Изучение факторов привлекательности профессии ядов. Психологическое сопровождение консультация на тему. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

Исследование профессиональной направленности обучающихся при освоении выбранной профессии.

Методика изучения факторов привлекательности профессии (модификация И. Кузьминой, А. Реана)

ИНСТРУКЦИЯ

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».

1. Профессия одна из важнейших в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования.

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

12. Другие факторы (какие?)


ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.


ОБРАБОТКА

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N , где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу следующего вида:

Название выборки _____________________

Объем выборки N =________

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .

КЗ _____________________________________________________________________

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).

Анкета «Ориентация»
И.Л. Соломин

Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.

Инструкция : Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Обслуживать людей

0 1 2 3

Заниматься лечением

0 1 2 3

Обучать, воспитывать

0 1 2 3

Защищать права и безопасность

0 1 2 3

Управлять людьми

0 1 2 3

Управлять машинами

0 1 2 3

Ремонтировать оборудование

0 1 2 3

Собирать и налаживать технику

0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи

0 1 2 3

Заниматься строительством

0 1 2 3

Редактировать тексты и таблицы

0 1 2 3

Производить расчеты и вычисления

0 1 2 3

Обрабатывать информацию

0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами

0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3

Заниматься художественным оформлением

0 1 2 3

Рисовать, фотографировать

0 1 2 3

Создавать произведения искусства

0 1 2 3

Выступать на сцене

0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3

Ухаживать за животными

0 1 2 3

Заготавливать продукты

0 1 2 3

Работать на открытом воздухе

0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты

0 1 2 3

Иметь дело с природой

0 1 2 3

Работать руками

0 1 2 3

Выполнять решения

0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0 1 2 3

Получать конкретный практический результат

0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь

0 1 2 3

Работать головой

0 1 2 3

Принимать решения

0 1 2 3

Создавать новые образцы

0 1 2 3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0 1 2 3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0 1 2 3

Инструкция : Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

Знакомиться с новыми людьми

0 1 2 3

Быть чутким и доброжелательным

0 1 2 3

Выслушивать людей

0 1 2 3

Разбираться в людях

0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично

0 1 2 3

Искать и устранять неисправности

0 1 2 3

Использовать приборы, машины, механизмы

0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах

0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами

0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0 1 2 3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0 1 2 3

0 1 2 3

Преобразовывать информацию

0 1 2 3

Оперировать знаками и символами

0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки

0 1 2 3

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0 1 2 3

Разбираться в литературе и искусстве

0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы

0 1 2 3

Рисовать

0 1 2 3

Разбираться в животных или растениях

0 1 2 3

Разводить растения или животных

0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями

0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях

0 1 2 3

Работать на земле

0 1 2 3

Быстро выполнять указания

0 1 2 3

Точно следовать инструкциям

0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму

0 1 2 3

Выполнять однообразную работу

0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы

0 1 2 3

Создавать новые инструкции и давать указания

0 1 2 3

Принимать нестандартные решения

0 1 2 3

Легко придумывать новые способы поведения

0 1 2 3

Брать на себя ответственность

0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу

0 1 2 3

Обработка результатов


Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Методика «Карта склонностей к различным видам деятельности»

Методика позволяет выявить степень склонностей учащегося к каждому из шести предложенных видов деятельности:

1. Работа по обслуживанию, взаимодействию и общению с людьми – работа, связанная с обслуживанием клиентов, обучением, воспитанием, оказанием помощи. Главным содержанием является взаимодействие с другими людьми. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание, консультирование и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.

2.Работа умственного характера – различные виды работ, связанные с изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний, требующие абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации, с расчетами, вычислениями.

3.Практическое изготовление и производство чего-либо, ремонт и обслуживание технических систем - работа, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа: станочники, механики, слесаря, наладчики, строительные профессии, электрики.

4.Эстетические виды деятельности (область искусства и дизайн) – работа, направленная на создание произведений искусства и эстетической среды обитания человека. Целью труда является достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.

5.Подвижные виды деятельности, спорт, повышенный риск – работы, при выполнении которых предполагается либо физическая активность и нагрузки, либо постоянное перемещение работника. Возможные профессии: все спортивные профессии, большинство военных профессий, профессии моряков, летчиков, каскадеров, охранников.

6.Экономические виды – работа в области экономики, непосредственно связанная с вопросами ценообразования товаров и услуг, определением стоимости различных видов работ. Возможные профессии: бухгалтера и экономисты, дилеры.

Анкетирование проводится групповым методом. Испытуемым предлагается оценить степень значимости или предпочтения различных аспектов профессиональной деятельности, которые наиболее характерных для предложенных шести групп.

Обработка результатов

Подсчитывалось количества баллов (в соответствии с ключом ответов) по каждому виду деятельности. Виды деятельности, получившее максимальное количество плюсов, указывают область деятельности, к которой у учащегося имеются наиболее выраженные склонности.

Инструкция: «Вам предлагаются 30 вопросов, посвященных отношению к различным видам деятельности. Каждый вопрос имеет два возможных ответа. Необходимо указать, какому из них Вы отдаете предпочтение. Для этого надо в бланк ответов поставить соответствующий балл рядом с вариантом «а» и вариантом «б». Предпочтение может быть категоричным, тогда Вы используете оценки «3» и «0», либо предпочтение будет более мягким, тогда Вы проставляете оценки «2» и «1» рядом с соответствующим вариантом ответа. Можно использовать только целые числа».

Вопросы:

1. Люди считают, что для них важнее: а) иметь возможность много учиться, б) иметь возможность улучшать свое благосостояние.

2. При чтении книг Вы отдаете предпочтение: а) хорошему литературному языку, б) интересному сюжету и ярким характерам героев.

3. Какое вознаграждение Вас больше порадует: а) за научное изобретение, б) за общественную деятельность.

4. Если бы Вам предложили выбрать из двух вариантов, то чтобы Вы предпочли: а) стать директором крупного торгового центра, б) стать главным инженером крупного предприятия.

5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у артистов: а) то, что они несут людям красоту и эстетику, б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.

6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь главное значение: а) естествознание и техника, б) физическая культура.

7. Если бы Вы стали директором школы, то на что бы Вы обратили большее внимание: а) создание условий труда и отдыха учителей, б) сплоченного коллектива единомышленников.

8. Представьте, что Вы на выставке. Что вас больше привлечет в экспонатах: а) оформление, внешний вид, б) внутреннее устройство, принцип действия.

9. Какие черты в человеке вас больше привлекают: а) мужество, смелость, выносливость, б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.

10. В свободное время Вы бы предпочли: а) занятия литературой, искусством, б) занятия физикой, математикой.

11. Вам предоставляется возможность выехать за рубеж. В каком качестве Вы предпочитаете поехать: а) как известный спортсмен, каскадер, б) специалист по внешнеторговым соглашениям.

12. Какая статья в газете скорее привлечет Ваше внимание: а) статья о каком-то новом практическом изобретении, б) статья об открытии новой научной теории.

13. Вы смотрите праздничный парад. Что Вас больше привлекает: а) слаженность ходьбы, четкость и красота движений участников, б) внешнее оформление и костюмы.

14. Если у Вас появляется свободное время, то Вы скорее всего потратите: а) на какое-то практическое занятие (что-то сконструировать, смастерить), б) на общественную работу (что-то организовать, в чем-то поучаствовать).

15. Из двух выставок Ваше внимание больше привлечет: а) выставка новых товаров легкой и пищевой промышленности, б) выставка новинок научной аппаратуры.

16. Если выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) техническое творчество, б) художественную самодеятельность.

17. Как Вы считаете, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на развитие общей культуры учащихся, б) на укрепление здоровья.

18. Какой из двух журналов Вы скорее прочитаете: а) научно-популярный, б) литературно-художественный.

19. Какую из двух видов работ на свежем воздухе Вы предпочитаете: а) работу по ремонту и обслуживанию техники, б) работу, связанную с ходьбой.

20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее: а) подготовить учащихся к практической профессиональной деятельности, б) подготовить к работе с людьми, умению уживаться в коллективе

21. Какая область естественных дисциплин вам больше интересна: а) радиотехника, ракетостроение, б) компьютерные языки, математика.

22. Что, на Ваш взгляд, для человека важнее: а) создать уютный быт, б) иметь возможность знакомиться с сокровищами искусства.

23. Для благополучия общества необходимы: а) правосудие, б) высокоразвитая техника.

24. Из двух предложенных тем, предложенных для пересказа, надо выбрать одну: а) о достижениях спорта, б) о достижениях в области экономики.

25. Что, на Ваш взгляд, принесет обществу больше пользы: а) конкретная забота о повышении благосостояния отдельных граждан, б) развитие исследований в области изучения человека.

26. Служба быта оказывает людям различные услуги. Считаете ли Вы необходимым: а) впредь развивать эту отрасль оказания бытовых услуг, б) лучше производить больше бытовой техники для дома.

27. Вам необходимо посетить одну лекцию. Какую Вы выберете: а) о великих гуманистах прошлого и современных общественных деятелях, б) об известных ученых.

28. Какая научная работа для Вас предпочтительна: а) в библиотеке с литературой, б) в научной экспедиции.

29. Что быстрее привлечет Ваше внимание в газете: а) сообщение о выгодной лотерее или конкурсе, б) сообщение об открытии необычной художественной выставки.

30. Если бы Вам пришлось выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) работу, в области физической культуры и спорта или другую, связанную с движением и активностью, б) работу научно-конструкторскую, исследовательскую.

Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по 6 видам деятельности в соответствии с ключом:

1. Работа с людьми, взаимодействие и обслуживание – 3б, 5б, 7б, 9б, 14б, 17а, 20б, 23а, 25а, 27а.

2. Работа умственного характера – 1а, 3а, 6а, 10б, 12б, 15б, 18а, 21б, 25б, 28а.

3. Практическое производство, изготовление – 4б, 8б, 12а, 14а, 16а, 19а, 21а, 23б, 26б, 30б (для мальчиков, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).

4. Работа эстетического характера – 2а, 5а, 8а, 10а, 13б, 16б, 18б, 22б, 27б, 29б (для девочек, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).

5. Работа подвижного характера, спорт, профессии, связанные с повышенным риском – 2б, 6б, 9а, 11а, 13а, 17б, 19б, 24а, 28б, 30а.

6. Работа экономического характера, повышенные требования к уровню материальной обеспеченности – 1б, 4а, 7а, 11б, 15а, 20а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Виды деятельности, получившие максимальные баллы считаются наиболее предпочитаемыми.

Методика «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ »

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета , впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция : "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности

ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Предварительный просмотр:

Профессиограмма строителя, плиточника-отделочника

Технология процесса труда плиточника-

отделочника.

В зависимости от материалов и составов, производство отделочных работ внутри помещений делится на несколько основных трудовых процессов, каждый из которых имеет свою технологию.

Штукатурные работы в малогабаритных помещениях выполняются вручную, а большие поверхности стен обрабатываются при помощи механизмов. При облицовке поверхностей плитками последовательно выполняются следующие операции: сортировка плиток по размеру, сорту и цветовому тону, провешивание и разметка поверхностей с установкой маячных плиток, резка плиток с подточкой кромок, сверление отверстий в плитках, приготовление раствора, нанесение обрызга на поверхности и слоя раствора на плитки, установка плиток на место, заполнение швов.

Все операции, по плиточным работам выполняются вручную (частично применяется малая механизация).

Технология процесса малярных работ включает операции переработки или приготовления малярных составов, подготовки поверхностей, обработки их малярными состаяами, окраски и отделки поверхностей. Оклейка стен обоями состоит из операций: очистка и проклейка поверхностей, подмазка неровностей и шлифовка подмазанных мест, оклейка бумагой, а затем оклейка обоями. Все операции выполняются в ручную.

При настилке линолеума производится нанесение мастики на основание пола и тыльную сторону линолеума, раскатывание и приклеивание его.

2. Организация труда.


Выполнение отделочных работ требует применения коллективного труда рабочих. Основной единицей отделочников широкого профиля является бригада, в которую входят рабочие разной квалификации. Совмещенность специальностей штукатура, маляра, плиточника дает возможность выполнять все виды отделочных работ на строительном объекте.

3. Условия и оплата труда.


Особенностью условий труда строителя-отделочника является:

Отсутствие постоянного рабочего места;

Повышенная влажность вохдуха (особо при штукатурных работах); до 80%;

Часто меняющиеся температурные условия и недостаточная вентиляция;

Работа на высоте со стремянок, приставных лестниц, столиков, подмостей и вышек.

Отделочник работает чаще в одну-две смены внутри помещения или вне его. Он обеспечивается спецодеждой и спецпитанием. Данная профессия имеет 2-6 разряды. Оплата строителя-отделочника зависит от присвоенного квалификационного разряда. Кроме этого ведется доплата из коллективного фонда до 50-60 % (тариф. ставки).

4. Должен знать:


- виды, основные свойства строительных материалов;

Виды мозаичных полов;

Способы укладки плиток;

Правила дозирования красителей для получения массы необходимого цвета;

Требования к качеству выполняемых работ.

Он должен хорошо знать устройство и правила эксплуатации машин, примененяемых для шлифования полов, стен и машин для приготовления растворов и мастик. Свойство строительных материалов и основы промышленной эстетики.

5.Должен уметь:


- отштукатуривать поверхности стен, потолков, столбов и др.;

Облицовывать керамическими, стеклянными и др. плитками;

Оклеивать поверхности обоями;

Определять пригодность строительных материалов и составов;

Осуществлять самоконтроль и выполнять правила техники безопасности.

Рабочему по этой профессии необходимы знания по химии, черчению, рисованию и геометрии.

6.Психофизиологические требования.


При выполнении отделочных работ большую нагрузку несет орган зрения, т.к. все операции контролируются зрительно. В работе значительную роль играет цветоразличение. Выполнение строительных работ требует от отделочника ловких, хорошо натренированных движений. Ему нужна хорошая сенсомоторная координация, т.е. координация зрительных, мышечно-суставных, и осязательных сигналов, которые поступают к нему постоянно, в его рабочих движений.

Штукатурные работы требуют большие физические нагрузки, а облицовочные - наиболее ловких, соразмерных и точных движений, небольшой силы. Характер выполнения малярных и плиточных работ в значительной степени определяется художественньм вкусом и эстетическим чутьем работника.

При выборе этой профессии необходимо проверить сможет ли организм приспособиться к условиям работы на высоте. Кроме того, надо обладать хорошей двигательной активностью, осторожностью, внимательностью и пространственным представлением.

6. Основные медицинские противопоказания


Ревматизм в активной фазе. Заболевание клапанов и мышц сердца, в том числе врожденные пороки сердца с нарушением кровообращения 1-2 степени. Гипертоническая болезнь с медленно и быстро прогрессирующим течением.

Болезни органов дыхания: туберкулез (активная форма), бронхиальная астма.

Хронический нефрит с явлениями стойкой почечной недостаточности. Хроническое заболевание сосудов.

Эндокринные заболевания, сахарный диабет. Заболевание костей, суставов, мышц, ограничивающие подвижность конечностей. Органические заболевания центральной и периферической нервной системы. Эпилепсия, олигофрения.

Стойкое понижение слуха на оба уха, часто обостряющиеся сухие и гнойные отиты. Острота зрения с коррекцией на лучшем глазу 0,8-0,5 на худшем 0,5-0,2.

Значительное ограничение полей зрения на обоих глазах. Трахома во всех стадиях. Стойкое слезотечение, не поддающиеся лечению. Катаракты.

Строитель

Специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.

Строитель - одна из древнейших профессий. Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества - это древние строения. Многие сооружения стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячелетиями. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Квалифицированные «каменных дел мастера» и плотники были в дефиците, ценились очень высоко. Когда начинал строиться Санкт-Петербург, опытные каменщики съехались со всей Руси, и на несколько лет было запрещено возведение каменных зданий во всех других городах страны.

Труд строителя существенно различается в зависимости от того, работает ли он на крупном производстве, где четко разделены функции различных работников, или в небольшой многопрофильной бригаде, выполняющей различные виды строительных работ. В первом случае большую часть времени он занят выполнением небольшого числа довольно однообразных действий (нанесение раствора, укладка кирпичей и т. д.), зависящих от его строительной специальности. Этих специальностей внутри профессии «строитель» довольно много - каменщики, монтажники, штукатуры, бетонщики, плотники, плиточники и т. д. Но работая в составе небольшой многопрофильной бригады строители, как правило, не имеют возможности узко специализироваться на чем-то одном, а совмещают несколько специальностей, являются «мастерами на все руки». Их работа оказывается более разнообразной и, соответственно, требования к уровню их профессиональной подготовки выше.

Получить строительные специальности можно в средних специальных учебных заведениях: колледжах, техникумах, профессионально-технических училищах. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте. Возможно получение высшего образования, например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Нужно знать материалы и технологии, используемые при возведении знаний и сооружений, уметь применять их на практике.

Следует знать правила строительных работ, специфику применения инструментов и оборудования, технику безопасности. Тому, кто работает в составе крупных бригад и специализируется на каком-то конкретном виде деятельности, следует в совершенстве овладеть своим видом труда и представлять в общих чертах, чем занимаются другие люди, работающие на стройке. Строитель, который работает в небольшой бригаде, выполняющей заказы «под ключ» (например, занимающейся возведением коттеджей или ремонтом квартир), должен уметь выполнять сразу несколько видов работ.

Желающему стать строителем нужно иметь крепкое физическое здоровье, хорошо развитые двигательные навыки, выносливость, точный глазо¬мер. Развитое пространственное мышление позволит строителю быстро и четко работать с чертежами архитекторов и рисунками дизайнеров. Высоко ценятся исполнительность, пунктуальность работника. Достижения строителя зависят не только от собственно профессиональных навыков, но и от умения работать в команде, поддерживать Отношения с коллегами.

Строитель - профессия массовая и востребованная, ее представители пользуются стабильным спросом на рынке труда. Работа оплачивается хорошо, зарплата этих специалистов несколько выше средней по промышленности. Карьерные перспективы: стать руководителем невысокого ранга (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.

Профессиограмма сварщик

1. Общая характеристика профессии

Электрогазосварщик выполняет ручную дуговую и газовую сварку деталей, узлов и конструкций в различных положениях, наплавку ответственных деталей.

Собирает заготовки (узлы) конструкций, осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. Предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии.

Основным орудием труда электросварщика ручной сварки является электрод. В процессе деятельности электросварщик выполняет поступательные и колебательные перемещения электрода, регулирует температуру, длину дуги и процесс образования шва.

Для сварки тонкого металла, цветных металлов, их сплавов и чугуна используется газовая горелка, в которой происходит смешение горючего газа с кислородом и образование пламени. Газосварщик, кроме сварки, выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляет наплавку, пайку и подогрев металла.

Труд электрогазосварщика в основном ручной, выполняется индивидуально, при минимальном деловом общении.

Электрогазосварщик работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте (для электросварщика) и в неудобных позах.

Для защиты от тепловых и световых излучений использует спецодежду и маску (щиток), имеющую защитные светофильтры.

Режим работы в основном двухсменный, темп работы свободный. Профессия имеет 1 - 6 разряды.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Физическая сила и выносливость, острое зрение и хорошее цветовосприятие, гибкость и подвижность рук, ног и всего тела, хорошее чувство равновесия, умение длительно сосредоточивать внимание, хорошая зрительно-двигательная координация, пространственное воображение и техническое мышление, аккуратность и уравновешенность.

3. Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана людям, страдающим заболеваниями дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз и др.), сердечно-сосудистой и нервной систем, расстройствами психики и имеющим выраженные дефекты зрения и слуха.

4. Требования к профессиональной подготовке

Необходима хорошая подготовка в области химии и физики (разделы электричество, электротехника), математики, металловедения.

Должен знать: физические и химические свойства черных и цветных металлов, способы их соединения в зависимости от размеров деталей; устройство, принципы и режимы работы сварочных аппаратов; свойства электродов и способы их подбора для различных марок свариваемых металлов; правила подготовки деталей и узлов под сварку; причины возникновения внутренних напряженностей и деформаций в свариваемых изделиях; технические требования к качеству сварных соединений, меры предупреждения брака и пути его устранения.

Должен уметь: правильно выбирать нужные режимы сварки; выполнять сварку различными способами, в различных пространственных положениях; сваривать детали различных конфигураций и размеров; заваривать раковины и другие дефекты в узлах и обливках; производить наплавку изношенных деталей; осуществлять производить приемку сварных соединений.

5. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Электрогазосварщик может заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно или в составе строительной организации.

Газосварщик может заниматься индивидуальным трудом и предпринимательской деятельностью.

6. Родственные профессии

Сварщик автоматической сварки, кузнец.

Профессиограмма электрогазосварщик Профессия электрогазосварщика включает в себя две профессии - электросварщик ручной сварки и газосварщик.

Доминирующие виды деятельности:

  • сваривание (соединение) и разрезание металлических конструкций;
  • наладка, установка режима работы сварочного оборудования;
  • сваривание (соединение) или резка сварочным аппаратом элементов металлоконструкций, трубопроводов и т. д.;
  • выполнение зачистки швов;
  • осуществление сбора и транспортировки заготовок в пределах рабочего места.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности :

Способности

  • физическая выносливость;
  • технические способности;
  • выносливость вестибулярного аппарата, зрительного анализатора.

Личностные качества :

  • умение управлять собой, личная организованность;
  • дисциплинированность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • ответственность.

Области применения профессиональных знаний: предприятия машиностроения, металлообработки, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства.

Медицинские противопоказания:

  • заболевания центральной нервной системы, психические;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • заболевания бронхов, легких;
  • хронические заболевания желудка и кишечника;
  • хронические заболевания с явлениями почечной недостаточности;
  • хронические заболевания в выраженной степени, аллергические);
  • заболевания органов слуха, гиперстезия вестибулярного аппарата);
  • близорукость любой степени, расстройства цветоощущения, нарушение бинокуля рного зрения.

Родственные профессии: газорезчик, электросварщик ручной сварки, газосварщик.


Методика впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана), который использовался во многих социально‑педагогических и психолого‑педагогических исследованиях.

Инструкция

Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает вас в избранной профессии. В колонке А указано то, что привлекает, а в Б – что не привлекает. Отмечать следует действительно значимые для вас пункты, т. е. правила не принуждают вас делать выбор во всех без исключения строках.

Обработка

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:

где: N – объем выборки (количество обследуемых); n + – количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А; n – – количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от –1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение n + и n –. Необходимо строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо прежде всего оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают совершенно разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых – не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других негативно значим (не привлекает в профессии).

С помощью данной методики проводилась серия исследований, в основном на материале высшей школы (в том числе и наши собственные исследования). Значительно меньше имеется работ с ее применением, в которых предметом анализа был бы процесс обучения в начальной профессиональной школе.

Наши исследования, проведенные в начальной профессиональной школе на различных выборках (отражающих различный профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В табл. 7.1 приведены по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.

Как видно из табл. 7.1, структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к профессии, достаточно идентична в различных училищах, хотя имеется и определенная специфика, которая, очевидно, связана с профилем училища, особенностями контингента, в том числе и половыми различиями. Так, установлено, что фактор зарплаты входит в число наиважнейших, что согласуется с данными других исследований, включая материалы зарубежных исследований (Данч И., 1985). В одной выборке (см. в табл. «А») фактор зарплаты не вошел в число значимых, что мы связываем со спецификой данной выборки по полу – абсолютное большинство здесь составили девушки. Отметим, что в упоминавшемся выше исследовании венгерского психолога И. Данча сведения по половому составу выборки отсутствуют.

Таблица 7.1. ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся (по данным а. а. Реана)

Из табл. 7.1 также видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, объективное призвание и субъективное понимание учащимися общественной важности профессии существенным образом влияют на удовлетворенность осуществленным выбором, а следовательно, способствуют профессиональной стабилизации. Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности – желанием творчества и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Как показал дополнительный анализ, проведенный нами, данный фактор занимает разные места в подгруппах успевающих и неуспевающих учащихся (более значим для первых, менее значим для вторых), в целом его субъективная значимость в обеих подгруппах высокая: в первом случае – второй ранг, во втором – четвертый. Эти результаты недвусмысленно указывают на то, что у учащихся ориентация на творчество в будущей профессиональной деятельности независимо от ее специфики и содержания четко выражена. Ожидание творческих элементов в профессии, усмотрение творческих начал в будущей профессиональной деятельности обусловливают отношение к профессии, влияют на ее выбор и удовлетворенность им. При этом такие тенденции проявляются, как показывают исследования, на различных уровнях профессионального образования: и в средней, и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые посты» (Е. А. Климов) предоставляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо подчеркивает Б. Ф. Ломов, творчество – это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творчества. В связи с этим сформулированная Е. А. Климовым в качестве принципа необходимость воспитания равного уважения к разным видам профессионального труда, недопустимость превозносить одни профессии как творческие, интересные за счет других представляется глубоко обоснованной.

Станет или не станет профессиональная деятельность творческой, во многом зависит от самой личности. А потому формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству есть необходимое звено системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Удовлетворенность профессией, как видим, имеет многофакторную обусловленность. Несмотря на это, уровень удовлетворенности профессией можно с определенной степенью вероятности прогнозировать. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок и ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

Адекватное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как факторы внешнего (социального) порядка, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и факторы внутреннего (психологического) порядка, связанные с недостаточной рефлексией своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Результаты одного из наших исследований хорошо иллюстрирует то, как уже самое простое изучение профессиональных интересов, но осуществленное своевременно, могло бы повлиять на удовлетворенность профессией и адекватный ее выбор. В специально отобранной группе учащихся полиграфического училища, общей характерной особенностью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией , была проведена диагностика профессиональных интересов. Обобщенные результаты исследования приведены в табл. 7.2 и 7.3. Как видим, низкую удовлетворенность избранной профессией вполне надежно можно было бы прогнозировать у этих учащихся еще до поступления в училище. Действительно, ведущими в данной группе оказались профессии типа «человек – художественный образ» и «человек – человек», т. е. интересы учащихся лежат вне сферы избранной ими профессии, которая по типу относится к профессии «человек – знаковая система» и «человек – техника» (наборщики: машинные и ручные, печатники и т. д.). Вместе с тем как раз оба типа этих профессий оказались в данной группе наименее привлекательными. Причем профессии, связанные с техникой, у 55 % учащихся группы вызывают активное неприятие. Было выявлено лишь два учащихся, доминирующие интересы которых связаны с техникой; столько же имеют преимущественную ориентацию на профессии типа «человек – знаковая система». Таким образом, у 90 % учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется и на уровне профессионального обучения, и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

В ходе проведения данного исследования, в процессе бесед и интервью выяснилось, что во многих случаях выбор осуществлялся при очень слабом представлении о профессии. Показательно в связи с этим почти курьезное высказывание учащейся М.: «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке». Такое понимание профессии делало ее выбор субъективно обоснованным, так как профессия секретаря‑машинистки относится одновременно и к типу «человек – знаковая система», и к типу «человек – человек». Интересы, связанные с последним типом профессий, как раз и оказались ведущими у М. Но, к сожалению, профессия печатника‑полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря‑машинистки.

Таблица 7.2. Общая структура профессиональных интересов в группе учащихся с низкой удовлетворенностью профессией

Примечание: Результаты каждого листа ответов дифференциально‑диагностического опросника ранжировались, затем находилась сумма рангов для всей группы. Итоговый ранг есть результат вторичного ранжирования.

Таблица 7.3. Полярные выборы (максимальная привлекательность и отрицательное отношение) в профессиональных интересах учащихся с низкой удовлетворенностью профессией

Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновременного доминирования двух типов профессии.

В настоящее время уже проведены исследования, из которых следует, что между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности существует определенная связь. Так, установлено (Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «человек – человек» (по опроснику ДДО Е. А. Климова), обнаруживают большую потребность в общении (фактор А по опроснику Кэттела), лучше работают в группе, чем индивидуально (фактор Q 2 ).

Проявляющие интерес к сфере «человек – техника» имеют более высокую стойкость и ригидное поведение, более реалистичны и независимы (фактор I ), более радикальны и склонны к экспериментам (фактор Q 1 ).

Для выбравших сферу «человек – художественный образ» характерными являются большая лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для сферы «человек – знаковая система» характерны высокая ригидность поведения и стойкость эффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «человек – природа» высоко выраженной оказалась сенситивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и подобные им данные, на наш взгляд, позволяют утверждать, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются в определенной степени по механизму позитивного подкрепления . Успешность личности в определенных видах деятельности способствует развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

Именно в связи с такими представлениями, думается, трудно согласиться с существующей рекомендацией о том, что в процессе профконсультации для прогноза успешности будущей профессиональной деятельности следует в большей мере опираться на изучение характерологических особенностей личности, чем на результаты диагностики профессиональных интересов. Вообще, мы бы с осторожностью подходили к утверждению, что характерологические особенности всегда доминируют над профессиональными интересами. С одной стороны, характерологические особенности в целом действительно более ригидны, чем интересы. Но, с другой стороны, ярко выраженные профессиональные интересы как элемент в общей структуре мотивации личности часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности, в том числе и в процессе обучения профессии. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами в отношении успешности профессионального обучения. Принципиально важно поэтому замечание В. Д. Шадрикова о том, что принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности (Шадриков В. Д., 1982). При этом понятно, что и отрыв интересов от возможностей неоптимален. Не случайно поэтому в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профессиональные интересы и характерологические особенности личности, как мы только что видели, вполне определенным образом связаны друг с другом.

Проблема формирования устойчивого позитивного отношения к профессии является одним из актуальных вопросов педагогической психологии. Внутри нее еще немало нерешенных задач. Однако в силу предъявляемых к личности в современных условиях динамичного развития профессионального знания требований о непрерывном профессиональном образовании, постоянном профессиональном совершенствовании дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Решение этой проблемы во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Усилия эти в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого‑педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта не из легких, но зато важна и благородна, ибо ее успешное решение позволит человеку в будущем не превратить свою профессиональную судьбу в дорогу без цели.

Методика изучения факторов привлекательности профессии

ИНСТРУКЦИЯ

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действи­тельно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».

1. Профессия одна из важнейших в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования.

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

12. Другие факторы (какие?)

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

ОБРАБОТКА

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N ,

где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отме­тили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).

Название выборки _____________________

Объем выборки N =________

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1 хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назва­ли его в числе значимых - не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).

Приложение №3

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельно­сти (0 - вовсе нет, I- пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Обслуживать людей.

Заниматься лечением.

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

Управлять машинами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать раз­личные предметы и вещи

Заниматься строительством

Обрабатывать тексты и таблицы

Производить расчеты и вычисления

Перерабатывать информацию

Работать с чертежами, картами и схемами

Принимать и передавать сигналы и сообщения

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства Выступать на сцене

Вышивать, вязать

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

Работать руками

Выполнять решения

Воспроизводить имеющиеся образцы

Размножать, копировать

Получать конкретный практический результат

Воплощать идеи в жизнь

Работать головой

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, изучать, исследовать, наблю­дать, измерять, испытывать, контролировать

Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (О - вовсе нет, 1- пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):

Программа факультатива по риторике для учащихся 10 -11 кл. ...
  • Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования оглавление

    Пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном... , элективные курсы по химии, биологии. Для учащихся 10 -11 классов (3 ступени... и экологической безопасности; - факультативные занятия; - проведение классных...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    Основная образовательная программа

    Может входить в содержание факультативных курсов , кружков, внеклассной деятельности... » игровая конкурсная программа -7,8 кл. -Встреча учащихся 10 -11 классов с выпускниками, прошедшими... уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной...

  • Основная образовательная программа основного общего образования оглавление

    Основная образовательная программа

    ... факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для ... программа профориентации подростков. Характеристика содержания программы Содержанием программы ... курсы по химии, биологии. Для учащихся 10 -11 классов ...

  • Знакомиться с новыми людьми

    Быть чутким и доброжелательным Выслушивать людей

    Разбираться в людях

    Хорошо говорить и выступать публично

    Искать и устранять неисправности

    Использовать приборы, машины, механизмы

    Разбираться в технических устройствах

    Ловко обращаться с инструментами

    Хорошо ориентироваться в пространстве

    Быть сосредоточенным и усидчивым

    Кодировать информацию

    Оперировать знаками и символами

    Искать и исправлять ошибки

    Создавать красивые со вкусом сделанные вещи

    Разбираться в литературе и искусстве

    Петь, играть на музыкальных инструментах Сочинять стихи, писать рассказы

    Рисовать

    Разбираться в животных или растениях Разводить растения или животных

    Бороться с болезнями, вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле

    Быстро выполнять задания

    Точно следовать инструкциям

    Работать по заданному алгоритму Выполнять однообразную работу Соблюдать правила и нормативы

    Создавать новые инструкции и давать указания

    Принимать нестандартные решения

    Легко придумывать новые способы деятельно­сти

    Брать на себя ответственность Самостоятельно организовывать свою работу

    Цель. Изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеальною Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы. Порядок исследования. Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В ис­ключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке (табл. 41). В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы Инструкция. «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочти­те последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему». Текст методики 1. Я критичен к товарищам. 2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается кон­фликт. 3. Я склонен следовать советам лидера. 4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с то­варищами. 5. Мне нравится дружественность в группе. 6. Я склонен противоречить лидеру. 7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным то­варищам. 8. Избегаю встреч и собраний в группе. 9. Мне нравится похвала лидера. 10. Я независим в суждениях и манере поведения. 11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре. 12. Я склонен руководить товарищами. 13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями. 14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен. 15. Я склонен поддерживать настроение всей группы. 16. Не придаю значения личным качествам членов группы. 17. Я склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя ли­деру. 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре. 21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит. 22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением. 26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу. 27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе. 28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. 29. Я склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремлюсь быть в центре внимания. 31. Я хотел бы быть членом более узкой группы. 32. Я склонен к компромиссам. 33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям. 34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей. 35. Могу быть коварным и вкрадчивым. 36. Я склонен принять на себя руководство в группе. 37. Я откровенен в группе. 38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия. 39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. 40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия. 41. Я склонен сердиться на товарищей. 42. Я пытаюсь вести других против лидера. 43. Легко нахожу знакомства за пределами группы. 44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. 46. Оказываю сопротивление образованию группировок к группе. 47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен. 48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу. 50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства. 51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях. 52. Я инициативен в установлении контактов в общении. 53. Избегаю критиковать товарищей. 54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны. 56. Люблю затевать споры. 57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе. 58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их. 59. Я склонен к перепалкам, задиристый. 60. Я склонен выражать недовольство лидером. Обработка данных и интерпретация результатов Ключ

    Ответы испытуемого, согласно ключу (табл. 40), распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

    Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается, как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция - уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо, имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», срывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

    В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость - независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

    Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

    С целью изучения «идеального Я» испытуемого или его пред­ставления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

    ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ

    Андриенко Оксана Александровна
    Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики


    Аннотация
    В данной статье рассматривается проблема удовлетворенности профессией студентами на разных этапах обучения. Представлены результаты исследования удовлетворенности студентов, обучающихся по различным направлениям, избранной профессией.

    THE STUDY OF SATISFACTION OF STUDENTS CHOSEN PROFESSION

    Andrienko Oksana Alexandrovna
    Orsk Humanitarian Technological Institute (branch) of federal state budgetary educational institution of higher professional education "Orenburg State University»
    PhD in pedagogical Sciences, assistant professor of psychology and pedagogy Department


    Abstract
    This article deals with the problem of satisfaction with the profession of students at different stages of training. The results of the study of student satisfaction, trained in various areas, the chosen profession.

    Удовлетворенность профессией – это интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии .

    В различных психологических исследованиях установлено, что удовлетворенность профессией у студентов меняется в процессе обучения в вузе.

    Первокурсники, адаптируясь к новой ситуации, к обучению, еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, испытывают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности и в общении.

    Для третьекурсников характерны сомнения в отношении предстоящей профессиональной деятельности, связанные с осознанием ответственности за свой профессиональный выбор и свой дальнейший профессиональный путь, стремление наметить реальные пути самовыражения в профессии.

    Выпускники, как правило, более оптимистичны по сравнению со студентами начальных курсов в своем отношении к будущей профессии, в своих возможностях справиться с работой .

    И.С. Кон отмечает, что по мере перехода студентов на старшие курсы вузов число тех из них, кто не удовлетворен избранной специальностью, не сокращается, а растет. Такую неудовлетворенность можно объяснить низким уровнем преподавания, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которые раньше не замечались .

    А.А. Реан и Я.Л. Коломинский указывают, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов первого курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается .

    Наше исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». В нем приняли участие студенты третьего курса, обучающиеся по направлениям «Психология» (50 человек) и «Электроника и наноэлектроника» (50 человек).

    Мы использовали метод анкетирования, методику «Профессиональная мотивация учащегося» (Л. А. Верещагина), методику изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

    В результате проведенного нами исследования было выявлено, что основными мотивами выбора профессии у студентов-психологов являются: интерес (52%), стремление помогать людям (24%), способности (8%); совет (4%); ситуация (12%).

    Среди мотивов первое место занимает «интерес». Это может быть связано с тем, что а) психология – интересная наука, привлекающая людей; б) со стремлением решить свои личные проблемы; в) возможно, это просто дань моде.

    Что касается мотивов выбора профессии у студентов-электронщиков, то они распределились следующим образом: интерес (24%), совет (24%), выбор профессии наугад (24%), понравилось название факультета (12%), знания о профессии из книги (4%), знания в данной области (4%), больше было некуда идти (4%), желание быть лучшим (4%).

    Мы видим, что большинство студентов сделали свой выбор спонтанно, неосознанно. Мотив интереса у них также занимает первую позицию (наряду с советом и выбором профессии наугад), но имеет низкий процент. Мы думаем, что это может быть связано с тем, что технические науки сложнее, чем гуманитарные, поэтому не вызывают особого интереса, многие люди точные науки не понимают.

    Итак, у студентов-психологов выбор профессии является более осознанным, чем у студентов-электронщиков. Заметим, что выбираемая деятельность должна соответствовать склонностям и способностям человека, данный мотив выбора профессии у студентов практически отсутствует.

    Большинство студентов-психологов считают свой выбор профессии правильным (80%) и осуществили бы его заново (76%). Они полагают, что выбранная профессия психолога соответствует их способностям, качествам характера (80%) и собираются работать по ней (52%). Студенты-электронщики наоборот, считают свой выбор неправильным (64%) и не повторили бы его (68%). Юноши и девушки уверены, что выбранная профессия не соответствует их способностям и качествам характера (60%). Они не собираются работать по выбранной специальности (44%).

    Отмечается тот факт, что прохождение производственной практики привело часть студентов-электронщиков к разочарованию в выбранной профессии. Юноши и девушки отмечали в своих ответах то, что их напугали условия, в которых придется трудиться (например, «Я увидела двухванную печь мартеновского цеха №1 и поняла, что по специальности работать не буду», «Это ужас! Я не буду работать по профессии»). Это связано с тем, что не было реального представления о профессии при поступлении в вуз, а также с обнаружением сторон специальности, которых студенты раньше не знали.

    В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство студентов положительно относятся к своей профессии. Однако следует отметить, что у 30% юношей и девушек технического факультета все-таки наблюдается отрицательное отношение к профессии. Это подтверждает известный и обсуждаемый в психологической литературе факт, что в технических вузах более трети студентов отрицательно относятся к будущей профессии. Ученые связывают это со сложными условиями профессиональной деятельности, с загруженной программой обучения, с несоразмерной оценкой труда вкладу человека.

    В целом все студенты еще не имеют достаточно полного представления о своей профессиональной деятельности, в связи с дефицитом практической деятельности.

    Наше исследование показало, что студенты двух выборок идентифицируют себя с представителями своих профессий. Молодые люди сознают свою принадлежность к определенной профессиональной общности. Они отождествляют себя с идеальными представителями профессиональной среды.

    Рассмотрим качества, которыми должен обладать психолог,по мнению студентов (выделенные качества мы проранжировали):

    1) умение слушать, коммуникабельность;

    2) эмпатия;

    3) компетентность;

    4) ответственность;

    5) интеллект;

    6) отзывчивость, объективность, наблюдательность, дружелюбие;

    7) терпение, сдержанность, добросовестность, эрудиция, уверенность, активность;

    8) тактичность, интерес к работе, стремление к саморазвитию, альтруизм.

    Студенты имеют представление о том, каким должен быть психолог. Заметим, что в литературе нет единого портрета психолога, каждый автор видит эту проблему по-своему, хотя общие черты, конечно же, присутствуют.

    Теперь рассмотрим качества, которыми должен обладать инженер-электронщик, по мнению студентов:

    1) терпеливость;

    2) интеллект;

    3) целеустремленность, компетентность;

    4) коммуникативные способности;

    5) любознательность;

    6) ответственность, технические способности, трудолюбие, сообразительность;

    7) внимательность, способность отстаивать свое мнение, скромность, здоровье, чувство юмора.

    Студенты технического направления имеют представление о том, какими качествами должен обладать представитель их профессии. Самым важным качеством молодые люди считают интеллект. Это связано с тем, что их профессия требует умственной работы, необходимости хорошо разбираться в технике.

    В целом можно сказать, что у студентов сформировался образ представителей профессий.

    Рассматривая мотивы профессиональной деятельности, мы выявили, что у всех студентов наиболее ярко выражен мотив социальной значимости труда. Можно сказать, что они осознают необходимость приносить пользу обществу своей профессией. Последнее же место занимает мотив профессионального мастерства. У молодых людей еще нет стремления стать мастерами, профессионалами в своем деле. Возможно, это связано с тем, что они еще учатся и половина студентов не знает, будет ли работать по специальности.

    У сравниваемых групп выявлена незначительная разница между мотивом собственного труда и мотивом самоутверждения в труде, заключающемся в том, что юноши и девушки хотят утвердить себя в профессиональной деятельности, где можно раскрыть свои способности, развить свои личностные возможности, добиться общественного признания и уважения со стороны других, повысить свой формальный и неформальный статус.

    Можно сказать, что значимых различий между мотивами профессиональной деятельности у студентов-психологов и студентов-электронщиков нами не выявлено.

    Также мы изучили факторы привлекательности профессии для студентов.

    Таблица 1 – Факторы привлекательности профессиональной деятельности

    Факторы профессиональной деятельности

    Студенты-психологи

    Студенты-электронщики

    Работа с людьми.

    Заработная плата.

    Самосовершенствование.

    Самосовершенствование. Характер

    Заработная плата.

    Творческий подход.

    Способности. Социальное признание, уважение.

    Частота контакта с людьми.

    Творческий подход.

    Переутомление. Работа с людьми.

    Характер. Переутомление.

    Социальное признание и уважение.

    Важность профессии для общества.

    Важность профессии для общества

    Частота контакта с людьми.

    Продолжительность рабочего дня.

    Способности.

    Мы видим, что у испытуемых-психологов, устойчивое высокое значение имеет фактор работы с людьми. Значимым является и то, что в профессии студенты могут самосовершенствоваться, использовать возможности, которые предоставляет для этого работа по специальности. Заработная плата и способностей также важны для студентов, отметим, что заработная плата не занимает лидирующую позицию. Возможно, это связано с тем, что в большинстве своем испытуемые – это девушки. Студенты считают, что для работы психологом необходимо иметь определенные способности. Наименее значимым фактором является продолжительность рабочего дня.

    Что касается у студентов-электронщиков, то у них устойчивое высокое значение занимает фактор заработной платы. Это может быть связано с тем, что большинство данной группы – молодые люди, будущие кормильцы семей, поэтому данный фактор очень значим для них. Также для данных испытуемых важным является самосовершенствование в профессии, использование возможностей, которые предоставляет для этого работа по специальности. Студенты считают, что характер человека должен соответствовать выбранной профессии, также в трудовой деятельности необходим творческий подход, а вот способности не столь важны в профессиональной деятельности.

    Таким образом, мы выявили, что у студентов, обучающиеся по гуманитарному направлению, удовлетворенность избранной профессией выше, чем у студентов технического направления.


    Библиографический список

    1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
    2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб. : Издательство С.- Петербургского университета, 1991 – 152 с.
    3. Кон И.С. В поиске себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
    Количество просмотров публикации: Please wait