Повышение квалификации педагогических работников. Закон о курсах педагогов Повышение квалификации педагогических работников фз 273

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

В остальных вопросах правила освоения программ ДПО являются общими для всех отраслей. Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273-ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76).

Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности).

Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).

Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76).

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76).

При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13).

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60).

Из перечня видов документов исключено свидетельство, которое ранее выдавалось слушателям, освоившим программы повышения квалификации объемом свыше 100 часов. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ свидетельство должно выдаваться по результатам профессионального обучения в целях подтверждения присвоения разряда (класса, категории) (п. 2 ч. 10 ст. 60).

Исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ относительно итоговой аттестации обучающихся и установленного перечня допустимых в Российской Федерации видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, иные виды документов, например, сертификаты и тому подобное, не могут считаться документами, свидетельствующими об освоении образовательных программ либо их части.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 76). Тем самым законодатель подчеркивает необходимость наличия у слушателей определенного уровня профессионального образования, предшествующего освоению программ ДПО.

Законодатель отказался от установления по дополнительным профессиональным программам каких-либо образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими со дня вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, то есть с 1 сентября 2013 г. (ч. 8 ст. 108). По итогам освоения дополнительных профессиональных программ слушателям будут выдаваться документы о квалификации, образцы которых будут самостоятельно устанавливаться организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60).

Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 22 данного ФГОС).

Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках ДПО, а не профессионального обучения.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, ст.195.1 Трудового кодекса РФ

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Посетители блога - педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Таким образом, повышение квалификации - это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) « Квалификация - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование - это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность - оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Какой закон обязывает педагога проходить курсы повышения квалификации?

Какой закон обязывает педагога проходить курсы повышения квалификации? В новом Законе «Об образовании» сказано, что педагогический работник обязан: систематически повышать свой профессиональный уровень (ст.48.п.7) Мне нужно в суде доказать, что курсы являются педагогической деятельностью и должны входить в льготный стаж для назначения досрочной пенсии

Уточнение от 25 сентября 2013 — 15:48
спасибо за ответ. Вот мне как раз и нужен закон, который относит педагогов к категории работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы (к таким категориям и относятся педработники).

Сложившаяся судебная практика на Вашей стороне. По вопросу включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, времени нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, был принят целый ряд положительных для работников решений Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума ВС РФ от 07.03.2007 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г. Определение по делу N 15-Г06-17); Постановление Президиума ВС РФ от 07.06.2006 и от 14.06.2006 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г.)).

Уточнение от 25 сентября 2013 — 16:58
Работодатель и определяет необходимость прохождения КПК для своих работников в соответствии со ст.196 ТК. Работодатель решает и направляет на курсы. Этого достаточно. Ознакомьтесь с вышеуказанными судебными решениями.

Повышение квалификации педагогических работников

Главная > Консультации > правовое обеспечение > Повышение квалификации педагогических работников

Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона). Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) - один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования . В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.

Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Квалификация работника - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона).

В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы - когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации. Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации .

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности , приобретение новой квалификации .

Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию. Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?». Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации. При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от 15.10.2015).

Повышение квалификации педагогического работника - чьё право и чья обязанность?

Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Внимание руководителя! Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т. к. при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации. А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации? Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации?

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона):

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185.

В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.

В Письме Минобрнауки России № 08–415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.2015 (далее - Письмо № 08–415/124) приведены разъяснения о реализации в организации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование. В нём указано, что право этих работников на повышение квалификации реализуется путём заключения договора между ними и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ).

В договоре, в том числе трудовом, к примеру, могут содержаться:

1. Обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на повышение квалификации.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем педагогических работников на повышение квалификации с отрывом от работы за ними должны сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Педагогам, направляемым на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). В частности, оплачиваются:

Расходы по проезду;

Расходы по найму жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются:

Для работников федеральных государственных учреждений - нормативными правовыми актами Правительства РФ;

Для работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Письме № 08–415/124 также разъясняется: в том случае, когда право работника на повышение квалификации, закрепленное в договоре, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам, суд) либо федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на повышение квалификации.

Если работник направляется работодателем на повышение квалификации, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от повышения квалификации.

2. Обязанности педагогических работников по освоению программ повышения квалификации при условии направления их работодателями с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Если педагогический работник решил воспользоваться своим правом на прохождение курсов повышения квалификации, то он не вправе без уважительных причин отказаться от повышения квалификации, проводимой в течение учебного года без отрыва от основной работы. Отказ педагога от повышения квалификации в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.

Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п. 11 ст. 76 Закона).

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - 16 часов (п. 12 Порядка № 499).

Внимание! Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).

На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации.

Итак, повышение квалификации - это право педагогического работника; обязанность работодателя!

Кто платит?

Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя).

Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • целевой субсидии;
  • средств, полученных от приносящей доход деятельности.
  • Минфин России в Письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников. Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером.

    По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:

    • субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;
    • субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.
    • Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

      Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:

    • договор с образовательной организацией;
    • приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
    • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
    • удостоверение о повышении квалификации;
    • акт об оказании услуг.

    В Письме № 08–415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

    Смотрите так же: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]

  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ"Об основах […]
  • Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" […]
  • Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

    Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

    Что такое повышение квалификации?

    В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

    Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

    Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

    Что такое дополнительное профессиональное образование?

    Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

    Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

    Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

    Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

    Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

    Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

    Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

    Право педработника на дополнительное профессиональное образование

    Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

    Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

    Реализация права на дополнительное профессиональное образование

    Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

    Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

    Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

    А что, если …

    Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

    если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

    если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

    если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

    если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

    Нормативные документы

    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

    Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

    Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

    Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

    Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

    Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

    Источник:

    Трудовой Кодекс РФ

    Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

    Материалы сайтов:

    «Ресурсы образования »

    Повышение квалификации – и право и обязанность педагога : 100 комментариев

      Всё это ерунда, и ничего не значит для сферы дошкольного образования. Как они отправляли воспитателей за свой счёт (проезд) в другой город, с последующей отработкой за пропущенные рабочие часы, так и отправляют, и говорят что это никогда никому не оплачивалось. Все кого я смогла опросить это подтвердили. Теперь и мне предстоит сделать это за свой счёт, потому что один человек не может бороться с системой.

      • Добрый день, Евгения! У вас есть право обратиться в Госинспекцию труда и прокуратуру на нарушение вашим руководителем ТК РФ.

      А для завед. отделов ДПО, какие нормы по аттестации после отпуска по уходу за реб до 3 лет действуют?

      А в художественном образовании как часто должны преподаватели проходить кпк? Есть норма для Дши и дхш? Напишите документ, на кот можно сослаться?

      И еще вопрос, а если педагог на пенсии, то нужно ему кпк проходить, как по закону? У нас с 30 летним стажем заставлчют проходить, сдается мне, что это нарушение законодательства. Буду рада за ваш обстоятельный ответ.

      Здравствуйте. Я в этом году прошла курсы переподготовки (закончила филиал КУБГУ, получила квалификацию учитель математики и информатики, принесла диплом теперь осенью меня собираются отправлять на курсы повышения квалификации) дали мне часы в 6 и 7 классах в количестве 20 часов. Больше мне дают. говорят я должна ехать проходить курсы повышения квалификации. На сколько законно это требование? заранее спасибо.

      Добрый вечер! Я проходила аттестацию на соответствие в прошлом году, а руководитель уже в следующем году просит пройти аттестацию на 1 категорию. Это правильно?

      Меня волнует вот какой вопрос.я работаю в ДО 2 года.преподователем по ИЗО.теперь мне нужно в третий год работы повысить свою квалификацию.так же я являюсь студенткой в ДГПУ на ХудГрафе.скажите пожалуйста,то что я являюсь студенткой, может быть причиной чтоб не повышать квалификацию до окончания учёбы?или всё же повышение обязательно ни смотря ни на что?!

      Здравствуйте! Проходила повышение квалификации и переподготовку год назад за свой счет. Хочу воспользоваться правом на обучение за счет работодателя. Последние курсы от колледжа были 3 года назад. На работе мне в курсах отказали, ссылаясь на то, что есть «свежая учеба» («нам мало интересно, за чей она счет».) Как поступить? Спасибо.

      И еще вопрос. Работаю преподавателем хирургии в медицинском колледже. Хочу пройти учебу по хирургии, но так же получила отказ — «вы имеете право на учебу только по педагогике». Педагогическая переподготовка у меня есть и мало мне интересна. Как поступить? Спасибо.

      Работаю В детском саду. Определено ли по количеству часов необходимые курсы повышения квалификации? (72,42,36,18 часов). Могу ли я сходить на курсы ИКТ например на 18 часов- будут ли они засчитаны?

      Здравствуйте. Подскажите раз нужно проходить курсы повышения квалификации раз в три года, засчитаются ли курсы 72часа? Если да на какой документ можно сослаться?

      В 2019 году буду подтверждать категорию, необходимы курсы … Записалась в МГОУ, по средам уже езжу, но пока в отпуске … Вопрос?! Это не входит в рабочее время? Я воспитатель, рабочая неделя 36 часов. Заведующая говорит, это надо Вам, а рабочие часы Вы обязаны отработать.

      • Добрый день, Сеситашвили Марина Александровна! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

        В ответе на вопрос 47 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского Проясоюза образования сказано, что установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).

      Добрый день! дочка за счет школы год ходила на курсы ФГОС, получила документ. Бухгалтерия на новом месте работы сняла доплату, т.к. это не диплом. Правомерно ли это?

      Здравствуйте. А если я молодой специалист, меня без моего согласия записали на курсы повышения квалификации (именно для молодых специалистов), обязана ли я на них ходить? Что будет, если я не пройду эти курсы?

      Добрый вечер! Я воспитатель и студент педагогического института,подскажите пожалуйста, есть ли отсрочка от курсов повышения квалификации?

      Добрый вечер. Я учитель английского языка. В этом году должна была проходить курсы повышения квалификации, но директор не отпустил ссылаясь на то, что я в этом году проходила курсы переподготовки. (Яв июне закончила курсы по переподготовки как учитель русского языка и литературы). Что мне сейчас сделать, нужен совет, я получается нарушила закон, хотя и не по своей вине?

      Добрый день. Я учусь на последнем курсе педагогического университета, работаю воспитателем в детском саду. Могу ли я в данное время пройти курсы повышения квалификации?

      Здравствуйте, применяются ли нормы закона об образовании к некоммерческим организациям системы ДПО? Какие работники в такой организации имеют статус пед работников?

      Здравствуйте. Веду 3 предмета, 1,5 года назад прошел курсы с отметкой ФГОС по 2-ум предметам. В прошлом году прошел курсы по предмету с отметкой ФГОС СОО. Администрация сообщила, что теперь нужно снова пройти курсы, чтобы в них была отметка ФГОС СОО иначе нельзя вести предметы. Верно ли их утверждение? Спасибо.

      • Добрый день, Евгений! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
        В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

      Добрый день!В 2015 году получила диплом о профпереподготовке и удостоверение о повышении квалификации как учитель истории и обществознания, в 2016 году окончила институт по профилю»психология и педагогика начального образования» . Работаю учителем обществознания.В каком году я обязана проходить курсы повышения.

      Здравствуйте! Я учитель высшей категории. на пенсии, но работаю. Только в 2020 году истекает срок подтверждения категории. Но хотела бы подтвердить раньше — 2019 году. Возможно ли это? Спасибо!

      Здравствуйте, работаю учителем математики и информатики. По математике прошла курсы повышения квалификации. А вот по информатике, как говорит завуч, должна была в первой половине 2018 года пройти, а я прохожу во второй половине. Что мне за это будет?

      Здравствуйте. Веду уроки математики (диплом соответствующий о высшем образовании по математике есть). Курсы периодически тоже есть. Но веду ещё уроки химии. Администрация заставляет проходить переподготовку по химии (и районо тоже). Обязывает (типа профстандарт педагога). Правы ли они? А я не хочу. Сельская школа. Согласен пройти повышение квалификации, но не переподготовку. На что это повлияет? Категория меня не интересует, хватит и соответствия. Могут ли уволить без категории? Или могут сделать так, что без переподготовки и соответствие не дадут?

      Здравствуйте. Правильно понимаю, что работодатель не в праве заставить педагогического работника проходить дистанционные курсы повышения квалификации за свой (работника) счёт и в свободное от работы время?

      Добрый день, подскажите, пожалуйста, каким документом регламентировано количество часов курсов повышения квалификации?
      Спасибо.

      Добрый вечер! Напишите, пожалуйста, может ли директор заставить брать дни без сохранения заработной платы на время обучения, если работник повышает квалификацию или проходит переподготовку по профилю, необходимому для дальнейшей работы, но по собственной инициативе, не претендуя на компенсацию оплаты за обучение.

      Добрый день! Подскажите, является ли наличие в коллективе школы преподавателя, не прошедшего своевременно курсы повышения квалификации, грубым нарушением лицензионных требований? Спасибо.

      Здравствуйте. Я прошла несколько курсов повышения квалификации в 2018 году за свой счёт, курсы различной тематики. Сейчас завуч заставляет посещать курсы по предмету, хотя такой тематики подготовку я уже прошла за свой счёт. Имею ли я право отказаться, ведь обязанность свою по повышению квалификации я исполнила

      Добрый день, я хотела бы пройти курсы повышения квалификации дистанционно, а работодатель настаивает на очных курсах в другом городе но их еще нет по моей специальности. правы ли они? могут ли они меня обязать пройти эти курсы? и не нарушу ли я закон если не пройду по истечении трех лет кпк? (срок моих предыдущих курсов заканчивается в марте)

      Здравствуйте! Скоро курсы повышения квалификации. Работаю в детском саду. На работе говорят, что они обязательно без отрыва от работы. То есть в первую учиться, в во вторую смену работать. Так как у меня дети ходят в другой сад и они маленькие, я не могу целый день быть на работе. Могу ли я пройти повышение квалификации с отрывом от работы?

      Добрый день! У меня есть высшее образование по направлению «Физическая культура» (магистр). Хочу устроится учителем физической культуры, мне сказали, что наличие курсов ФГОС обязательно. Так вот вопрос, какое количество часов должно быть указано в удостоверении повышении квалификации для устройства на работу? И нужны ли какие-то определенные курсы (с определенным кодом идентификации) или нет?

      Здравствуйте! Я работаю в школе учителем 4 предметов. В этом году прошла курсы по литературе объемом 108 часов, но мне сказали, что нужно еще пройти курсы по другим предметам. Правомерно ли это? И если да, неужели мне по каждому из предметов нужны полные курсы по 108 часов? Это же безумие…

      Здравствуйте. У нас только что прошла поверка рособрнадзора (областная). За то, что у 6 учителей просрочен срок — 3 года прохождения курсовой подготовки нам выдано предписание и назначен суд за несоблюдение требования непрерывности образования. Школа ежегодно дает заявки на повышение квалификации, но мест не дают. Насчет права, обозначенного в Законе и ТК РФ — всё понятно, но есть ФГОС, где указано, что учитель обязан раз в 3 года проходить курсовую подготовку. На основании этого школу грозят наказать штрафом. Хотя в КОАП мы не нашли такого основания. Как быть?

      Здравствуйте! Окончила магистратуру, преподаю иностранный язык в вузе. Еще не прошло 6 месяцев с начала работы (трудовая заведена в это же время в университете). Руководство обязывает сотрудников пройти курсы повышения квалификации. Должна ли я сейчас повышать свою квалификацию, если «карьера» только началась? Спасибо.

    Сегодня как никогда актуален принцип «образование в течение всей жизни». Одно из необходимых условий качественного выполнения работниками трудовых обязанностей — развитие и эффективное функционирование системы постоянного обновления знаний и компетенций персонала.

    Успешна ли деятельность организации? Наряду с прочими факторами ответ зависит от степени профессиональной подготовки и деловых качеств ее специалистов. Немаловажное значение имеет собственная позиция работников, касающаяся развития профессиональных и личностных качеств, а также позиция руководства организации, понимающего прямую взаимосвязь между эффективной работой и профессиональной подготовкой сотрудника.

    Гарант успешной деятельности компании — квалифицированный штат. Поэтому основная задача работодателя — не только подобрать грамотный персонал, но и поддерживать его профессиональный уровень в соответствии с постоянно повышающимися квалификационными требованиями. Совершенствование образовательных стандартов, улучшение технологических процессов, изменение профессиональных задач и другие факторы обусловливают необходимость в постоянном повышении квалификации персонала. Именно поэтому работодатели направляют сотрудников на подготовку, переподготовку или повышение квалификации.

    С июля 2013 г. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) не содержит понятия «повышение квалификации», оно заменено термином «дополнительное профессиональное образование». При этом понятие «повышение квалификации» осталось в иных нормативно-правовых актах. Да и суть раздела IX ТК РФ «Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников» (ранее — «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников») не особенно изменилась. Кроме того, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Правительством РФ еще в 1995 г. (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»), использует указанные термины в качестве синонимов (далее — Типовое положение).

    Кстати. Цель повышения квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

    Необходимость подготовки сотрудников и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Поэтому он самостоятельно устанавливает ежегодную численность сотрудников, направляемых на обучение, с учетом своих финансовых возможностей и потребностей в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки. При этом работодатель должен учитывать требования о периодическом повышении квалификации отдельных работников, закрепленные законодательными актами (см. таблицу), а также тот факт, что повышение квалификации сотрудников, для которых не установлены специальные сроки, проводится не реже одного раза в 5 лет.

    N Должность / специальность Требования законодательства о повышении квалификации Норма закона, устанавливающая требование
    1 Лицо, выполняющее работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства Дополнительное профессиональное образование — не реже одного раза в 5 лет П. 3 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ
    2 Сотрудник следственного комитета Ст. 34 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»
    3 Прокурорский работник Дополнительное профессиональное образование — не реже одного раза в 3 года Ст. 43.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
    4 Аудитор Обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может составлять менее 120 часов за три последовательных календарных года, или менее 20 часов в каждый год П. 9 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
    5 Гражданский и муниципальный служащий Повышение квалификации — по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года П. 5 ст. 62, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    6 Сотрудник органов внутренних дел Дополнительное профессиональное образование — по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет П. 8 ст. 76 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    7 Работник организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющий руководство горными

    И взрывными работами

    Повышение квалификации — не реже одного раза в 5 лет; при необходимости — профессиональная переподготовка П. 2 ст. 25 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»

    Подготовка сотрудников и их дополнительное профессиональное образование проводятся работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

    Если в соглашение, коллективный или трудовой договор включается условие о прохождении работниками подготовки, получении дополнительного профессионального образования, это означает, что у работника появляется такое право. В этом случае у работодателя возникает обязанность реализовать права сотрудников на подготовку и дополнительное профессиональное образование в соответствии с условиями договоров и соглашений. К примеру, в отдельных коллективных договорах встречаются условия о предоставлении сотруднику права на получение дополнительного профессионального образования в случае сокращения его рабочего места. В связи с этим работодатель, сокращая численность или штат работников организации, обязан направить сотрудника на обучение. Невыполнение данной обязанности может стать основанием для признания увольнения незаконным, а также для взыскания с работодателя средств на получение сотрудником дополнительного профессионального образования.

    Формы подготовки и дополнительного профессионального образования сотрудников, перечень профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

    В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. При нарушении работодателем данной обязанности он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — наложение штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Согласно ст. 196 ТК РФ сотрудникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом следует согласиться с мнением В. В. Коробченко, к. ю.н., доцента кафедры трудового права и охраны труда Санкт-Петербургского государственного университета, что «указание в данном случае лишь на одну форму профессионального обучения — подготовку — следует рассматривать как терминологическую неточность законодателя. Работодатель обязан содействовать работникам, которые проходят профессиональное обучение и в иных формах» .

    Дополнительные гарантии сотрудникам, совмещающим работу с обучением, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    Повышение квалификации может проводиться в академии, институте повышения квалификации (усовершенствования), либо на курсах (в школе, центре) повышения квалификации, а также в учебных центрах службы занятости.

    Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут проводить также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и другие) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

    Указанные учреждения должны иметь лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации.

    В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов существуют следующие виды повышения квалификации:

    — краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

    — тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

    — длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации с целью углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

    Если продолжительность подготовки (переподготовки) специалиста составляет менее 72 часов, ее нельзя рассматривать как форму повышения квалификации работника и разновидность программы дополнительного образования.

    Освоение образовательных программ повышения квалификации заканчивается обязательной итоговой аттестацией.

    Слушателям, успешно завершившим курс обучения, выдаются следующие документы государственного образца:

    — удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

    Статья 28 Типового положения устанавливает, что формы документов государственного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации. К таким документам относятся:

    — свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

    — диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

    — диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

    Указанные свидетельства и дипломы должны были соответствовать формам, утвержденным Постановлением Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 13 . С 1 сентября 2013 г. эти формы не действуют, вместо них применяется Федеральный закон N 273-ФЗ.

    В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) дипломы о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Бланки удостоверений о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, являющиеся защищенной от подделок полиграфической продукцией, изготавливаются в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.02.2003 N 14н (ред. от 11.07.2005) «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817» .

    Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

    В соответствии со ст. 197 ТК РФ, повторяющей общую норму абз. 7 ч. 1 ст. 21 ТК РФ, работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

    При этом сотрудникам, обучающимся по своей инициативе, работодатель тоже должен создавать необходимые условия для совмещения работы с учебой, а также предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством.

    Примечание. Повышение квалификации может проводиться не только по инициативе работодателя, но и по инициативе сотрудника.

    Рассматривая заявление работника о прохождении подготовки или получении дополнительного профессионального образования, работодатель учитывает как соответствующее право работника, так и потребности производства в кадрах определенных профессий, специальностей, определенного квалификационного уровня. При наличии потребности в кадрах той профессии, специальности, квалификации, которую хочет получить сотрудник, работодатель обеспечивает реализацию указанного права непосредственно в организации либо в образовательном учреждении, создает работнику необходимые условия для успешного освоения изучаемой профессии, специальности, квалификации в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым и дополнительным (ученическим) договором.

    Данное право работник может реализовать самостоятельно, поступив в учебное заведение. В этом случае у работодателя возникает обязанность по предоставлению установленных законодательством гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с обучением. Обязанность по их предоставлению возникает у работодателя в тех случаях, когда сотрудник обучается в учреждении, имеющем государственную аккредитацию. При обучении работника в учебном заведении, которое не имеет государственной аккредитации, работодатель вправе предоставить ему соответствующие гарантии и компенсации путем издания локальных актов либо заключения с ним договора. То есть при этом обязанность работодателя превращается в его право.

    В подобных случаях в соответствии с ч. 2 ст. 197 ТК РФ должен быть заключен договор между работником и работодателем, однако его содержание трудовым законодательством не регламентировано. Это может быть:

    — дополнительный (к основному трудовому договору) договор, в соответствии с которым работодатель:

    — либо заключает договор с конкретным образовательным учреждением (о том, что он направит в это учреждение на обучение, подготовку, переподготовку своего работника и оплатит все расходы, связанные с этим) в соответствии со ст. ст. 779-783 ГК РФ;

    — либо обязуется обеспечить работой лицо, которое самостоятельно заключит договор на обучение (подготовку, переподготовку и т. п.) с соответствующим образовательным учреждением;

    — договор с уже обучающимся лицом о том, что по окончании образовательного учреждения этот сотрудник будет обеспечен работодателем работой (кроме того, последний обязуется возместить все затраты лица на обучение, подготовку, переподготовку и т. п.).

    Заключая соответствующий договор, работодатель может одновременно оформить с работником соглашение об изменении условий трудового договора, внеся в него обязанность сотрудника отработать после обучения определенный срок, если обучение проводится за счет средств работодателя.

    Примечание. Работодатель обязан предоставлять установленные законодательством гарантии и компенсаций лицам, совмещающим работу с обучением.

    Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» утверждены типовые формы договоров о целевом приеме и целевом обучении. Указанные типовые договоры могут быть взяты за основу при определении содержания договора между работником и работодателем.

    Таким образом, согласно трудовому законодательству о повышении квалификации персонала работодатель наделяется правами и обязанностями, а сотрудник — только правами. Лишь в отдельных случаях работник обязан повышать свою квалификацию. В связи с этим желательно в трудовом договоре закрепить обязанность работника постоянно совершенствовать свои профессиональные знания. Дополнительно эта обязанность может быть указана в должностной инструкции.

    1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

    2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

    3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

    1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

    2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

    4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

    5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

    7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

    1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

    2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

    3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

    7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

    8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

    9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

    10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

    11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

    12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

    13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

    14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

    15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

    16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

    17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.