Профессия космонавт. Рассказ детям. Конспект занятия "профессия космонавт" Полеты советских космонавтов и космонавтов зарубежных стран на космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальных станциях «Салют»

Конспект занятия по теме «Профессия космонавт»


Цель : Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос.
Задачи: Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного.
Развивать любознательность, воображение, мышление.
Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.


Оборудование: ноутбук, картинки на космическую тему, запись «космической» музыки, воздушные шарики, 2 обруча, шаблоны ракет из картона, клей и салфетки для рук.


Ход занятия:

Дети под «космическую» музыку и садятся на стульчики полукругом перед монитором.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями, назовите мне профессии, с которыми мы уже познакомились? (ответы детей).
- А есть еще одна профессия, о которой мы сегодня с вами будем говорить. Послушайте загадку и я, надеюсь, вы догадаетесь, о ком она.

Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто скажите, это?

Правильно, космонавт!

Сегодня мы поговорим о профессии «космонавт». Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.


Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо? (Ответы детей). Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный). Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И вот люди изобрели мощную машину.

Отгадайте, какую машину люди изобрели?

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета.)

А изобрели ракету, ученые конструкторы, под руководством главного конструктора ракетно-космических систем, академика С.П. Королева.

(Повторить)


1 «Космическая ракета» Воспитатель:

Сейчас мы с помощью воздушных шариков посмотрим, как быстро летит космическая ракета. Надуваем шарики, а потом разжимаем пальцы.

Что происходит шариком? (Он резко взлетел вверх) Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.

2 «Первый космонавт» Воспитатель:

Первым космонавтом, который полетел на космической ракете, был Юрий Алексеевич Гагарин (повторить)

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.


- Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» (повторить с детьми)Полет продолжался совсем не долго – всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. Приземление Гагарина было произведено на колхозном поле неподалеку от одного из районных центров Саратовской области - города Энгельса. В районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час.

3 «Первая женщина космонавт»

16 июня 1963 года - в космос отправилась первая женщина - Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.

Ребята, а вы хотели бы полететь в космос?

Конкурс. Построить ракету.

Чтобы лететь в космос, нам нужны ракеты. Мы с вами должны их построить. Итак, кто быстрее построит ракету, тот первым и полетит путешествовать по планетам. Ребята на столе, собирают ракеты (мальчики под названием «Восток», а девочки «Восток 6»)

Физ. минутка.

«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».


Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Раз, два, три, четыре, пять, будем в космос мы взлетать. Полетели (дети занимают места в обруче).

4 «Орбитальная станция» Воспитатель:
- Космический корабль везет космонавта в космос.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе? (Ответы детей)
- У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция (дети повторяют хором). Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.
В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов, и это могут быть космонавты из разных стран.

5 «Скафандр» Воспитатель: - Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр (повторить).

В настоящий момент созданы и испытаны в реальных условиях три типа космических скафандров. Это аварийно-спасательные скафандры, скафандры для выхода в открытый космос и скафандры для работы на поверхности небесных тел. Последний тип скафандров использовался при полетах на Луну.
Все космические скафандры имеют герметичную оболочку и систему обеспечения космонавта кислородом, систему поглощения углекислого газа и паров воды. Теплоизоляция скафандра обеспечивается многослойной оболочкой, а система подогрева или охлаждения его обычно выплавлена в виде трубок, по которым циркулирует жидкость-теплоноситель. В шлеме космического скафандра находится устройство связи, а также системы подачи питьевой воды и (при необходимости) пищи. В скафандре есть и система датчиков, позволяющая следить за физическим состоянием космонавта. Таким образом, скафандр является не только «космической одеждой» но, по существу, маленьким индивидуальным космическим кораблем, обеспечивающим жизнедеятельность и работу человека в космосе.

6 «Работа на орбитальной станции» Воспитатель:
- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции? (Ответы детей).

Они занимаются исследовательской деятельностью: изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю. Условия невесомости дают возможность проводить самые разнообразные эксперименты, немыслимые на земле, исследования позволяют задуматься о сооружении в недалеком будущем орбитальных заводов.

Рано или поздно человечеству придется начать освоение околоземного пространства – вначале Луны, а затем и других планет. Уже сегодня ведущие космические державы разрабатывают проекты создания лунных городов и разработки недр спутника Земли.

Работают космонавты по 10 часов в сутки.

7 «Невесомость» Воспитатель:
- В орбитальной станции - невесомость (повторить с детьми). Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.Понятие как «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо. Мы испытываем ее каждый раз, просто подпрыгнув - в момент, когда летим вниз, и наша скорость становится, равна ускорению свободного падения. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях - в тот момент, когда они на секунду застыли, перед тем как опуститься вниз. Мы испытываем невесомость на борту корабля, качаясь на волнах. Космонавт же находится в состоянии невесомости все время, пока он на орбитальной станции.

8 «Сон космонавта» Сон по расписанию занимает 8 часов, но на практике многие отдыхают всего 4-5 часов, и этого им достаточно. Спать приходится в масках для сна и с берушами, (это специальные затычки для ушей) чтобы не мешал шум многочисленных механизмов .

Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристегнутые ремнями. А если их не пристегивать, то из-за состояния невесомости они будут летать.

Релаксация.

А давайте мы тоже попробуем поспать, как космонавты в состоянии невесомости. (Дети под музыку, изображают позы спящих космонавтов)

9 «Космическая еда» Воспитатель:

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки? (Ответы детей)
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот, какие блюда могут быть в этих тюбиках. (Ответы детей)

На прием пищи космонавтам отводится 2-2,5 часа в сутки.

10 «Возвращение на землю» Воспитатель:

Космонавты могут находиться в космосе очень долго, от нескольких месяцев, до года.
- Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А как возвращаться космонавтам ведь ракета их сгорела в космосе?

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.
- На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавтов. Давайте проверим, насколько вы были внимательны и что запомнили.

11 «Закрепление материала»

Воспитатель задает следующие вопросы:

Кто построил первую ракету?

Кто был первым космонавтом и как называлась его ракета?
-А как зовут первого космонавта женщину и как называлась ее ракета?
- Как называется дом космонавтов?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- Как едят космонавты? Как спят космонавты?

Молодцы!


12 «Заключительный» Воспитатель:
Может быть, кто-то из вас тоже захочет стать космонавтом?

Сначала нужно хорошо учиться в школе, затем окончить высшее учебное заведение. А потом уже идти в космонавты.

В России космонавтов готовят в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке, недалеко от Москвы. В процессе подготовки космонавту приходится бывать в различных организациях и предприятиях, имеющих отношение к космонавтике, там он и получает дополнительные знания.

Космонавтами могут быть абсолютно здоровые физически люди, которые умеют плавать, бегать, кататься на лыжах с приставкой «быстро». Но богатырей в небожители тоже не отбирают. Лучше, если это будет человек среднего телосложения, весом от 50 до 90 килограмм и ростом не больше 190 сантиметров.

На сегодня весь список российских и советских космонавтов - 116 человек. Вроде не так и мало, но ведь это всего лишь сто человек со всей страны.

Тяжелый, кропотливый труд требует постоянного напряжения воли, нервов и громадной внутренней дисциплины. Но мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми людьми и прекрасными профессионалами, приносящими огромную пользу своей стране.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.

34.8

Для друзей!

Справка

С момента первого полёта человека в космос в мире появилась новая профессия, для многих до сих пор окутанная ореолом героизма и романтической тайны. Это очень редкая профессия. В настоящий момент в нашей стране активных космонавтов всего 31 человек.

Работы для космонавтов много. В развитии космоса заинтересованы , учёные и , . Предложения сотрудничества поступают от сотен разных компаний и организаций.

Совершение человеком межпланетных полётов рассматривается уже как ближайшая реальность. Делаются конкретные шаги к освоению Луны. Разрабатывается целая программа освоения Марса с использованием пилотируемых марсоходов. Создаются транспортные пилотируемые корабли нового поколения.

Интересный факт. Скафандр космонавта весит около 100 килограммов и изготавливается для каждого индивидуально.

Описание деятельности

Космонавт работает в космосе, в космическом корабле во время полёта, на космической станции, а так же, при необходимости, и в открытом космосе.

И всё же, большую часть времени космонавт находится на Земле, где проводится грандиозная подготовительная предполётная работа. Здесь местом его работы становятся конструкторские бюро, лаборатории, научно-исследовательские институты, кабина пилота, спортзал. Он должен прекрасно знать свой корабль, поэтому участвует во всех этапах его , до наземного испытания всех систем.

Задачи, которые ставятся в полёте, на столько разнообразны, что требуют от космонавта обладать множеством профессий и способности бесконечно учиться. Космонавт - вредная и опасная для здоровья профессия, поэтому пенсионный возраст наступает рано. Однако, возраст не является серьёзным препятствием к полётам. Так, например, Павел Виноградов отметил в полёте своё 60-летие.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Какую специальность нужно получить

Трудовые обязанности

Пока космонавт ещё на Земле, он участвует в составлении четкого плана и графика исследований, экспериментов, испытаний и других задач, которые будет выполнять в космосе. Он должен набраться опыта, знаний, навыков, необходимых для выполнения сложных заданий. В настоящее время экипаж обычно состоит из трёх человек.

Находясь в полёте, каждый член экипажа отвечает за свою часть работы, согласно поставленным на земле задачам. За поддержание всех узлов станции в нормальном рабочем режиме, их диагностикой, профилактикой, отвечает . испытывает системы корабля, отвечает за прохождение полёта. отвечает за здоровье экипажа, режим сна, питание, проводит запланированные исследования, обрабатывает и отправляет на землю полученную научную информацию. Однако, космонавты обладают таким запасом знаний и умений, что, в случае необходимости, могут заменить друг друга, или прийти на помощь.

Особенности карьерного роста

Учитывая очень жёсткий отбор кандидатов, уже сам факт зачисления в отряд космонавтов может рассматриваться, как достаточно высокая ступень карьеры. Потом их ждёт 1,5 года общекосмической подготовки, сдача экзамена, подготовка к полёту в составе группы, и, наконец, назначение в экипажи и ожидание. Ждать своего первого полёта приходится от 5до 10 лет. Но некоторые так и не дождутся.

Одни посвящают космонавтике всю свою жизнь. Другие уходят из отряда космонавтов по здоровью или ещё по каким-либо причинам. Космонавты настолько широко и высоко образованный народ, что, всегда находят себе работу, исходя из своих представлений о дальнейшей карьере. Среди них руководители разного уровня в ЦУП, учёные, общественные деятели, политики и список этот можно продолжить.

Характеристика сотрудника

Главное требование - это идеальное здоровье. Перегрузки, невесомость требуют большой выносливости организма. Работа в условиях постоянного напряжения, огромной ответственности, часто непредсказуемости возможна при условии здоровой устойчивой психики.

Космос - это работа для интеллектуалов. Космонавт должен обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями во многих областях и многими практическими навыками и умениями. Способность и желание постоянно учиться - ещё одно из важных качеств, поэтому у космонавтов чаще всего не одно, а несколько высших образований.

Для работы в космосе требуются люди особого склада. Здесь всё всерьёз и честно. Любая фальшь в полёте может обернуться реальной угрозой жизни команды. Здесь нельзя казаться - надо быть. Быть профессионалом, отвечать за каждый свой поступок. Не знаешь - узнай, не умеешь - научись, страшно или больно - умей преодолеть себя, хочешь командовать - научись подчиняться. Только так. Вся жизнь набело.

В детстве тысячи мальчишек на вопрос, кем ты хочешь быть, когда вырастешь, с серьёзным видом отвечали: «Космонавтом». Но только единицам удаётся воплотить мечту в реальность и на самом деле стать покорителями космоса. Прежде чем ступить на борт космического корабля, претендентам приходится пройти долгий и непростой путь. Постоянные психологические и физические нагрузки под силу перенести не каждому. Однако взамен космонавт получает восхищение и уважение всех жителей Земли и чувство причастности к чему-то большому и важному.

Именно этот человек впервые отправился в космос 12 апреля 1961 года. Юрия Гагарина знают все!

Ни для кого не секрет, что в космонавты берут только самых умных и физически выносливых. Если есть мечта бороздить космическое пространство, то уже с раннего детства нужно позаботиться о своей физической форме и хорошей учёбе. В космос возьмут только с идеальным здоровьем. Также при отборе учитывается психологическое состояние и характер человека. Если вы не умеете уживаться с людьми, вас могут счесть непригодным к полётам. Стоит также научиться хорошо плавать, так как тренируют будущих космонавтов преимущественно под водой. Ещё одно требование — владение английским и русским языком. Именно на них ведётся обучение и работа.

Документальный фильм о жизни астронавтов на МКС

На борту космического корабля есть разные специалисты: космонавт-испытатель, космонавт-инженер и космонавт-исследователь. Испытатель — это пилот. Он управляет кораблём, разбирается в навигации и координирует работу членов экипажа. Пилотов обычно выбирают из числа военных лётчиков. Чтобы попасть на борт корабля, нужно иметь соответствующее образование (в Беларуси его можно получить в ), немалый опыт полётов и обладать лидерскими качествами.


Более 500 человек было отправлено в космос, из них трое — белорусы: Пётр Климук (справа), Владимир Коваленок (слева) и Олег Новицкий

Инженер на борту летательного аппарата отвечает за обслуживание технических систем корабля, разрабатывает и испытывает их новые версии, а также ремонтирует корабль во время полёта. Чтобы инженеру попасть на борт космолёта, необходимо иметь хорошее техническое образование ( , ). Обращают внимание космические агентства на людей, которые преуспели в науке: защитили работу, имеют патенты на изобретения.

Исследователи в космосе занимаются изучением поведения живых организмов в состоянии невесомости, проводят эксперименты, а также отвечают за состояние здоровья членов экипажа. Этому специалисту обязательно нужно обладать глубокими знаниями медицины, биологии и химии ( , ).

В космос летают не только мужчины. Серова Елена Олеговна — космонавт на МКС

Все, кто побывал в космосе, скажут, что эта работа не только увлекательная, но и весьма опасная. Поэтому очень важно быть готовым рисковать своей жизнью, принимать сложные решения и всегда оставаться начеку.


Новицкий Олег Викторович (по центру) стал третьим белорусом, кому удалось посмотреть на родную планету действительно с другой стороны. Он был командиром корабля «Союз ТМА-06М», который стартовал 23 октября 2012 года

Стоит отметить, что в Беларуси нет своего космического агентства, но достойных кандидатов всегда с удовольствием принимает

В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.

Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.

Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.

К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.

Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры и ученые и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.

Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.

Космонавт - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле или на каком-либо другом космическом объекте.

12 апреля 1961 г. мир был потрясен сообщением ТАСС о том, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту, пилотируемый гражданином Союза Советских Социалистических Республик Ю. А. Гагариным. Всего 108 мин продолжался полет Юрия Гагарина, но он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия - космонавт.

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. Так, десятикратная перегрузка означает, что космонавт, например, при собственном весе 80 кг ощущает свой вес равным 800 кг. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для человека, родившегося и живущего в условиях земной силы тяжести. Для сохранения высокой работоспособности в этих условиях и возможности быстрой адаптации организма при возвращении на Землю космонавт, находясь в космическом корабле, должен по нескольку часов в день заниматься тяжелыми физическими упражнениями.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Двадцатипятилетняя летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы.

Космонавт должен превосходно знать космическую технику и безукоризненно владеть ею. Уже первые космические корабли обладали очень сложным техническим устройством. С тех пор космическая техника стала еще более сложной и совершенной, что предъявляет еще более высокие профессиональные требования к космонавту. Только идеальное взаимодействие космонавта с космическим кораблем, умение проводить регулярные профилактические и ремонтные работы может обеспечить полностью успешное выполнение программы полета.

Наконец, космонавт - это исследователь, и он должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой. А с каждым годом научные программы космических полетов становятся все шире и насыщеннее, научная аппаратура - все сложнее и разнообразнее. Современная научная программа работ экипажа на орбитальной станции «Салют» включает медико-биологические исследования и эксперименты с целью изучения, как влияют факторы космического полета на состояние и рост человека, животных и высших растений; наблюдения таких интересных атмосферных явлений, как полярные сияния, серебристые облака, а также наблюдения за штормами, ураганами, смерчами, лесными пожарами для своевременного оповещения наземных служб о надвигающихся стихийных бедствиях; наблюдения и фотосъемки земной поверхности и Мирового океана с целью изучения природных ресурсов Земли для нужд лесного и сельского хозяйства, геологии, мелиорации и землепользования, океанографии и рыбного хозяйства. Интересная область работ космонавтов на орбитальных станциях - космическое материаловедение. Они проводят разнообразные технологические эксперименты - плавки, пайки, сварки - со многими веществами, чтобы получить материалы с новыми необычными свойствами, а также определить, как ведут себя те или иные материалы при проведении технологических процессов в космических условиях.

Одно из наиболее перспективных направлений космических исследований - внеатмосферная астрономия. У космонавта превосходные возможности вести астрономические наблюдения, поскольку ему не мешает атмосфера - основной фактор, препятствующий проникновению к наземным инструментам электромагнитного излучения в большинстве диапазонов спектра.

Космонавты все шире пользуются предоставленной возможностью для проведения астрономических наблюдений. На борту орбитальной станции «Салют-4» были установлены инфракрасный телескоп-спектрометр, телескоп для регистрации ультрафиолетового излучения Солнца и рентгеновские телескопы. С помощью этих инструментов космонавты провели ряд исследований Солнца, отдельных звезд, галактик, остатков взрывов сверхновых звезд. Интересная информация, которая расширяет и углубляет наши представления о Вселенной, была получена на орбитальной станции «Салют-6», где установлен крупный субмиллиметровый телескоп с криогенной системой охлаждения приемников излучения до температуры -269°С и малогабаритный гамма-телескоп. Космонавты В. А. Ляхов и В. В. Рюмин для астрономических исследований использовали радиотелескоп с зеркальной параболической антенной диаметром 10 м. Совместно с космическим действовал наземный радиотелескоп с антенной диаметром 70 м, установленный в Крыму. Космонавты провели радиокартографирование Млечного Пути и отдельных районов Земли, исследовали радиоизлучение Солнца, наблюдали пульсар.

После полета Юрия Гагарина каждый старт человека в космос становился новым шагом в освоении космического пространства. Удлинялись сроки полетов, расширялись программы научно-технических исследований и экспериментов, космонавты овладевали все более сложной космической техникой. Полет Германа Титова продолжался свыше суток, а Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт - находилась в космическом полете почти трое суток.

В марте 1965 г. Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение примерно 20 мин находился в открытом космосе.

В.В. Терешкова - первая в мире женщина-космонавт

Из космонавтов США наиболее известны Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз - экипаж космического корабля «Аполлон-11», который в июле 1969 г. совершил полет к Луне с высадкой на ее поверхность. Н. Армстронг и Э. Олдрин стали первыми людьми, побывавшими на Луне.

А.А. Губарев (СССР) и В. Ремек (ЧССР) - экипаж космического корабля «Союз-28».

В 70-е гг. советская программа пилотируемых космических полетов была направлена на создание долговременных орбитальных станций со сменяемыми экипажами - магистрального пути человека в космосе. Доставляемые транспортными космическими кораблями «Союз» на орбитальные станции «Салют» советские космонавты совершили ряд длительных космических экспедиций. Так, полет космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на корабле «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» продолжался почти 64 сут. На базе орбитальной станции «Салют-6» был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» - «Союз», регулярно снабжаемый топливом и другими необходимыми материалами автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс». На этом орбитальном научно-исследовательском комплексе советские космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков, В. А. Ляхов и В. В. Рюмин, Л. И. Попов и В. В. Рюмин, В. В. Коваленок и В. П. Савиных совершили длительные космические полеты продолжительностью соответственно 96, 140, 175, 185 и 75 сут.

Еще более длительные экспедиции в космос совершили советские космонавты на научно-исследовательском комплексе «Салют-7» - «Союз Т» - «Прогресс». 211 сут работали в космосе А. Н. Березовой и В. В. Лебедев, 150 сут - В.А. Ляхов и А.П. Александров, 237 сут - Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев и О.Ю. Атьков.

На орбитальной станции «Салют-7» дважды работала С.Е. Савицкая - вторая в мире женщина, совершившая полет в космос. Во время второго полета она выходила в открытое космическое пространство, чтобы провести испытания нового универсального ручного инструмента (УРИ), предназначенного для выполнения сложных технологических операций. С помощью УРИ С.Е. Савицкая выполнила операции по резке, сварке, пайке металлических пластин и напылению покрытия.

С.Е. Савицкая - первая в мире женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос; с помощью руного инструмента она выполнила ряд сложных технологических операций.

В 70-е гг. успешно развивалось сотрудничество космонавтов различных стран непосредственно в космосе. В июле 1975 г. был выполнен совместный экспериментальный полет космического корабля «Союз-19», пилотируемого советскими космонавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, и космического корабля «Аполлон», пилотируемого американскими космонавтами Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брандом.

А.А. Леонов, Т. Стаффорд, В.Н. Кубасов, Д. Слейтон и В. Бранд - участники совместного полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлон».

В 1978-1981 гг. по программе «Интеркосмос» вместе с нашими космонавтами на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» совершили полеты космонавты Чехословацкой Социалистической Республики - В. Ремек, Польской Народной Республики - М. Гермашевский, Германской Демократической Республики - 3. Йен, Народной Республики Болгарии - Г. Иванов, Венгерской Народной Республики - Б. Фар-каш, Социалистической Республики Вьетнам - Фам Туан, Республики Куба - А. Тамайо Мендес, Монгольской Народной Республики - Ж. Гуррагча и Социалистической Республики Румынии - Д. Прунариу.

В 1982 и 1984 гг. в составе международных экипажей на советских космических кораблях «Союз Т» и орбитальной станции «Салют-7» вместе с советскими космонавтами полеты совершили гражданин Франции - Ж. Л. Кретьен и Индии - Р. Шарма.

К I января 1986 г. в космосе побывали 195 человек - 60 советских космонавтов, 116 американских, 3 космонавта из ФРГ, 2 космонавта из Франции и по одному космонавту из ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Республики Куба, МНР, СРР, Индии, Канады, Саудовской Аравии, Нидерландов и Мексики.

П.И. Климук (СССР) и М. Гермашевский (ПНР) - экипаж космического корабля «Союз-30».

В.Ф. Быковский (СССР) и З. Йен (ГДР) - экипаж космического корабля «Союз-31».

Н.Н. Рукавишников (СССР) и Г.И. Иванов (НРБ) - экипаж космического корабля «Союз-33».

В.Н. Кубасов (СССР) и Б. Фаркаш (ВНР) - экипаж космического корабля «Союз-36».

В.В. Рюмин и В.В. Горбатко (СССР) и Фам Туан (ВРВ) - экипаж космического корабля «Союз-37».

Ю.В. Романенко (СССР) и А. Тамайо Мендес (Республика Куба) - экипаж космического корабля «Союз-38».

В.А. Джанибеков (СССР) и Ж. Руррагча (МНР) - экипаж космического корабля «Союз-39».

Л.И. Попов (СССР) и Д. Прунариу (СРР) - экипаж космического корабля «Союз-40» и В.В. Ковалёнок, В.П. Савиных на борту станции «Салют-6».

А.С. Иванченков, В.А. Джанибеков (СССР) и Ж.Л. Кретьен (Франция) - экипаж космического корабля «Союз-Т-6».

Л.Д. Кизим, В.А. Соловьёв, О.Ю. Атьков (СССР) - экипаж космического корабля «Союз-Т-10».

Ю.В. Малышев, Г.М. Стрекалов (СССР) и Р. Шарма (Индия) - экипаж космического корабля «Союз-Т-11».

Полеты советских космонавтов и космонавтов зарубежных стран на космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальных станциях «Салют»

№ п/п Космический корабль,
орбитальная станция
Дата старта и посадки Экипаж Позывной экипажа
1 «Восток» 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин «Кедр»
2 «Восток-2» 6-7 августа 1961 г. Г.С.Титов «Орел»
3 «Восток-3» 11-15 августа 1962 г. А. Г. Николаев «Сокол»
4 «Восток-4» 12-15 августа 1962 г. П. Р. Попович «Беркут»
5 «Восток-5» 14-19 июня 1963 г. В. Ф. Быковский «Ястреб»
6 «Восток-5» 16-19 июня 1963 г. В. В. Терешкова «Чайка»
7 «Восход» 12-13 октября 1964 г. В. М. Комаров,
К. П. Феоктистов,
Б. Б. Егоров
«Рубин»
8 «Восход-2» 18-19 марта 1965 г. П. И. Беляев,
А. А. Леонов
«Алмаз»
9 «Союз-1» 23-24 апреля 1967 г. В.М.Комаров «Рубин»
10 «Союз-3» 26-30 октября 1968 г. Г. Т. Береговой «Аргон»
11 «Союз-4» 14-17 января 1969 г. В. А. Шаталов «Амур»
12 «Союз-5» 15-18 января 1969 г. Б. В. Волынов,
А. С. Елисеев,
Е. В. Хрунов
«Байкал»
13 «Союз-6» 11-16 октября 1969 г. Г. С. Шонин,
В. Н. Кубасов
«Антей»
14 «Союз-7» 12-17 октября 1969 г. А. В. Филипченко,
В. Н. Волков,
В. В. Горбатко
«Буран»
15 «Союз-8» 13-18 октября 1969 г. В. А. Шаталов,
А. С. Елисеев
«Гранит»
16 «Союз-9» 1-19 июня 1970 г. А. Г. Николаев,
В. И. Севастьянов
«Сокол»
17 «Союз-10» 23-25 апреля 1971 г. В. А. Шаталов,
А. С. Елисеев,
Н. Н. Рукавишников
«Гранит»
18 «Союз-11»,
«Салют»
6-30 июня 1971 г. Г.Т.Добровольский,
В. Н. Волков,
В. И. Пацаев
«Янтарь»
19 «Союз-12» 27-29 сентября 1973 г. В. Г. Лазарев,
О. Г. Макаров
«Урал»
20 «Союз-13» 18-26 декабря 1973 г. П. И. Климук,
В. В. Лебедев
«Кавказ»
21 «Союз-14»,
«Салют-3»
3-19 июля 1974 г. П. Р. Попович,
Ю. П. Артюхин
«Беркут»
22 «Союз-15» 26-28 августа 1974 г. Г. В. Сарафанов,
Л. С. Демин
«Дунай»
23 «Союз-16» 2-8 декабря 1974 г. А. В. Филипченко,
Н. Н. Рукавишников
«Буран»
24 «Союз-17»,
«Салют-4»
11 января - 9 февраля 1975 г. А. А. Губарев,
Г. М. Гречко
«Зенит»
25 «Союз-18»,
«Салют-4»
24 мая - 26 июля 1975 г. П. И. Климук,
В. И. Севастьянов
«Кавказ»
26 «Союз-19» 15-21 июля 1975 г. А. А. Леонов,
В. Н. Кубасов
«Союз»
27 «Союз-21»,«Салют-5»
6 июля - 24 августа 1976 г. Б. В. Волынов,
В. М. Жолобов
«Байкал»
28 «Союз-22» 15-23 сентября 1976 г. В. Ф. Быковский,
В. В. Аксенов
«Ястреб»
29 «Союз-23» 14-16 октября 1976 г. В. Д. Зудов,
В. И. Рождественский
«Родон»
30 «Союз-24»,
«Салют-5»
7-25 февраля 1977 г. В. В. Горбатко,
Ю. Н. Глазков
«Терек»
31 «Союз-25» 9-11 октября 1977 г. В. В. Коваленок,
В. В. Рюмин
«Фотон»
32 «Союз-26»,
«Салют-6»
10 декабря 1977 г. - 16 марта 1978 г. Ю. В. Романенко,
Г. М. Гречко
«Таймыр»
33 «Союз-27»,
«Салют-6»
10-16 января 1978 г. В. А. Джанибеков,
О. Г. Макаров
«Памир»
34 «Союз-28»,
«Салют-6»
2-10 марта 1978 г. А. А. Губарев,
В. Ремек (ЧССР)
«Зенит»
35 «Союз-29»,
«Салют-6»
15 июня - 2 ноября 1978 г. В. В. Коваленок,
А. С. Иванченков
«Фотон»
36 «Союз-30»,
«Салют-6»
27 июня - 5 июля 1978 г. П. И. Климук,
М. Гермашевский (ПНР)
«Кавказ»
37 «Союз-31»,
«Салют-6»
26 августа - 3 сентября 1978 г. В. Ф. Быковский,
3. Йен (ГДР)
«Ястреб»
38 «Союз-32»,
«Салют-6»,
«Союз-34»
25 февраля-19 августа 1979 г. В. А. Ляхов,
В. В. Рюмин
«Протон»
39 «Союз-33» 10-12 апреля 1979 г. Н. Н. Рукавишников,
Г. И. Иванов (НРБ)
«Сатурн»
40 «Союз-35»,
«Салют-6»
9 апреля - 11 октября 1980 г. Л. И. Попов,
В. В. Рюмин
«Днепр»
41 «Союз-36»,
«Салют-6»
26 мая - 3 июня 1980 г. В. Н. Кубасов,
Б. Фаркаш (ВНР)
«Орион»
42 «Союз Т-2»,
«Салют-6»
5-9 июня 1980 г. Ю. В. Малышев,
В. В. Аксенов
«Юпитер»
43 «Союз-37»,
«Салют-6»
23-31 июля 1980 г. В. В. Горбатко,
Фам Туан (СРВ)
«Терек»
44 18-26 сентября 1980 г. «Союз-38»,
«Салют-6»
Ю. В. Романенко,
А. Тамайо Мендес (Куба)
«Таймыр»
45 «Союз Т-3»,
«Салют-6»
27 ноября-10 декабря 1980 г. Л. Д. Кизим,
О. Г. Макаров,
Г. М. Стрекалов
«Маяк»
46 «Союз Т-4»,
«Салют-6»
12 марта - 26 мая 1981 г. В. В. Коваленок,
В. П. Савиных
«Фотон»
47 «Союз-39»,
«Салют-6»
22-30 марта 1981 г. В. А. Джанибеков,
Ж. Гуррагча (МНР)
«Памир»
48 «Союз-40»,
«Салют-6»
14-22 мая 1981 г. Л. И. Попов,
Д. Прунариу (СРР)
«Днепр»
49 «Союз Т-5»,
«Салют-7»
13 мая-10 декабря 1982 г. А. Н. Березовой,
В. В. Лебедев
«Эльбрус»
50 «Союз Т-6»,
«Салют-7»
24 июня - 2 июля 1982 г. В. А. Джанибеков,
А. С. Иванченков,
Ж. Л. Кретьен (Франция)
«Памир»
51 «Союз Т-7»,
«Салют-7»
19-27 августа 1982 г. Л. И. Попов,
А. А. Серебров,
С. Е. Савицкая
«Днепр»
52 «Союз Т-8» 20-22 апреля 1983 г. В. Г. Титов,
Г. М. Стрекалов,
А. А. Серебров
«Океан»
53 «Союз Т-9»,
«Салют-7»
27 июня - 23 ноября 1983 г. В.А.Ляхов,
А. П. Александров
«Протон»
54 «Союз Т-10»,
«Салют-7»
8 февраля - 2 октября 1984 г. Л. Д. Кизим,
В. А. Соловьев,
О. Ю. Атьков
«Маяк»
55 «Союз Т-11»,
«Салют-7»
3-11 апреля 1984 г. Ю. В. Малышев,
Г. М. Стрекалов,
Р. Шарма (Индия)
«Юпитер»
56 «Союз Т-12»,
«Салют-7»
17-29 июля 1984 г. В. А. Джанибеков,
С. Е. Савицкая,
И. П. Волк
«Памир»
57 «Союз Т-13» 6 июня - 26 сентября 1985 г. В. А. Джанибеков «Памир»
58 «Салют-7»
«Союз Т-14»
«Салют-7»
6 июня - 21 ноября 1985 г.
17 сентября - 21 ноября 1985 г.
17-26 сентября 1985 г.
В. П. Савиных
В. В. Васютин
Г. М. Гречко
А. А. Волков
«Чегет»