сейчас законопроект дорабатывается в соответствии с замечаниями правовой экспертизы.

Упразднение недобросовестных посредников позволит остановить рост задолженности в сфере ЖКХ, который достиг почти 1 трлн руб. Причем рост долгов наблюдается не только на Северном Кавказе, но и по всей России. Общая задолженность в сфере ЖКХ составляет около 937 млрд руб., отметил в январе Владимир Путин, подчеркнув, что в коммунальной отрасли огромное количество «серых схем».

Основная доля долгов за энергоресурсы приходится на тепловую и электрическую энергию и газ.

По данным Росстата за девять месяцев 2015 года, из всех подотраслей ЖКХ самый высокий объем задолженности наблюдается у теплоснабжающих организаций — 334 млрд руб., на втором месте долги за электроэнергию — 162 млрд руб., на третьем месте газоснабжение — 141 млрд руб.

Задолженность за тепло в 2015 году выросла на 14%, до 169,9 млрд руб., за электричество — на 17, 4%, до 216 млрд руб., рассказали «Газете.Ru» в Совете производителей энергии (считают данные крупных генераторов). Задолженность за газ в 2015 году увеличилась на 19,8%, до 152,1 млрд руб. (данные » межрегионгаза»).

Самые низкие темпы роста задолженности — на оптовом рынке электроэнергии.

Задолженность по итогам 2015 года выросла на 9%, до 75 млрд руб. (с учетом долгов по цессии). Это объясняется правилами расчета на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), на котором действует строгая система контроля, предполагающая предоплату и жестко установленные сроки проведения платежей. В теплоснабжении таких жестких правил нет. Потребители платят за тепло постфактум, при этом за счет того, что большинство потребителей — это жилищные организации, обеспечивающие теплом население, отключать их от услуги запрещено. Именно эти посреднические организации, работающие с населением, и являются главными неплательщиками. К ним относятся управляющие компании, ТСЖ, жилищные организации, краевые и муниципальные предприятия. Самой дисциплинированной категорией потребителей выступают промышленники: по данным совета, их задолженность за тепло в 2015 году составила всего 4 млрд руб. (2,3% от общей доли на рынке), при этом за год она снизилась почти на 20%. Уровень оплаты за электроэнергию у промышленников на розничном рынке также один из самых лучших — 97,4%. Граждане тоже в основном добросовестные плательщики, что видно при переходе с ними на прямые расчеты, говорят генераторы.

Управляющие компании наращивают задолженность

На долю жилищных организаций и территориальных сетевых организаций (ТСО) приходится более 57% задолженности (97,36 млрд руб. по итогам года) за тепло, а в Москве из 26,6 млрд руб. общей задолженности за тепло и горячую воду на жилищные организации приходится 22,4 млрд руб., т.е. 84%, по данным (входит в «Газпром энергохолдинг»). При этом объем неплатежей таких компаний-посредников продолжает расти: за 2015 год жилищные организации в целом в России нарастили задолженность стремительнее, чем в среднем на рынке теплоснабжения, — на 17,5% (14,48 млрд руб.) против среднестатистических по рынку 14%.

В Сибирской генерирующей компании (СГК) «Газете.Ru» сообщили, что 80-85% от общей суммы дебиторской задолженности за тепло предприятий СГК приходится на группу «ЖКХ и население». Низкую платежную дисциплину управляющих компаний отметили и в «Газпром теплоэнерго». «Выступая в роли посредников, они собирают с населения оплату за тепловую энергию, но не перечисляют ее поставщикам — теплоснабжающим организациям», — посетовали в разговоре с «Газетой.Ru» в компании. В на управляющие компании приходится и вовсе 91% задолженности за тепло — с 2012 по 2015 год она подскочила на треть, с 7,2 млрд до 9,2 млрд руб.

Управляющие компании либо на два-три месяца задерживают выплаты, либо не платят вообще, прибегая к мошенническим схемам, жалуются энергетики. Бывают случаи, когда УК «рисуют» гражданам неадекватные платежки. В частности, в Санкт-Петербурге в январе у теплоэнергетиков и подконтрольного чиновникам ГУП «ВЦКП», которое выставляет 70% многоквартирных домов Петербурга счета за коммунальные услуги по данным ЖКС, не совпали показания общедомовых приборов учета (ОДПУ) по 250 домам, на основании которых рассчитывается плата за отопление. По сути ВЦКП собирает с населения одну сумму, а генераторы тепла должны были получить совершенно другую, которая, как правило, на 5-10% ниже, сообщал «Коммерсантъ». Многие из этих организаций собирают денежные средства с жильцов за поставляемую энергетиками тепловую энергию, однако не перечисляют их генератору, а накапливают вместо этого многомиллионные долги и на завершающей стадии банкротятся, не заплатив по счетам. По сути, единственной мерой воздействия на компании-должники является начисление пени, которые обычно удается взыскать только в судебном порядке. Но если управляющая компания вступила в состояние банкротства, полное взыскание долгов становится невозможным.

Жилищно-мошенническое хозяйство

Большинство энергетиков сходятся во мнении, что рост задолженности жилищных организаций перед энергогенерирующими компаниями кроется в мошеннических схемах вывода финансовых средств, полученных от населения, через посреднические компании.

После банкротства одних управляющих компаний на их месте учреждают другие, с похожим названием и тем же руководящим составом, часто аффилированным с муниципальными властями. «От обанкротившихся фирм новые порой отличаются одной-двумя буквами в названии либо изменившейся организационно-правовой формой: было ОАО — стало ООО либо ЗАО», — уточнили в ТГК-2.

Наш дом — Архангельск. Это не лирическое отступление от темы теплоснабжения. ООО «Наш дом — Архангельск» — это жилищная компания, в управление которой с 2006 по 2010 год постепенно поступили более 150 многоквартирных домов в Архангельске. За эти четыре года компания получила из областного бюджета 170 млн руб. в качестве возмещения убытков, которые она понесла за скидки на тепло и горячую воду для льготной категории граждан. Как позднее выяснилось в ходе следствия, деньги распределялись по счетам других компаний и выводились через подрядные организации. К этому времени у управляющей компании образовалась задолженность за тепло в размере 100 млн руб., хотя жители домов, находившихся в управлении компании, в подавляющем большинстве исправно оплачивали счета за тепло и электричество. С марта по октябрь 2010 года руководство и собственники должника создали более десяти новых управляющих компаний, слегка видоизменив названия: УК 1 «Наш дом — Архангельск», УК 2 «Наш дом — Архангельск», ООО УК 7 «Наш Дом», ООО УК «Наш Дом» и так далее. Многоквартирные дома передавались в ведение новых компаний (по отзывам жильцов, протоколы общих собраний собственников жилья были сфальсифицированы), а старые, уже накопившие многомиллионные долги управляющие компании входили в процедуру банкротства. В 2014 году бывший гендиректор УК «Наш дом — Архангельск» Лариса Марчук, которая также успела поработать депутатом городской Архангельской думы 24-го созыва, была осуждена по уголовному делу за умышленное искажение показаний приборов учета тепла, злоупотребление полномочиями и нецелевое использование полученных от населения финансовых средств. Приговор по уголовному делу, в котором фигурировали долги на несколько десятков миллионов рублей, составил три года. Условно.

Энергетики за ужесточение

Генерирующие компании выступают за ужесточение мер воздействия на недобросовестных потребителей, в первую очередь управляющих компаний. Среди предлагаемых мер — существенное повышение штрафов, упрощение судебной процедуры взыскания задолженности и запрет для учредителей обанкротившихся ТСЖ и УК вновь создавать компании с тем же функционалом. Другим предложением со стороны энергетиков является повышение ответственности «неотключаемых» потребителей тепловой энергии, работающих с населением: в случае с УК и ТСЖ — обязательная банковская гарантия, в случае с госучреждениями — гарантия бюджетной выплаты от того органа власти, который включил это учреждение в список неотключаемых потребителей. В компаниях уверены, что переход на прямые расчеты повысит собираемость платежей.

С начала года вступил в силу федеральный закон об укреплении платежной дисциплины: он предусматривает увеличение неустойки за просрочку платежа за энергоресурсы и предоставление банковской гарантии некоторыми категориями потребителей в случае просрочки платежей. Но пока закон не работает в полной мере, так как он не обеспечивает в равной степени усиление контроля над выплатами по всей цепочке платежей в энергоснабжении, отметил , исполнительный директор компании Voltaware.

Высокий уровень задолженности в ЖКХ, который продолжает повышаться, угрожает надежности всей отрасли. Износ оборудования, в частности, в теплоснабжении по России достигает 80% в некоторых регионах.

На ремонт требуются длинные кредиты, долгосрочные инвестиции с понятным сроком и уровнем окупаемости. В отметили, что неплатежи лишают компанию стимула к проведению газификации, поскольку новые потребители зачастую являются генераторами новых долгов. Рост задолженности негативно сказывается и на состоянии тепловых сетей, которые уже имеют очень высокую степень износа, увеличивается риск аварийных ситуаций в отрасли, полагают в СГК. Это приводит к невозможности проведения модернизации энергообъектов, добавляют в ТГК-2. Ситуация с долгами в сфере ЖКХ приводит к снижению показателей ликвидности и платежеспособности энергокомпаний. Инвесторы, и так немногочисленные в сфере теплоэнергетики, не решаются вкладываться в рисковые активы.