И тут пришел джек…. Тяжелые броненосные крейсера типа «Цукуба»: МТК Навыки и модули

В прошлом выпуске мы рассказали о последних представителях броненосных крейсеров, на протяжении 20 лет бывших одними из наиболее важных и почитаемых кораблей во флотах всех главных морских держав. Класс, развивавшийся вроде бы вполне закономерно и успешно, но который полностью и навсегда исчез из планов кораблестроителей в течение всего двух-трех лет.

Впрочем, в то же время такая же судьба постигла и более важный класс кораблей, составлявший основу боевой мощи тогдашних флотов, - броненосцы. И «могильщиком» в обоих случаях называется один и тот же человек, известнейший военно-морской деятель Англии и тогдашний Первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Фишер (друзья и знакомые часто называли его просто Джеком).

Почему «называется», а не является? Дело в том, что авторство Фишера в отношении обоих великих проектов, «Дредноута» и первого линейного крейсера, во всяком случае, не вполне достоверно. Идеи большого линейного корабля с вооружением из большого числа крупнокалиберных орудий одного калибра с начала XX века бродила в разных умах специалистов различных стран - достаточно вспомнить наиболее известного из них, итальянца В. Куниберти. Еще любопытнее роль Фишера в появлении «убийцы броненосных крейсеров». Изначально после того, как в конце 1904 года сэр Джон стал Первым лордом Адмиралтейства, он являлся горячим поклонником средних калибров. Особенно предпочтительными казались ему и его соратникам 234-мм орудия с новыми затворами. Все операции по заряжанию в них могли производиться вручную (хотя 172-кг снаряд и казался тяжеловатым даже при «перекатке» с лотка на лоток), и на учениях удавалось достигать фантастической скорострельности: пять-шесть и более выстрелов в минуту. Получалось, что такое орудие могло «доставить» противнику такой же вес металла, что и главное оружие линкоров - 12-дюймовка. Если даже не орудие еще более крупного калибра. Но тогда представлялось, что двенадцатидюймовые пушки не годятся для крейсеров, тогда как меньшие по весу и калибру скорострелки вполне подходили в качестве их основного оружия.

Из таких соображений и составлялся проект предполагаемого развития «дифенсов»; изначально главная задача, по сути, состояла в наиболее удобном расположении максимального числа 234-миллиметровок. Для разработки концепции броненосца-дредноута и нового броненосного крейсера был создан специальный комитет из наиболее способных офицеров флота и конструкторов, естественно, под руководством самого «шефа», Джека Фишера. Изучались различные варианты и комбинации двухорудийных башен. Нельзя сказать, что выглядели они изящно, но сложности в размещении пяти-шести или даже семи башен являлись вполне объективными. Понятно, что в бортовом залпе могли участвовать далеко не все орудия.

Между тем с Дальнего Востока начали поступать сообщения о сражениях русско-японской войны и ее важных особенностях, таких, как резкое увеличение дистанций боя (так, во всяком случае, казалось наблюдателям), участии в генеральных сражениях японских броненосных крейсеров. И, пожалуй, главное: о важнейшей роли именно крупного, 12-дюймового калибра, наносившего наибольшие повреждения бронированным боевым судам.

И тут одному (или сразу нескольким, мнения историков расходятся) из членов фишеровского комитета пришла в голову мысль все же попытаться разрубить гордиев узел, завязанный нагромождением 234-мм башен, и попытаться-таки ввести 12-дюймовки в качестве основного калибра для «броненосного крейсера». Сам Фишер воспринял вначале такие предложения как «предательство» его идей о все сокрушающих ливнем огня скорострелках. Потребовалось некоторое время, чтобы сэр Джек проникся возможными преимуществами броненосного калибра на крейсере. Но, проникнувшись, он стал наиболее горячим сторонником «крейсера-дредноута». Вплоть до того, что заявлял: «Нет такой задачи для линейного корабля, которую не смог бы выполнить эскадренный крейсер» (так первоначально именовали то, что стало линейными крейсерами). И настолько, что в глазах сторонних наблюдателей стал его «единственным отцом».

Надо сказать, что в любом случае роль Д.Фишера в появлении нового класса крейсеров стала весьма значительной. Дело в том, что идея линейного крейсера состояла не только в водружении 12-дюймовок-монстров в старый корпус. Едва ли не более важным стал очередной скачок в скорости, связанный, ‘в свою очередь, с введением турбин, переводом котлов на нефтяное отопление и увеличением размеров корпуса (прежде всего его длины) и мореходности. А уж здесь позиции сэра Джона с самого начала были «правильными».

Насколько важным для появления линейного крейсера являлась именно совокупность всех факторов, хорошо видно из истории дальнейшего развития японских броненосных крейсеров. Еще вовсю шла русско-японская война, когда в июне 1904 года последовало решение о необходимости восполнить потерю на русских минах у Порт-Артура броненосцев «Хацусе» и «Ясима» парой новых единиц. Заранее было решено, что ими станут именно быстроходные броненосные крейсера. Однако на командование Объединенного флота и Морского штаба произвела такое сильное впечатления та точность, с которой русские броненосцы накрывали их корабли 12-дюймовками с дистанции 8 миль, что они настояли на вооружении новых крейсеров 305-мм орудиями. Японские кораблестроители к тому времени не имели еще достаточного опыта для того, чтобы разработать собственный проект «с нуля». Тем более, что ситуация была критической: шла война, и корабли требовались как можно скорее. Поэтому конструкторы пошли по наиболее простому пути: они использовали в качестве основы очень неплохие (для своего времени) корпуса спроектированных Ф.Уоттсом «асам», увеличив их в размерах настолько, чтобы можно было разместить две 12-дюймовые башни вместо 8-дюймовых. Так на свет появились «Цукуба» и «Икома», с которыми Страна восходящего солнца претендует на роль первого создателя линейных крейсеров.

Однако претензии эти не слишком обоснованны. Действительно, хотя впервые на крейсере появились крупнокалиберные орудия в качестве главного калибра (такую экзотику, как «мацусимы» Э.Бертэна, можно не принимать в расчет), в остальном «Цукуба» оставался традиционным броненосным крейсером. Во-первых, помимо 12-дюймовок, он имел еще орудия двух калибров, причем в весьма и весьма солидном количестве: по двенадцать 152-мм и 120-мм стволов. Во-вторых, орудия эти традиционно располагались в бортовых казематах и палубных установках, причем восемь 6-дюймовок - в нижних, расположенных слишком близко к поверхности воды. В-третьих, они имели уже далеко не прогрессивные паровые машины, позволявшие развить скорость лишь несколько больше 20 узлов. (Напомним, что «Дредноут» мог дать 21 узел, а чем могла закончиться встреча с ним такого «крейсера», говорить излишне.) В-четвертых, «новички» имели бронирование, в точности повторявшее защиту «Асамы» и его родственников, хотя здесь стоит отметить, что защита эта для своего времени оставалась на приемлемом уровне - столь значительный «запас» был сделан на предшественниках.

Можно и далее наблюдать и перечислять приметы, свидетельствующие о том, что японцы так и не смогли перешагнуть порога на пути, ведущем к революционным «кораблям Фишера». Особенно хорошо это заметно на следующей паре «полулинейных полукрейсеров», «Курама» и «Ибуки». «Кураму» заложили как раз после окончания русско-японской войны, но изменения в проекте свелись к замене казематных шестидюймовок на восемь 203-мм орудий, расположенных в четырех башнях по той же схеме, что на русском «Рюрике-2». При этом 120-миллиметровкам из середины корпуса пришлось потесниться, и их разбросали в казематах по всему борту. Скорость осталась прежней - 20,5 узла. Вспоминая известный анекдот советских времен о том, как рабочий с завода швейных машинок тщетно пытался собрать ее дома из ворованных частей - все время почему-то получался пулемет, можно сказать о том, что как ни пытались японцы построить настоящий броненосный крейсер, получался у них все тот же броненосец второго класса. Относительно быстроходный и относительно мощный, но все-таки второклассный и все же именно броненосец.

Не помогла и запоздалая попытка внедрить на своем «гибриде» турбинную установку. Хотя вторая единица, «Ибуки», получил пару турбин с прямым приводом, это позволило увеличить скорость только до 21,5 узла - слишком мало для времени его вступления в строй. Надо отметить, что японцы постарались построить «Ибуки» как можно быстрее: его удалось спустить на воду всего через полгода после официальной закладки и ввести в строй в конце 1909 года, на год раньше своего менее прогрессивного «систер-шипа». Зато «Курама» получил пусть внешнее, но «дредноутское» отличие: мачты-треноги английского образца, на марсах которых размещались посты управления огнем. Любопытно, что на испытаниях он лишь немного уступил в скорости своему турбинному собрату, но его 21 узел в 1911 году выглядел, мягко говоря, никак не крейсерским показателем.

В результате вся четверка сразу по вступлении в строй оказалась в числе корабпей-аутсайдеров, что сказалось на их довольно-таки непродолжительной и неактивной службе. «Цукуба» погиб от взрыва погребов в собственном порту в январе 1917 года, а остальные пошли на слом в 1924-м, причем наиболее ярким эпизодом их деятельности осталось разве что участие «Ибуки» в охоте за эскадрой адмирала Шпее в 1914 году.

Вернемся, однако, к настоящей «революции», проходившей тем временем в британском Адмиралтействе. Решение об установке 305-мм орудий на будущих крейсерах наконец приняли, определились и с их числом - восемь стволов в двухорудийных башнях. Теперь оставалось осуществить его на практике. Воззрения того времени не позволили применить напрашивающееся решение с попарно расположенными друг над другом в оконечностях башнями. Считалось, что газы от стрельбы возвышенных орудий будут губительно сказываться на персонале нижних установок. (Простейший опыт, доказавший, что опасности нет, провели уже после закладки «инвинсиблов».) В итоге остановились на ромбическом расположении: две башни в оконечностях, еще две - побортно посередине. Но то, что неплохо проходило для менее крупных установок, создавало почти непреодолимые сложности в случае больших 12-дюймовых башен с их объемными барбетами и погребами. Решение заключалось в том, чтобы сдвинуть средние установки в разные стороны, получив вместо «ромба» эшелонное расположение. Но сильно разнести их не удавалось потому, что большую часть длины занимали мощные турбины, пар для которых давал 31 котел, расположенный в трех кочегарках. В итоге средние башни могли стрелять на «чужой» борт только в очень узком секторе - около 30 градусов. Но и тут на практике выяснилось, что как раз при таком расположении газы от «задней» башни действительно ослепляют и оглушают персонал передней. И выяснилось это, как назло, в самой что ни на есть боевой обстановке Фолклендского сражения.

121.Линейный крейсер «Инвинсибл» (Англия, 1908 г.)

Строился фирмой «Армстронг» в Эльсвике. Водоизмещение 17 200 т, длина максимальная 172,8 м, ширина 22,1 м, осадка 8,0 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 41 000 л.с., скорость 25,5 узла. Вооружение: восемь 305/45-мм, шестнадцать 102/45-мм скорострельных пушек, пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 152 - 102 мм, палуба 19 - 64 мм (на скосах 19 мм), башни 178 - 76 мм, барбеты 178 - 51 мм, боевая рубка 254 - 152 мм. В 1908 - 1909 годах построено 3 единицы: «Инвинсибл», «Инфлексибл» и «Индомитебл». «Инвинсибл» погиб в Ютландском бою в мае 1916 г., два других исключены из списков и сданы на слом в 1922 г.

122.Линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (Германия, 1911 г.)

Строился фирмой «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Водоизмещение 19 060 т, длина максимальная 171,7 м, ширина 26,6 м, осадка 8,12 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 43 600 л.с., скорость 24,75 узла. Вооружение: восемь 280/45-мм, десять 150/45-мм и шестнадцать 88/45-мм скорострельных пушек, четыре 450-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 250 - 80 мм, палуба 25 - 80 мм (на скосах 50 мм), башни 230 - 60 мм, барбеты 230 - 30 мм, батарея 150 мм, боевая рубка 250 мм. Затоплен в Скапа-Флоу в июне 1919 г.

123.Броненосный крейсер «Ибуки» (Япония, 1909 г.)

Строился на верфи в Куре. Водоизмещение 15 590 т, длина максимальная 147,83 м, ширина 22,98 м, осадка 7,97 м. Мощность двухвальной паротурбинной машинной установки 24 000 л.с., скорость 22,5 узла. Вооружение: четыре 305/45-мм, восемь 203/45-мм, четырнадцать 120/50-мм, четыре 76/40-мм орудия, три 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 178 - 102 мм, палуба - 51 мм и 76 мм на боковых скосах, башни и барбеты главного калибра 178 - 127 мм, башни среднего калибра 152 мм, батарейная палуба 127 мм, рубки: передняя - 203 мм, кормовая - 152 мм. Построено две единицы: «Ибуки» и «Курама». В начале Первой мировой войны участвовали в поисках эскадры Шпее и охране конвоев, следовавших из Австралии в Суэц. Оба корабля были разоружены после Вашингтонской конференции и сданы на слом в 1924 - 1925 годах.

Расположение артиллерии стало не единственной «прорехой» в проекте. Куда более существенным оказалось полное сохранение защиты на уровне предшественников - «уорриэров» и «дифенсов». 152-мм броня борта и тонкие скосы палубы за ней оставались единственным прикрытием механизмов и погребов от неприятельских снарядов. Между тем было бы наивным ожидать, что потенциальные противники, прежде всего, интенсивно гнавшаяся за Англией Германия, не начнут, в свою очередь, строить корабли с единой крупнокалиберной артиллерией. А против 11- или 12-дюймовых орудий новые крейсера оказались бы столь же беззащитными, как и старые. При встрече с дредноутами они попадали в роль солдат в гимнастерках, идущих на пулеметы.

Фишер и его соратники неплохо понимали это, поэтому и сопроводили появление на свет своих питомцев различными оговорками. В отличие от японских «полуброненосцев», новые корабли, получившие вскоре обозначение «линейные крейсера», должны были в основном заниматься разведкой и уничтожением неприятельских передовых сил аналогичного назначения. Правда, оговаривалось, что они могут вступить в сражение с линкорами противника, но лишь «ненадолго и на большой дистанции». Считалось, что скорость послужит им дополнительной защитой. Действительно, 25-узловой ход вроде бы гарантировал хороший запас для того, чтобы быстро выйти из опасной зоны. Но жизнь не всегда подтверждает теоретические построения. Тем более, что потенциальный противник отнюдь не дремал.

Правда, с первым ответом на британские линейные крейсера немцы промахнулись. Основательно дезориентированные склонностью Фишера и его команды к 234-мм скорострельным орудиям, они еще в ходе постройки «инвинсиблов» заложили «Блюхер» - почти столь же скоростной, защищенный даже лучше «британцев», но вооруженный «по-старому», 210-мм пушками. Понятно, что в случае личной встречи 12-дюймовые англичане обладали бы над ним решающим преимуществом. Несколько спасли Германию недостаток средств и строительных мощностей, а также известная осторожность. Ответив одним «Блюхером» на британскую тройку, они сэкономили деньги и время на другой, более верный ответ.

Заложенный в 1908 году «Фон-дер-Танн» стал первым настоящим германским линейным крейсером. Он отличался от фишеровских кораблей гораздо большей сбалансированностью. При такой же скорости артиллерия немного уступала в калибре (280 мм вместо 305), но сами башни, в принципе расположенные по той же ромбически-эшелонной схеме, расставили значительно шире, в результате чего на борт реально могли стрелять 8 стволов. Кроме того, в противоположность «британцам», на которых ради 12-дюймовок полностью пожертвовали средним калибром, оставив ничем не защищенные 102-мм пушки для отражения эсминцев, хаотически распределенные между надстройками, «Фон-дер-Танн» имел полноценную батарею из десятка 150-миллиметровок, не считая полутора десятков 88-мм противоминных орудий. При этом батарея имела солидное прикрытие толщиной 150 мм - такое же, как жизненные части «Инвинсибла»! Вообще, в соответствии с уже сложившимися к тому времени германскими традициями, защита выглядела очень солидно - для крейсера. Главный броневой пояс имел в середине толщину 250 мм, правда, только очень узкой полоской. Но и остальные его части заметно превышали по толщине бронеплиты его будущих противников.

Англичане поспешили с ответным ходом, и, в свою очередь, ошиблись, причем основательно. Начатый постройкой в следующем, 1909 году «Индефетигебл», по сути дела, мало чем отличался от первой тройки «иблов». Удалось только устранить дефект со слишком тесной установкой средних башен: как и на «Фон-дер-Танне», на борт теперь могли стрелять 8 орудий. Но во всем остальном изменения свелись к минимуму. Наиболее чреватым для судьбы корабля стало повторение явно недостаточного бронирования первенцев.

И добро бы дело ограничилось только единичной неудачей. В конце концов, время не ждало, и «владычице морей» предпочтительнее было получить пусть не самую лучшую единицу нового типа, но зато быстро. Но, привлеченные рекламой суперкрейсеров, британские доминионы, Австралия и Новая Зеландия, воспылали желанием получить новейшие «игрушки». И даже собрали для того деньги из собственных, тогда довольно скудных ресурсов. Адмиралтейству следовало бы немного подождать: на подходе находился новый проект куда более мощного корабля, но верх взяло нетерпение. И спустя 3 года империя получила еще пару линейных крейсеров - реплик «Индефетигебла», к тому времени уже устаревших раз и навсегда.

Причина заключалась отчасти в самих англичанах. Пытаясь дезориентировать наиболее вероятного противника, Германию, они завысили характеристики своих линейных крейсеров. Так, «инвинсиблы» якобы могли бегать 27-узловой скоростью, а троица их «сводных сестричек» - еще на узел быстрее, и притом имела примерно на дюйм более толстую броню. «Деза» полностью удалась, настолько, что окончательно реальные данные стали достоянием гласности только спустя 50 лет, когда все шесть линейных крейсеров первого поколения уже три десятилетия или более лежали на дне или превратились в сталь и прокат.

Но эффект такого обмана оказался отрицательным. Следующий ответ немцев оказался сокрушительным - и для конкретных «иблов», и для фишеровской концепции в целом. «Мольтке» и «Гёбен», затем «Зейдлиц» и вооруженные уже 12-дюймовками «Дерфлингер» и «Лютцов» крейсерами оставались только по названию. Они являлись типичными быстроходными линкорами, немного слабее защищенными, чем линейные «немцы», но по бронированию не уступали основным кораблям Гранд-Флита. Конечно, в совокупности с высокой скоростью, достигавшей 27-28 узлов, это требовало жертв: Немного удалось выкроить на некотором ослаблении артиллерии, но главной компенсацией стало… увеличение размеров. Линейные крейсера нового поколения просто стали больше своих линейных современников. По тому же пути пошли и англичане, построив в ответ знаменитых «кошек» (которые лояльнее было бы называть «королевской семьей», ибо на пару представителей кошачьих - «Лайона» и «Тайгера» - приходились, еще и «Куин Мэри» и «Принсесс Ройял»). Их размер уже вплотную подошел к 30 тысячам тонн. И он не стал пределом. Эстафету подхватила Россия, запланировавшая постройку четверки огромных «Измаилов», вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями. Они уже откровенно превосходили многие линейные корабли еще и по вооружению, имели проектную скорость 27 узлов при защите, даже несколько усиленной по сравнению с дредноутом «Севастополь».

Крейсера-линкоры уже достаточно отчетливо предназначались для линейного боя в составе больших эскадр, пусть в роли передовых отрядов или «быстроходного крыла флота», но явно не для традиционных крейсерских действий - рейдерства и разведки. И стали тем самым очень ценными боевыми единицами, учитывавшимися при подсчете сравнительной мощи главных сил. Первоначальные соображения о том, что «инвинсиблам» лучше бы не ввязываться в линейный бой, оказались забытыми. И расплата последовала - при Ютланде. «Фон-дер-Танн» удачным залпом отправил на дно своего полного ровестника, кстати, практически одинакового по размерам, «Индефетигебл». Другие германские линейные крейсера расправились с «Инвинсиблом» и даже с более защищенной и крупной «Куин Мэри». Хотя все «англичане» погибли в результате взрыва боезапаса, сам факт, что германские снаряды сумели до него добраться, служит свидетельством недостаточности защиты, прежде всего броневой. Напротив, их противники продержались весь бой против значительно превосходящих сил. Даже наиболее слабый «Фон-дер-Танн» устоял перед чудовищными 381-мм снарядами, весившими без малого тонну.

После Ютланда развитие линейных крейсеров пошло по вполне логическому пути. Теперь уже и английские адмиралы не хотели рисковать жизнью, своей и своих моряков на «картонных» кораблях. Конструкторы лихорадочно пытались усилить броню типично фишеровских гигантов «Рипалс» и «Ринаун», которые при водоизмещении около 30 тыс. тонн изначально прикрывались «фиговым листком» из 152-мм плит. Еще более серьезному пересмотру подвергся проект линейного крейсера нового поколения «Худ», который в результате вошел в строй только в 1920 году и надолго стал самым большим артиллерийским боевым кораблем в мире. После Первой мировой войны новые корабли этого класса уже не строились, хотя во многом тому поспособствовало Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений, согласно которому под нож пошли японские, английские и американские быстроходные гиганты. А спустя десяток лет все новейшие линкоры уже обладали скоростью, близкой к максимальному ходу своих «крейсерских» предшественников, полностью слившись с ними в один класс.

Броненосные крейсера

Броненосные крейсера типа «Ибуки» - 2 ед.

«Ибуки» Куре 5.1906/21.11.1907/1.11.1909-искл. 1923

«Курама» Йоко 23.8.1905/21.10.1907/28.2.1911 - искл. 1923

14 636/15 595 т, 137,2x23x8 м. ПТ - 2, 18 ПК, 24 000 л.с.=21,5 уз. 2000 т уг.+218 т нефти («Курама» ПМ - 2, 28 ПК, 22 500 л.с.=20,5уз. 1868туг.+200тнефти). Бро­ня: пояс 178 - 102 мм, башни и барбеты ГК 178 - 127 мм, башни СК 152 мм, палу­ба 76 мм, рубка 203 мм. Эк. 844 чел. 4 -305 мм/45, 8 - 203 мм/45, 14-120 мм/ 40, 4-76 мм/40, 3 ТА 457 мм.

Крейсера с очень мощным вооружени­ем, но относительно небольшой скоростью хода. Зачастую их классифицируют как линкоры с облегченной броневой защи­той - в некотором роде их можно считать «родственниками» русских броненосцев типа «Пересвет».

Проект кораблей разработан на базе броненосного крейсера «Цукуба». Пер­воначально «Ибуки» и «Курама» должны были быть однотипными, но для первого весной 1906 года заказали паровые тур­бины Кёртисса, и проект пришлось ос­новательно переработать. Официально «Ибуки» был заложен 22.5.1907, но его постройка началась раньше. «Ибуки» стал первым японским турбинным кораблем, но это не сделало его более быстроход­ным: на испытаниях «Курама» развила ход 21,5 уз. при мощности 23 081 л.с., а «Ибуки» - 21,16 уз. при 28 977 л.с. Внеш­не оба корабля отличались мачтами: на «Кураме» они были трехногими, а на «Ибуки» - обычными.

В начале Первой мировой войны «Ибу­ки» участвовал в поисках эскадры Шпее, а затем сопровождал войсковые тран­спорты, следовавшие из Австралии в Суэц. Оба корабля были разоружены пос­ле Вашингтонской конференции и сданы на слом в 1924 -1925 годах.

Броненосные крейсера типа «Цукуба» - 2 ед.

«Цукуба» Куре 14.1.1905/26.12.1905/14.1.1907 - погиб 14.1.1917

«Икома» Куре 15.3.1905/9.4.1906/24.3.1908 - искл. 1922

13 750/15 400 т, 137,1x23x8 м. ПМ - 2, 20 ПК, 20 500 л.с.=20,5 уз. 2000 т уг. («Икома» 191 1 т уг. + 160 т нефти). Бро­ня: пояс 178- 102 мм, верхний пояс и казематы 127 мм, башни и барбеты 178 мм, палуба 76 мм, рубка 203 мм. Эк. 879 чел. 4 - 305 мм/45, 12 - 152 мм/45, 12 -120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 - 40 мм авт., 3 ТА 457 мм.

Первые «капитальные» корабли япон­ской постройки и первые в мире крейсе­ра, вооруженные 12-дюймовой артилле­рией ГК в двухорудийных башнях. Зака­заны в июне 1904 года в качестве заме­ны погибших броненосцев «Хацусе» и «Ясима», заложены еще до завершения русско-японской войны. Строительство кораблей было сопряжено с производ­ственными проблемами, из-за чего го­ловная «Цукуба» обладала многочислен­ными дефектами. Ввод в строй «Икомы» задержала нехватка тяжелой артиллерии: корабль вышел на ходовые испытания в ноябре 1907 года, но был полностью вооружен и укомплектован лишь к февра­лю 1911-го. На мерной миле «Цукуба» по­казала скорость хода 20,5 уз. при мощ­ности 20 736 л.с., «Икома» - 21,9 уз. при 22 670 л.с.

«Цукуба» погибла в Йокосуке в ре­зультате взрыва артиллерийских погре­бов; потери экипажа составили 305 человек убитыми. «Икома» в 1918- 1919 годах была перевооружена (4 - 305 мм/45, 10-152 мм/45, 8-120 мм/40, 6 -76 мм/40) и позже служила в роли учеб­но-артиллерийского корабля. Вскоре после Вашингтонской конференции ее разоружили и 13.11.1924 продали на слом.

Броненосные крейсера типа «Касуга» - 2 ед.

«Касуга» Ане 10.3.1902/22.10.1902/7.1.1904 - погиб 18.7.1945

«Ниссин» Ане 5.1902/9.2.1903/7.1.1904- искл. 1935

7700/8500 т, 111,73x18,7x7,4м. ПМ - 2, 12 ПК, 13 500 л.с.=20 уз. 600/1190 т уг. Бро­ня: пояс 150 - 75 мм, верхний пояс башни и казематы 150мм, барбеты 150- 100мм, палуба 37 - 25 мм, рубка 150 мм. Эк. 595 - 610 чел. 1 -- 254 мм/45 (только на «Касуге»), 2-203 мм/45 (на «Ниссин» 4 - 203 мм/45), 14- 152 мм/40, 10 - 76 мм/40, 4 -4/ мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.

Последние из серии итальянских бро­неносных крейсеров типа «Гарибальди». Заложены для аргентинского флота под названиями «Митра» и «Рока», куплены Японией 29.12.1903. Активно участвова­ли в русско-японской войне, причем дей­ствовали преимущественно в одной ли­нии с броненосцами адмирала Того, так как их фактическая скорость не превыша­ла 18 уз. В 1914 году на обоих кораблях заменили паровые котлы.

В 1917- 1918 годах «Ниссин» дей­ствовал на Средиземном море. В 1927 году его переклассифицировали в учеб­ный корабль, в 1935-м он стал плаву­чей мишенью и в следующем году был потоплен. «Касуга» 13.1.1918 сел на камни в проливе Банка (Индонезия) и был снят только через полгода. С 1925 года крейсер служил учебным судном, а в июле 1942-го его разоружили и пре­вратили в блокшив. Потоплен американ­ской авиацией, в 1948 году поднят и сдан на слом.

Броненосный крейсер «Якумо» - 1 ед.

«Якумо» Вулк 3.1898/18.7.1899/20.6.1900-слом. 1946

9735/10 300 т, 132,3x19,6x7,25 м. ПМ - 2, 24ПК, 15 500 л.с. = 20уз. 600/1200 т уг. Бро­ня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, баш­ни 150 мм, барбеты 150 - 100 мм, казематы 150 - 50 мм, палуба 63 мм, рубка 350 мм. Эк. 698 чел. 4 - 203 мм/40, 12-152 мм/40, 16-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

Построен в Германии по программе 1896 года как развитие крейсеров типа «Асама». Активно участвовал в войне с Россией в 1904 - 1905 годах. В 1921 году переклассифицирован в корабль берего­вой обороны 1 класса, но в дальнейшем служил учебным судном. Неоднократно модернизировался и перевооружался. В июле 1942 года «восстановлен в звании» и вновь стал крейсером 1 класса, однако в боевых действиях не участвовал. Про­дан на слом в июне 1946 года.

Броненосный крейсер «Адзума» - 1 ед.

«Адзума» СНз 3.1898/24.6.1899/28.7.1900-слом. 1946

9278/9953 т, 137,9x18x7,21 м. ПМ - 2, 24 ПК, 17 000 л.с.=20 уз. 600/1200 т уг. Бро­ня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 150 мм, па­луба 63 - 50 мм, рубка 350 мм. Эк. 726 чел. 4-203 мм/40, 12-152 мм/40, 16-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

Построен во Франции по программе 1896 года. Аналогичен крейсерам типа «Асама», но имел более короткий броне­вой пояс. Активно участвовал в русско-японской войне. С 1914 года использо­вался в качестве учебного корабля. В 1941 году превращен в блокшив, тяже­ло поврежден американской авиацией 18.7.1945. Сдан на слом в 1946 году.

Броненосные крейсера типа «Идзумо» - 2 ед.

«Идзумо» Арм 5.1898/19.9.1899/25.9.1900-погиб 28.7.1945

«Ивате» Арм 5.1898/29.3.1900/18.3.1901 -погиб 24.7.1945

9750/10 300 т, 132,3x20,94x7,4 м. ПМ - 2, 24 ПК, 14 500 л.с.=20,75 уз. 600/1400 т уг. Броня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 152 мм, палу­ба 63 - 51 мм, рубка 356 мм. Эк. 672 чел. 4-203 мм/40, 14-152 мм/40, 12-76 мм/40, 4 - 47 мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.

Построены в Англии по программе 1896 года; представляли собой улучшен­ный вариант крейсера «Асама». На ис­пытаниях «Идзумо» развил ход 22,04 уз. при мощности 15 739 л.с., «Ивате» - 21,74 уз. при 16 078 л.с. Активно участ­вовали в русско-японской войне. В 1921 году переклассифицированы в корабли береговой обороны 1 класса. «Идзумо» в 1932 - 1942 годах являлся флагманом японского так называемого Китайского флота; затем ненадолго переклассифи­цирован в крейсер 1 класса, а в 1943 году - в учебное судно. «Ивате» факти­чески служил учебным судном с 1923 года, хотя в 1942 году также был фор­мально зачислен в крейсера 1 класса. Оба потоплены в июле 1945 года в Куре американской авиацией, подняты и сда­ны на слом в 1947 году.

Броненосные крейсера типа «Асама» - 2 ед.

«Асама» Арм 11.1896/22.3.1898/18.3.1899 - слом. 1947

«Токива» Арм 1.1898/6.7.1898/18.5.1899-погиб 8.8.1945

9700/10 500 т, 134,7x20,45x7,43 м. ПМ -2, 16 ПК, 18 000 л.с.=21,5 уз. 600/1400 т уг. Броня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 152 мм, палуба 76 - 51 мм, рубка 356 мм. Эк. 676 чел. 4-203 мм/40, 14-152 мм/40, 12-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

На момент своего появления - лучшие броненосные крейсера в мире, основопо­ложники целой серии аналогичных кораб­лей японской программы 1896 года. Спро­ектированы в Англии Ф.Уоттсом. Активно участвовали в русско-японской войне 1904 - 1905 годов.

«Асама» до 1915 года («Токива» до 1910-го) несла 12 цилиндрических паро­вых котлов, которые в ходе ремонта за­менены на 16 японских системы Миябара. Во время Первой мировой войны «Аса­ма» дважды (3.12.1914 и 31.1.1915) полу­чала серьезные повреждения из-за нави­гационных аварий; с июня 1915 года по март 1917-го находилась в ремонте. В 1921 году оба крейсера были переклас­сифицированы в корабли береговой обороны 1 класса; «Токива» с 1.4.1922 чис­лилась минным заградителем. В дальней­шем неоднократно модернизировались и перевооружались. Дожили до Второй ми­ровой войны. «Токива» потоплена амери­канской авиацией в Майдзуру, поднята и сдана на слом в 1947 году.

Броненосный крейсер «Асо» - 1 ед.

«Асо» ФШ 12.1898/30.5.1900/4.1903 - искл. 1930

7800 т, 137,03x17,5x6,7 м. ПМ - 2, 26 ПК, 16 500 л.с.=21 уз. 750/1200 т уг. Броня: пояс 200 - 100 мм, верхний пояс и казе­мат 60 мм, палуба 50 - 30 мм, рубка 160 мм. Эк. 791 чел. 2- 152 мм/50, 8- 152 мм/45, 16-76 мм/40, 2 пул.

Бывший русский «Баян», захвачен 2.1.1905 в Порт-Артуре. Восстановлен и введен в строй в 1908 году. В 1913 году перевооружен: башни с 203-мм орудия­ми демонтированы и заменены палубны­ми 152-мм артустановками Армстронга с длиной ствола в 50 калибров. В 1920 году переоборудован в минный заградитель, способный принимать 420 мин. Исключен из боевого состава флота 1.4.1930, пре­вращен в плавучую мишень и потоплен на учениях 8.8.1932.

Тип «Ибуки» был первоначально заказан во время русско-японской войны 31 января 1905 года по типу «Цукуба». Но до начала постройки они были перепроектированы под 8-дюймовые (203-мм) орудия в четырёх двухорудийных башня вместо двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий. Это потребовало большего корпуса для установки башен и увеличения мощности, чтобы чуть большую скорость, что и у типа «Цукуба».

Они предназначались для сражения в линии с броненосцами, как это сделали два броненосных крейсера типа «Касуга» в битвах на Жёлтом море и Цусиме во время русско-японской войны. Появление «Дредноута» вооружённого десятью 12-дюймовыми (305-мм) пушками и скоростью 22 узла сделало эти корабли устаревшими до того, как они были введены в эксплуатацию. В 1912 году они были переклассифицированы в линейные крейсера.

Корабли имели общую длину 147,8 м, длину между перпендикулярами 137,2 м, ширину 23,0 м и осадку при нормальном водоизмещении 8,0 м. Они имели нормальное водоизмещение 14 636 длинных тонн (14 871 т), полное - 15 595 длинных тонн (15 845 т), что примерно на 900 длинных тонн (910 т) больше, чем у «Цукубы» . Экипаж насчитывал 845 офицеров и матросов .

Вооружение

На кораблях стояли четыре 305-мм/45 пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия имели угол возвышения 23°, угол склонения −3°. Это позволяло вести огонь бронебойным снарядом на 22 000 м. Орудия стреляли несколькими типами снарядов одинакового веса по 386 кг.

в Избранное в Избранном из Избранного 7

История

В середине 1930-ых, когда призрак японо-китайской войны и связанной с нею конфронтации с США уже витал на горизонте, группа японских военных предложила пересмотреть традиционный подход к строительству японских крейсеров. Они указывали на то, что крейсера с 203-мм пушками, как бы ни были они хороши, все же не более чем паритетны аналогичным крейсерам противника. Разрыв же в между тактическими нишами линкоров и тяжелых крейсеров был настолько велик, что оба этих класса кораблей не могли взаимодействовать по-настоящему эффективно.

Для решения этой проблемы инженеры предлагали создать особый класс “лидеров” тяжелых крейсеров, вооруженных более тяжелой артиллерией калибром 250-280 миллиметров. Такие “сверхтяжелые” крейсера, могли бы эффективно выводить из строя “вашингтонские” крейсера противника и прикрывать действия крейсерского авангарда в случае столкновения с линейными кораблями.

29 декабря 1934 года, Япония объявила о денонсации всех ранее заключенных соглашений о ограничении морских вооружений. Формально, более ничто не сдерживало японский флот от постройки тех кораблей, которые казались ему оптимальными. Однако, Японская Империя продолжала строительство крейсеров “вашингтонского” типа, лишь несколько увеличив их водоизмещение.

Тому было несколько причин. Во-первых, японский тип тяжелых крейсеров был достаточно сбалансирован и эффективен, и (по мнению японцев) оптимально вписывался в концепцию. Во-вторых, экономика Японии не могла позволить строительства большого количества слишком крупных кораблей. Наконец, в третьих, японские адмиралы предпочитали не “провоцировать” обстановку, опасаясь, что постройка крейсеров с более тяжелой артиллерией может спровоцировать выход из Вашингтонского Соглашения Великобритании и США.

Ситуация переменилась в конце 1930-ых, с входом в строй германского флота трех “карманных линкоров ” типа “Дойчланд”. Вооруженные 280-мм пушками, эти корабли представляли значительный шаг вперед по сравнению с тяжелыми крейсерами. Новаторская концепция этих новых кораблей привлекла внимание моряков всего мира – и Япония не оказалась исключением.

В 1936 году, японское военно-морское командование предложило разработать особый класс “тяжелых броненосных крейсеров”, способных исполнять функции лидеров для эскадр тяжелых крейсеров стандартного типа. Военные мотивировали это тем, что “баланс” крейсерских сил был уже нарушен немецкими кораблями, и действия Японии уже не окажут решающего влияния на ситуацию. Помимо этого, адмиралы считали возможным дезинформировать США, убедив их в том, что японцы пошли по немецкому пути строительства небольших линейных кораблей, и таким образом, скрыть постройку гигантских суперлинкоров “Ямато”.

Доводы оказались убедительными, однако, неожиданной проблемой стало отсутствие в японском арсенале орудий подходящего “промежуточного” калибра, для установки на “сверхтяжелые” крейсера. Из этой ситуации флоту удалось выйти следующим образом: в качестве основной артиллерии для нового класса крейсеров предполагалось использовать старые 305-мм башни, снятые с дредноутов “Кавачи” и “Сетту” при их списании. Кроме того, в разработке проекта предполагалось ориентироваться на модифицированный тип тяжелого крейсера “Могами”, переработанный под 305-мм артиллерию.

Вооружение

Основу вооружения тяжелых броненосных крейсеров составили шесть 305-мм 45-калиберные пушки 41-го года Мэйдзи. Две трёхорудиные башни размещались в оконечностях. Эти орудия изначально предназначались для вооружения бортовых башен дредноутов “Кавачи” и “Сетту”: после списания кораблей на лом в 1922 году, орудия были сохранены и в дальнейшем переделаны для использования на крейсерах типа “Цукуба”.

Эти тяжелые морские пушки стреляли 386-кг снарядами с начальной скоростью до 870 метров в секунду. Угол возвышения орудий был увеличен до 32 градусов, что позволяло вести огонь на дальность до 28000 метров. За счет переработки конструкции затвора, темп стрельбы удалось увеличить до 2,5 выстрелов в минуту. Боезапас составлял порядка 100 снарядов на орудие: в отличие от других японских тяжелых кораблей, орудия крейсеров оснащались большим запасом фугасных снарядов (в основном потому, что значительное множество фугасов уже имелось в арсенале).

Вспомогательное вооружение крейсеров составляли две трехорудийные башни с 155-мм 60-калиберными орудиями 3-го года эпохи Сёва. Снятые с крейсеров типа “Могами” при их модернизации, башни были установлены линейно-возвышенно, и стреляли поверх башен 305-мм/50 установок. Основной задачей 155-мм орудий была оборона от неприятельских миноносцев: также, по мнению адмиралов, эти установки могли обеспечить “массированый” огонь в случае ближнего боя с неприятельскими тяжелыми крейсерами .

Противовоздушное вооружение кораблей состояло из двенадцати 127-миллиметровых 40-калиберных универсальных орудий, расположенных побортно на спонсонах в спаренных установках. Ближняя противовоздушная оборона первоначально обеспечивалась четырьмя строенными 25-мм зенитными установками и четырьмя 13,2-мм пулеметами: в дальнейшем, число зенитных автоматов постоянно увеличивалось.

Дополнительное вооружение крейсеров типа “Цукуба” было идентично типу “Могами”, и состояло из четырех трехтрубных 61-сантиметровых торпедных аппаратов, установленных в корпусных нишах. Аппараты были оснащены системой быстрой перезарядки, и комплектовались боезапасом из 24 торпед. Кроме того, на корме кораблей побортно были установлены по две К-пушки для стрельбы глубинными зарядами.

Защита

Защита тяжелых броненосных крейсеров ориентировалась на противостояние огню 8-дюймовых орудий американских и британских тяжелых крейсеров. В основе своей она развивала решения, ранее реализованные на крейсерах типа “Могами”. Основу вертикальной защиты составлял сплошной, наклоненный броневой пояс, в нижней части переходивший в противоторпедную переборку. Длина пояса (общая) составляла порядка 82 метров, высота – 6,5 метра. Верхний край пояса набирался из броневых плит NVNC, толщиной от 145 до 170 миллиметров. Нижняя кромка (служившая противоторпедной переборкой) собиралась из плит толщиной 30-65 миллиметров. Подобная система, как считалось, обеспечивала защиту машинного отделения от бронебойных снарядов 203-мм 55-калиберной американской пушки на дистанциях до 11500 метров.

В оконечностях, пояс переходил в V-образные траверзы, соединяющиеся с барбетами башен главного калибра. Толщина траверзов составляла 140 миллиметров. В нижней части, они соединялись с нижней палубой крейсеров.

Горизонтальная защита состояла из броневых плит толщиной 35 миллиметров из стали CNC, расположенных на уровне средней палубы над машинным отделением. У бортов имелись скосы, толщина которых доходила до 65 миллиметров. Над погребами, бронирование располагалось на уровне нижней палубы и имело толщину 55 миллиметров.

Башни главного калибра, в отличие от других японских тяжелых крейсеров, имели вполне адекватную защиту. Лобовые плиты башен имели толщину 190 миллиметров: толщина боковых плит была уменьшена до 138 из стали NVNC. Под основаниями башен располагались барбеты толщиной 125 миллиметров, идущие до броневой палубы.

Башни среднего калибра, заимствованные от базовой модели крейсеров типа “Могами”, сохранили традиционно слабую защиту. Их стенки состояли из 25-мм плит стали CNC, барбеты были защищены противоосколочными 30-мм плитами. Адекватную защиту – 100 мм бронирования стенок и 50 мм бронирования крыши – получила броневая рубка. Дымоходы и рулевые машины защищались 100-мм усиленными плитами NVNC.

Силовая установка

ЭУ тяжелых броненосных крейсеров существенно отличалась от предшествующих японских проектов (равно как и от последующих). Крейсера типа “Цукуба” были первыми и последними крупными японскими кораблями с комбинированной дизель-паротурбинной силовой установкой. Решение, принятое под немецким влиянием (а точнее под впечатлением от дальности хода типа “Дойчланд”) должно было – согласно рассчетам – обеспечить новым кораблям очень высокую автономность, при сохранении высокой скорости хода.

Силовая установка состояла из четырех форсированных турбоагрегатов типа Канпон, развивавших каждый по 38000 л.с. В отличие от предыдущих проектов, корабли не несли турбин крейсерского хода. Их нишу занимали четыре больших дизель-электрических агрегата, развивающий каждый по 14000 л.с. Максимальная скорость хода кораблей в итоге не превышала 33 узлов, но зато дальность крейсерского 14-узлового хода при запасе топлива в 2200 тонн достигала 12000 миль, т.е. была на треть больше чем у крейсеров “Могами”.

К недостаткам комбинированной силовой относились ее значительные размеры и низкая надежность: за время службы “Цукубы”, дизели на ней заменяли четыре раза (!) при этом только один раз в связи с повреждениями. Кроме того, МО крейсеров было почти на 28% больше чем у крейсеров типа “Могами”.

Авиационное вооружение

Тяжелые броненосные крейсера типа “Цукуба” несли развитое авиационное вооружение, более совершенное по сравнению с обычными тяжелыми крейсерами. В кормовой части кораблей, под верхней палубой, располагался авиационный ангар: для запуска самолетов служили две пороховые катапульты Куре N.2 Тип 9, установленные побортно на спонсонах.

Штатно, крейсера типа “Цукуба” могли нести до восьми гидросамолетов со складывающимися крыльями: четыре размещались в ангаре, два – на катапультах, и еще два на площадках рядом с кормовой мачтой. На практике, количество носимых самолетов как правило, не превышало семи: четыре из них были двухместными разведчиками “Ватанабе” E9B, два– трехместными разведчиками “Aichi” E10A, и один - “Каваниши” E7K.

В 1942, состав авиационной группы был изменен, и теперь она состояла из трех “Мицубиси” F1M, одного “Aichi” E10A и трех поплавковых истребителей “Накадзима” A6M2-N. Последние предназначались для перехвата неприятельских патрульных самолетов (которые, как предполагалось, будут представлять для рейдеров особую опасность). В 1944 году, разведывательные гидропланы заменили тремя “Aichi” E13N.

Оснащение

Корабли оснащались дальномерной системой, идентичной типу “Могами” за одним исключением – наведение установок главного калибра осуществлялось с помощью дальномера Тип 14, с 8-метровой базой. Для наведения ГК использовались директоры тип 94 и тип 95. Вспомогательный и универсальный калибр наводились, соответственно, с помощью дальномеров Тип 92 и Тип 91, смонтированных побортно. На кораблях имелось большое количество наблюдательных постов, оснащенных стационарными биноклями и 110-см прожекторами.

В ходе войны, корабли получили радарное оснащение. “Ибуки” осенью 1942 года был оснащен прототипом поискового радара Тип 21. В 1943 году, во время планового ремонта, “Цукуба” получила радар Тип 21 для обнаружения надводных и воздушных целей, и устройства Е-27 для обнаружения работы радаров противника. В 1944 году, во время масштабного ремонта и модернизации, “Цукуба” была оснащена новым поисковым радаром Тип 13, модифицированным радаром Тип 22, пригодным для управления огнем главного калибра, и экспериментальным радаром Тип 23, предназначенным для наведения зенитной артиллерии.

Модернизации

На протяжении карьеры, корабли подвергались нескольким модернизациям, в основном направленным на усиление зенитной артиллерии и противолодочной обороны. Количество строенных зенитных 25-мм автоматов, изначально равное четырем, к осени 1942 года увеличили до восьми. Летом 1943, “Ибуки” был оснащен уже двенадцатью, а “Цукуба” – десятью 25-мм автоматами. К концу 1944 года, количество зенитных автоматов на “Цукубе” довели до 42 стволов. С осени 1943 года, оба корабля также были оснащены пусковыми установками зенитных НУРС (эффективность которых, однако, была околонулевой).

Среди прочих изменений, летом 1944 года на “Ибуки” демонтировали два из четырех торпедных аппаратов, и освободившееся место использовали для установки четырех дополнительных K-пушек.

Весной 1944, рассматривался проект перестройки “Цукубы” и “Ибуки” в легкие авианосцы. С кораблей должна была быть демонтирована главная и вспомогательная артиллерия, и над главной палубой надстроен ангар на 15 истребителей A7M “Reppu” и 15 бомбардировщиков-торпедоносцев B7A “Ryusei”. Зенитное вооружение и силовая установка оставались прежними. Проект в итоге не был реализован, так как расчеты показали, что возросший верхний вес потребует установки дополнительных булей, из-за чего скорость корабля упадет до 25 узлов.

Летом 1944, японский флот рассматривал и еще один, более радикальный проект перестройки “Цукубы” в “противолодочный линкор” – специализированный эскортный корабль. Согласно проекту, главная и вспомогательная артиллерия должны были быть демонтированы с корабля, и на их месте установлены шесть четырехствольных 300-миллиметровых противолодочных бомбометов Тип 101 . Зенитное вооружение усиливалось установкой четырех спаренных 127-миллиметровых орудий и полусотни 23-мм автоматов. Наконец, по бокам корабля предполагалось установить 48 (!!!) K-пушек. Проект также не был реализован.

Весной 1945 года, “Цукуба” была оснащена направляющими для самолетов-снарядов камикадзе “Okha” Model 23. Эти оснащенные пульсирующими двигателями снаряды планировалось использовать для поражения кораблей противника в бою, но на практике камикадзе никогда на них не базировались.

Строительство

Tsukuba – был заказан по финансовой резервной программе 1934 года и заложен 1 января 1938 года на стапеле “Мицубиси” в Нагасаки, освобожденном после спуска на воду тяжелого крейсера “Тоне”. После 28-месячного стапельного периода линкор был спущен на воду 14 марта 1940 года и введен в строй 8 августа 1941 года.

Ibuki – заказан по основной программе 1937 года, заложен 14 апреля 1938 на верфи ВМФ в Куре. Спущен на воду 28 октября 1940 года: при спуске на воду, корпус корабля был деформирован, в результате чего достройка затянулась. Официально, “Ибуки” вступил в строй 2 ноября 1941 года, однако реально был признан боеготовым только к январю 1942 года.

История службы

11 октября, “Цукуба” был приписан к 23-ей дивизии крейсеров (на тот момент из него одного и состоявшей). В ее составе он принял участие в Малайской Кампании, действуя в составе 2-го флота адмирала Кондо. 2 декабря 1941 года, корабль участвовал в перестрелке с британским соединением “Z” (линкор “Принц Уэльский”, линейные крейсера “Худ” и “Рипалс”, авианосец “Арк Ройал”) в Южно-Китайском море. Крейсер выпустил 120 снарядов, но, по-видимому, не добился попаданий.

В феврале, 23-я дивизия крейсеров, пополненная к этому времени “Ибуки”, поддерживала боевые действия на Филиппинах. 27 февраля, во время сражения в Яванском Море, оба корабля были направлены в район баталии, так как японцы опасались, что австралийский линейный крейсер – HMAS “Australia” – может принять участие в сражении. Однако, в морских боях японским “карманным” линкорам в тот раз не довелось принять участия. Их действия на Филиппинах ограничились эпизодической огневой поддержкой войск (для которой их 305-мм орудия старого образца, обеспеченные значительным запасом фугасных снарядов, оказались чрезвычайно эффективны).

14 апреля, 23-я дивизия перебазировалась в Джакарту, откуда в дальнейшем и проводила боевые операции. Двадцать восьмого апреля, “Цукуба” и “Ибуки” были присоединены к оперативному соединению адмирала Идзавари, сформированному для рейда против западного побережья Австралии . В ходе этой операции, проводившейся с 4-го по 18-е мая, тяжелые броненосные крейсера подвергли бомбардировке Джеральдтон (10 мая) и прикрывали набег японской морской пехоты на Кальбари (12 мая). При этом, “Ибуки” был атакован легким австралийским самолетом-разведчиком “Fairchild 24”, пилот которого, вообще не имея вооружения, попытался таранить японский корабль. Затем оба корабля вернулись в Джакарту.

С июля 1942 года, оба тяжелых броненосных крейсера совершали периодические выходы для обеспечения артиллерийской поддержки японских войск, осаждавших Сингапур. Ночью 22 июля, “Ибуки”, обстреливавший британские войска у Джуронга был неожиданно накрыт залпами 381-миллиметровой батареи, которую японцы считали полностью выведенной из строя. Хотя условия для стрельбы были неблагоприятными, японский корабль, считая себя в безопасности, двигался очень малым ходом и в результате после полутора десятков залпов, британская батарея добилась попадания.

Взрыв, вызванный пробившим пояс 879-кг полубронебойным снарядом, вывел из строя четыре котла “Ибуки” и вызвал сильное затопление. Поврежденный крейсер был вынужден выброситься на отмель: британская авиация с авиабазы Опенхаус провела несколько ночных рейдов, пытаясь добить застрявший корабль, но не преуспела в этом. Кое-как залатав пробоины, 2 августа японцы сняли “Ибуки” с мели, и отвели его в Джакарту. Оттуда он был направлен на ремонт в метрополию.

Оставшийся временно без систершипа, “Цукуба” осенью 1942 года был временно переведен в состав 30-ой (композитной) дивизии крейсеров, включавшей “Кумано”, “Могами” и “Сузую”. В ноябре 1942 года, корабль принимал участие в неудачной попытке сорвать прохождение британо-американского конвоя CS-2 – второго крупного конвоя, направленного для снабжения осажденного Сингапура. Ночью с 15 на 16 ноября, к югу от Пулау-Бунта, 30-я композитная дивизия вступила в бой с английскими кораблями “внешнего охранения”, прикрывавшими вход в Малаккский Пролив соединения из эсминцев и быстроходных транспортов. Перестрелка на большой дистанции привела к тяжелым повреждениям британских тяжелых крейсеров “Девоншир” и “Хокинс”: однако, развить успех японцы не сумели и ввиду появления на поле боя австралийского линейного крейсера “Австралия” были вынуждены отступить. На отходе, “Цукуба” был атакован и поврежден британской субмариной у берегов Суматры, но сумел починиться в Джакарте.

В феврале 1943, из метрополии вернулся отремонтированный крейсер “Ибуки”. Воссоединившись, корабли вновь составили 23-ю дивизию крейсеров, которая, однако, уже 22 марта была “повышена” до 1-ой дивизии линейных крейсеров. Весной 1943 оба корабля выполняли учебные задания.

В мае 1943 года, оба тяжелых броненосных крейсера предприняли рейд против союзного судоходства в Индийском Океане (т.н. 2-ой Индоокеанский Рейд). Действуя совместно с 5-ой эскадрой крейсеров и 1-ой операционной эскадрой подводных лодок , японские рейдеры продвинулись за Мальдивы, и даже потопили несколько транспортов в Аравийском Море, но затем были вынуждены экстренно отступить, так как появились сведения, что крупное британское соединение угрожает отрезать их от базы.

Дозаправившись у Суматры, японское соединение предприняло еще один выход, но на входе в Бенгальский Залив было перехвачено союзным “бенгальским флотом” . Двадцать восьмого мая, между эскадрами произошло столкновение, в ходе которого “Ибуки” и “Цукуба” были тяжело повреждены огнем австралийского линейного крейсера HMAS “Australia” и сопровождавших его тяжелых крейсеров HMAS “Darvin”, HMS “Norfolk” и французского “Фош”.

С трудом дотащившись до Джакарты, тяжелые броненосные крейсера были вновь поставлены на ремонт, после которого их предполагалось перебросить на Соломоновы Острова, для поддержки японских сил в Море Бисмарка. Однако, 20 июля 1943 года, крейсер “Ибуки” был торпедирован голландской подводной лодкой в Яванском Море и вынужден вернуться для ремонта. Переброска “Цукубы” в Рабаул в итоге была также отменена.

В августе 1943, “Цукуба” предприняла второй масштабный рейд к побережью Австралии. В ходе этой операции, продолжавшейся с 11 августа по 2 сентября, японское соединение, возглавляемое тяжелым броненосным крейсером, дошло до Большого Австралийского Залива, но ввиду значительно усилившейся союзной обороны, действия японцев были намного менее эффективны, чем в 1942 году. Японская Империя уже не могла позволить себе рисковать кораблями только ради вспомогательных и демонстрационных операций, поэтому все операции ограничились потоплением нескольких небольших каботажных пароходов в австралийских водах и эпизодическими бомбардировками побережья с гидросамолетов. Планы дойти до Тасмании не были реализованы из-за острой нехватки топлива.

Вернувшись в Джакарту 4-го сентября, “Цукуба” воссоединилась с вернувшимся из ремонта “Ибуки”. Но вскоре после этого, 1-я дивизия линейных крейсеров вновь оказалась под огнем: ночной рейд австралийских летающих лодок на Джакарту 18 октября 1943 года завершился для “Цукубы” новыми повреждениями. Из-за этого, пришлось отменить планируемый на осень 1943 третий крупный рейд в Индийский Океан. К тому же, стволы орудий крейсеров, не заменявшиеся с 1941 года, начали демонстрировать явные признаки усиленного износа.

В начале 1944 года, 1-я дивизия находилась в несколько лучшем положении, чем остальной японский линейный флот. Базируясь на Джакарту, она, по крайней мере, не испытывала острого дефицита топлива, поставлявшегося с индонезийских месторождений. 8 февраля, “Цукуба” была отозвана в метрополию для ремонта и модернизации.

Оставшийся в одиночестве крейсер “Ибуки” провел несколько рейдов в Индийский Океан, но ввиду дефицита средств и плохой организации операции, действия этого корабля были почти безрезультатными: существуют сильные сомнения даже в том, что союзники их вообще заметили. Так как Японский Императорский Флот более не мог выделять легкие авианосцы для поддержки рейдовых операций, тяжелые броненосные крейсера рисковали выходить за радиус действия береговой авиации только по ночам, что самым серъезным образом ограничивало их автономность. Возвращаясь с одного из таких полубессмысленных рейдов, “Ибуки” был атакован бельгийской субмариной “Нарцисс” у берегов Явы, и лишь по чистой случайности избежал гибели .

В мае 1944, возвращающийся из метрополии “Цукуба” был использован для огневой поддержки операции “Ichi-Go” в материковом Китае. Своими орудиями крейсер поддерживал наступление японских войск на Фучжоу: при этом он был атакован китайской малой субмариной “Ху Лонг” , но сумел избежать повреждений.

Китайцы первоначально заявили о повреждении тяжелого крейсера класса “Фурутака”: лишь после войны стало известно, что атакованным кораблем был “Цукуба”. Современные китайские исторические материалы утверждают, что крейсер получил тяжелые повреждения и надолго вышел из строя, однако данная версия не подтверждается иными источниками.

С. Уэлберри, «Военная история Китайской республики», Лондон, 1958.

Весной-летом 1944 года, оба тяжелых броненосных крейсера оперировали в Индонезии, занимаясь охранением конвоев, транспортировкой войск (в связи с сильным дефицитом транспорта) и эпизодически привлекаясь к прикрытию действующих легких сил. “Ибуки” в июле 1944 эпизодически служил плавучей причальной мачтой для японских противолодочных дирижаблей . Флот рассматривал несколько вариантов их дальнейшей эксплуатации, включая переделку в легкие авианосцы, но в конечном итоге от конверсии кораблей отказались. Не получил поддержки и проект перестройки “Цукубы” в “противолодочный линкор” – специализированный корабль сопровождения конвоев, оснащенный мощной зенитной артиллерией и батареей 305-мм бомбометов для запуска глубинных бомб.

В июле 1944 года, 1-я дивизия линейных крейсеров была вновь направлена в Малакку, в попытке помешать проводу британского конвоя в Сингапур. Ночью 28 июля, тяжелые броненосные крейсера прикрывали неудачную попытку рейда восьми японских эсминцев вверх по Малакканскому Проливу. Операция оказалась неудачной: британские легкие крейсера “Мауритис” и “Нигерия” обнаружили противника, и наглядно продемонстрировали преимущества британских радаров в ночном бою. После пятнадцати минут безрезультативной перестрелки, “Ибуки” и “Цукуба” отступили. Проходя обратно проливом, японские крейсера были атакованы торпедными катерами, вышедшими из Сингапура, но сумели отразить атаку.

Это был последний раз, когда тяжелые броненосные крейсера оперировали вместе. Вскоре после этого последовал приказ передислоцировать 1-ю дивизию линейных крейсеров в Бруней, для усиления флота Куриты. На переходе, оба корабля были обнаружены и затем торпедированы американской подводной лодкой “Сэйлфиш”: менее пострадавший “Ибуки” был отремонтирован в Брунее, “Цукуба” же был направлен в Японию для ремонта. Прежде чем он успел вернуться, американский флот нанес удар в самое сердце Японской Империи – Филиппины.

Высадка союзников в Заливе Лейте привела к самому масштабному морскому сражению в истории. Среди сотен задействованных кораблей были и оба тяжелых броненосных крейсера – хотя в этот раз они были вынуждены действовать отдельно друг от друга.

Для последнего и решающего боя, Тойода собрал действительно впечатляющие силы. Под командованием вице-адмирала Одзавы находилась вся могучая 1-я дивизия эскадренных авианосцев, включавшая “Тайхо”, “Дзюйкаку”, “Амаги II ” и огромный авианосец “Синано”, и еще четыре легких авианосца составляли 2-ю дивизию. На их палубах были сконцентрированы все оставшиеся летные силы Японского Императорского Флота, включая последний козырь Одзавы: сто пятнадцать новейших палубных истребителей A7M “Реппу”. Флот приберегал эти новейшие машины для последнего сражения, однако, их эффективность была ограничена нехваткой опытных пилотов.

Основную ставку Тойода делал на орудия своих линейных кораблей. Под командованием вице-адмирала Куриты находилось самое мощное соединение, включавшее огромные суперлинкоры “Ямато”, “Мусаси” и быстроходные линкоры “Нагато” и “Муцу”, а также “карманный” линкор “Ибуки”. Четыре старых тихоходных линкора (“Фусо”, “Ямаширо”, “Исе” и “Хиуга”) под командованием вице-адмирала Нишимуры, были назначены на роль приманки…

Воениздат. «Война на Тихом Океане и разгром империалистической Японии», Москва, 1988.

23 октября, “Ибуки”, следуя вместе с соединением Куриты из Брунея, был торпедирован американской подводной лодкой USS “Darter” в проходе Палаван. Взрыв привел к затоплению машинного отделения крейсера и кормовых погребов боеприпаса. Вести дальше покалеченный корабль не было никакого смысла, и Курита приказал вернуть “Ибуки” в Бруней.

Крейсер “Цукуба”, прикрывавший развертывание авианосных сил Озавы, пострадал в меньшей степени. Маневрируя вместе с линейными крейсерами “Харуна” и “Конго”, он отбивал зенитным огнем атаки американских самолетов на авианосцы “Тайхо”, “Синано” и “Амаги”, составлявшие 1-е авианосное соединение. В ходе сражения, корабль получил два попадания 250-кг авиабомбами, в результате чего его скорость упала до 22 узлов, но тем не менее, сохранил ход и сумел вернуться на базу. По пути домой, “Цукуба” принял экипаж с тонущего “Синано”, превращенного авиацией Хэлси в пылающие развалины.

Поврежденный “Ибуки” был кое-как отремонтирован в Брунее, после чего вернулся на свою прежнюю базу в Джакарту. После освобождения американцами Филиппин, остававшиеся в юго-восточной Азии японские корабли более не имели ни единого шанса вернуться в метрополию. 2 ноября, все японские военно-морские силы на юге были сведены в 1-ый Юго-Восточный Флот: “Ибуки” стал флагманом этого жалкого осколка былого могущества Японии . В декабре, он использовался для эвакуации войск из островных гарнизонов, оборонять которые более не было возможности. Затем, возрастающий риск воздушных налетов, заставил крейсер перейти в более безопасный Банджармасин.

Когда в январе 1945, британский флот начал операцию “Единорог”, всей огромной мощью придя за свободой Сингапура, 1-ый Юго-Восточный Флот в последний раз оставил Джакарту, попытавшись нанести удар по британским силам, высаживающимся на Малаккском Полуострове. Пятого января, во время ночного перехода по проливу Каримата, “Ибуки”, шедший в сопровождении эсминца “Камикадзе” был обнаружен и затем атакован у Кеппулаан-Линга отрядом британских эсминцев, поддерживаемых линейным крейсером “Тайгер”. Застигнутый врасплох, не имевший эффективных радаров управления огнем, японский тяжелый броненосный крейсер оказался в полностью безнадежном положении: хотя команде удалось вывести разбитый корабль из-под огня, “Ибуки” вскоре потерял ход и наутро был добит самолетами с авианосцев.

Отступивший в метрополию крейсер “Цукуба”, 1-го января был зачислен в 1-ю дивизию линейных кораблей 2-го флота. 4 апреля 1945 года, во время практически бессмысленного выхода остатков японского флота для поддержки осажденной Окинавы, крейсер был поврежден американской планирующей бомбой ASM-N-2 “Bat”. Во время возвращения в Японию, он был атакован американской субмариной, но сумел избежать повреждений. В мае, корабль осуществил успешный переход в Аомори для усиления обороны Хонсю: при этом, “Цукуба” подорвался на двух минах, и его скорость в дальнейшем не превышала 23 узлов. Американская авиация несколько раз бомбила корабль, но благодаря умелой маскировке крейсер избежал тяжелых повреждений.

К началу августа 1945 года, тяжелый броненосный крейсер “Цукуба” был одним из трех последних исправных японских тяжелых кораблей, вместе с линкором “Нагато” и линейным крейсером “Харуна”. 14 августа, после вступления Советского Союза в войну, корабль перешел (на буксире у тральщика с угольным отоплением, для экономии топлива) в Хакодате. Японское командование планировало использовать корабль для поддержки атаки камикадзе на советские корабли у Курил , но в связи с известием о капитуляции Японии, выход в море так и не состоялся.

После войны, “Цукуба” был в числе прочих японских кораблей, реквизированных американцами. С ноября 1945 по декабрь 1946 он стоял в “хранилище мира” на Аляске , вместе с остальными кораблями японского флота. В 1947 году, японский “карманный” линкор передали по репарациям Голландии: под именем “Командующий де Рюйтер” он служил в составе флота до 1959 года, и учебным кораблем – до 1971.

Кит. “Цветок Дракона” – одна из восьми малых железнодорожно-транспортабельных лодок класса М (“Малютка”) проданных Китаю советским правительством в 1937-1939 году.

Легкие противолодочные дирижабли серии “Y”, объемом около 11000 кубометров. Около трех десятков таких аппаратов было построено в 1942-1943 годах для противолодочного патрулирования и защиты конвоев в метрополию.

В состав флота, помимо “Ибуки”, входили тяжелые крейсера ”Хагуро”, ”Миоко”, легкий крейсер “Китаками” и несколько эсминцев.

HMS “Tiger”, линейный крейсер периода Первой Мировой Войны. По Лондонскому Соглашению 1931 года был переведен в разряд учебных кораблей. С началом Второй Мировой Войны, восстановлен в прежнем качестве в 1939-1941 годах. Списан в 1947.

Атака была предпринята 18-го августа по личной инициативе генерала Фусаки. Так как к этому моменту о принятии условий капитуляции было уже известно, генералу удалось задействовать лишь около 28 самолетов вместо 120 планировавшихся. Истребители с советских авианосцев сумели перехватить большую часть атакующих, но советский флот, тем не менее, понес потери: один эсминец и один транспортный корабль были потоплены ударами камикадзе, и еще один сторожевой корабль, два десантных катера, сухогруз и вооруженное транспортное судно были повреждены.

Peace Vault – жаргонное название складов трофейного оружия и боевой техники, созданных после демилитаризации Японии и Германии в 1945 году.

– один из самых сильных кораблей своего класса на данный момент.

По совокупности характеристик он не уступает, а в некоторых параметрах даже превосходит конкурентов на 10-м уровне. Имея потрясающую для такого массивного корабля скорость в сочетании с невероятно точными 203 мм орудиями, которые отлично себя показывают даже при стрельбе до 19 км, мы с уверенностью можем дать отпор абсолютно любому вражескому флагману.

Начнём с формальностей

Разработка проектов тяжёлых крейсеров типа Ibuki была начата ещё в конце 1937 года и в целом представляла в большей степени качественно новую модернизацию проекта Mogami. Большая часть чертежей, собственно, была позаимствована с последнего. Конец этапа проектировки выпал на ноябрь 1941 года. Постройка началась в середине весны 1942. Строительные работы продвигались очень быстро и, к моменту переделки Ибуки в авианосец, корпус был практически готов к спуску на воду. Система клёпки была очень надёжной и увеличивала общую прочность и надёжность брони. В ноябре корпус отбуксировали для полной переоснастки в авианосец. Энергетическая установка практически полностью повторяла, как в плане компоновки, так и в плане мощности Могами. То есть тоже была 152 000 лошадиных сил.

Как уже говорилось ранее, сильной стороной крейсера была броневая защита. 101 мм брони прикрывал всё машинное отделение. Кроме того, броня находилась под небольшим углом, что сильно увеличивало фактическую толщину. Арт-погреба прикрывали 140 мм брони. Дальше защита плавно уменьшалась вплоть до днища корпуса. Однако башни ГК не имели надёжной защиты, что было характерно для японских крейсеров.

Орудия предполагалось устанавливать стандартные – 203 мм, тип 3, номер 2. Зенитное вооружение состояло из дальнобойных универсальных 128 мм орудий. Для ближнего огня использовались 25 мм автоматы и 13,2 мм пулемёты. Из торпедного вооружения использовались кислородные торпеды Type 93 на 4 торпедных аппарата (по 2 на борт). Общий боекомплект торпед мог составлять от 16 до 24 единиц.

В игре мы находимся на 9 уровне в ветке развития и, как следствие, активно попадаем к десяткам, которые не являются для нас особо опасными врагами. Но начнём с артиллерии. Тут у нас 5 башен по два 203 мм орудия со следующим расположением: три – на носу и 2 – в кормовой части.

Уже традиционным для японских крейсеров стал тот факт, что, находясь к противнику строго носом, мы не можем произвести выстрел сразу из трёх башен, так как вторая находится на той же высоте, что и первая, потому закрывает нам доступ к залповой стрельбе. В таком случае нам нужно довернуть корпус, градусов на 20-30, и только в таком случае все носовые вооружения могут беспрепятственно вести огонь.

Задние тоже похвастаться удобством не могут, хоть и расположены поэтажно. В результате, для ведения эффективной перестрелки из всех 10 орудий нам нужно очень сильно вывернуть борт, что чревато сами знаете чем. К недостаткам ещё можно отнести не очень быструю перезарядку – 14 секунд, и базовую скорость разворота орудия – 36 секунд. Последний показатель ускоряется перком Экспертное наведение.

Перечисленные выше недостатки не являются на практике столь критичными. При должной сноровке и выработанной тактике их действие практически не ощущается.

Переходим к выбору снарядов

После недавнего патча 0.3.1 мы получили отличные фугасные снаряды, которые позволят нам наравне тягаться с одноуровневыми и без проблем уничтожать линкоры послабее. При максимальной дальности стрельбы 19,5 км и отличной баллистикой держать того же Ямато не составит особого труда. Снаряды даже на максимальном расстоянии ложатся кучно и имеют настильную траекторию. Это позволяет играть в настоящего снайпера, выжигая линкоры и крейсера.

Если не подпускать тот же Des Moines ближе 13-15 км и использовать нашу высокую скорость в комплекте с пушками, то он для нас становятся мясом. Бронебойные снаряды отскакивают от нас очень хорошо. А от медленно летящих фугасов можно неплохо уклоняться.

Бронебойные, к слову, стало использовать труднее, так как нужно уже следить за углом, под которым идёт вражеский крейсер или эсминец по отношению к нам. В случае если борт с машинным отделением к нам повёрнут перпендикулярно – смело стреляйте ББ и выбивайте множественные цитадели. Бронебойные крайне эффективны против крейсеров 7 уровня или просто противников на близких расстояниях, которые не пытаются или не могут от вас защититься.

В целом орудия Ибуки крайне комфортны в применении.

Бронирование

После недавних изменений наша прелесть, при хорошем довороте, практически полностью игнорирует стрельбу бронебойными с крейсеров или эсминцев, чего, конечно, не скажешь о линкорах. Но с ними другая ситуация.

Фугасы нам, естественно, крайне неприятны из-за способностей вызывать пожары и, что иногда критичнее, выбивать из строя торпедные аппараты и башни. А так Ibuki хорошо танкует, удар держит.

Торпеды

Из торпед у нас стандартные 610 мм. Однако уже не Тип 90, а Тип 90 Лонг Лендс. Дальность хода – 20 км. По сравнению со стоковыми у нас урон на 3 500 больше, и скорость хода выросла на 5 узлов. Это не может не радовать.

Перезарядка без перков и модулей – 2 минуты. Сложно на это жаловаться, так как у нас на каждый борт по 2 аппарата с 4 торпедами. Это примерно 80 000 урона. При близком контакте мы превращаемся в адекватную версию Китаками. И да, небольшой совет: если ближняя стычка неизбежна, продумайте наперёд использование всех торпед и первым делом отстреливайтесь со слепого для вашей артиллерии борта.

ПВО

ПВО защита в сравнении с Балтикой, мягко говоря, будет оставлять желать лучшего. Очень мягко говоря.

Универсальных орудий не много и урон у них небольшой. Основная часть зенитной мощи начинает работать с 3,1 км, где расположено огромное количество одиночных и тройных 25 мм автоматов и всего остального, что стреляет синхронно с ними.

Основным нашим козырем, как и всегда, остаётся заградительный огонь. Мы, как при игре на линкорах, должны заранее реагировать на высокую активность авиации в нашем секторе.

Навыки и модули

На 9 уровне у нас есть широкий выбор изучаемых навыков и устанавливаемых модулей. Начнём с первого. Тут стандартный выбор из крейсерского набора:

  • Основная огневая подготовка.
  • Основы борьбы за живучесть.
  • Повышенная готовность.
  • Экспертное наведение.
  • Заградительный огонь.
  • Усиленная огневая подготовка.
  • Ввиду получения топовыми крейсерами ремонта, перк на усиление этой способности начинает работать ещё лучше.

Переходим к модулям:

  • Башни главного калибра.
  • Система управления огнём.
  • И третий слот для нас самый интересный, ведь тут на выбор мы можем усилить одну из наших боевых возможностей. ПВО и ПМК идут лесом сразу. Ускорение отката торпед – за ними, аналогично. Остаётся дальность и перезарядка. Перезарядка, в свою очередь, сильно гробит скорость поворота итак не быстрых башен, предоставляя 2 с чем-то секунды форы. Сомнительный модуль.
    Выбираем увеличение дальности и получаем де-факто и де-юре крейсер с самой высокой дальностью поражения. А в купе с отличной баллистикой и плотностью огня… Можете дальше сами продолжить ход моих мыслей.
  • Четвёртый слот отдаём под системы борьбы за живучесть.
  • Пятый – под рули.
  • Финальный – для системы обнаружения, которая прекрасно сочетается с третьим модулем.

В итоге

Что можно тут сказать? Ибуки является одним из самых сильных крейсеров в игре. Дальность стрельбы в купе с мощными орудиями и крайне высокой скоростью хода (базовая – 35 узлов), которую можно повысить ещё с помощью флажка до 37, дают нам просто взрывоопасную смесь.