Экономический подход и его элементы. Г.беккер. экономический анализ и человеческое поведение (с сокращениями). Методы графического анализа

- Частенько трудитесь, батюшка? - спросил врач священника на похоронах.
- По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.

А. Е. Измайлов. Записки

Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению - экономического, органического и гуманистического.

3.1. Экономический подход

Все мы - жалкие рабы желудка. Не стремитесь быть нравственными и
справедливыми, друзья! Внимательно наблюдайте за вашим желудком,
питайте его с разуменьем и тщательностью. Тогда удовлетворение и
добродетель воцарятся у вас в сердце без всяких усилий с вашей стороны;
вы станете добрым гражданином, любящим мужем, нежным
отцом - благородным, благочестивым человеком.

Джером К. Джером. Трое в лодке

Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов . В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.

Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:

  • обеспечение единства руководства - подчиненные получают приказы только от одного начальника;
  • соблюдение строгой управленческой вертикали - цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
  • фиксирование необходимого и достаточного объема контроля - число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
  • соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации - штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
  • достижение баланса между властью и ответственностью -бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия;
  • обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями;
  • достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля;
  • обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей; заслуженное вознаграждение, повышающее моральное состояние, но не ведущее к переоплате или перемотивированию.

В табл. 3.1 представлено краткое описание экономического подхода к управлению.

Таблица 3.1. Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках экономического подхода

Условия эффективности

Особые затруднения

Четкая задача для исполнения

Сложность адаптации к меняющимся условиям

Среда достаточно стабильна

Неповоротливая бюрократическая надстройка (строгая заданность и иерархичность управленческой структуры, затрудняющая при-нятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации)

Производство одного и того же продукта

Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия (поскольку мотивация персонала сводится исключительно к внешнему стимулированию, то даже незначительных изменений в схеме стимулирования достаточно для непредсказуемых последствий)

Человек согласен быть деталью машины и ведет себя как запланировано

Дегуманизирующее воздействие на работников (использование ограниченных возможностей персонала может быть эффективным при низкоквалифицированном труде)

Предыдущая

В рамках данного подхода общество рассматривается в связи с такими экономически значимыми факторами, как способ производства, накопление и распределение богатств. Здесь выявляется, как в конкретно-исторической перспективе действие этих факторов влияет на различные структуры и институты общества, приводя при этом к определенным социальным и политическим проблемам или способствуя их разрешению; исследуется роль экономических факторов в связи с ценностями и целями, которые могут культивироваться в обществе.

Следует заметить, что хозяйство как деятельность по производству, накоплению и распределению материальных благ существует на каждом этапе человеческой истории, однако оценка роли и механизмов этой деятельности в различные периоды истории была разная.

В античности и в период средневековья можно найти примеры суждений о хозяйстве, которые имеет социально-философское значение. В частности, по мнению Аристотеля, богатство как совокупность необходимых средств имеет большое значение как для частной жизни людей, так и в рамках государственной деятельности. Однако богатство – это только средство для обеспечения нормальной жизни, но, ни в коем случае, не цель, к которой можно стремиться ради нее самой. Наличие богатства дает возможность свободному человеку заниматься достойными его делами, например, служить обществу или совершенствовать себя в науках и искусствах. Деньги как средство обмена – естественны и полезны. Однако деньги (в отличие от натуральных запасов, которые портятся) не имеют естественной границы для величины своего накопления. А это является предпосылкой того, что «все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличивать количество денег до бесконечности» . Из этого следует, что вместо того, чтобы быть средством, богатство само может становиться целью и, тем самым, конкурировать с другими, более значимыми целями. По мнению Аристотеля, это плохо: «В основе этого направления (накопление богатств – прим. авт. ) лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни» .

В средневековье проблема богатства также затрагивалась, однако, главным образом, в рамкам религиозно-нравственной проблематики. Для средневековья (как и для античности) актуальной была проблема «справедливой цены». «Цена» здесь понималась не как чисто экономическая категория (в связи с издержками и прибылью; как результирующая спроса и предложения), но также и как моральная норма, в соответствии с которой оценивались экономически значимые действия. В Европе стремление к богатству до эпохи Реформации (XVI в.) последовательно осуждалось, в особенности, взимание процентов (ростовщичество), которое прямо объявлялось грехом.

Таким образом, такая «очевидная» и «естественная» для экономической науки современности проблема, как вопрос об эффективных способах увеличения богатства в условиях тотального дефицита всего 400 – 500 лет назад не только не была актуальна, но и, более того, стремление к этому расценивалось как неразумное и недостойное поведение.

Вопрос о том, почему произошли соответствующие изменения во взглядах на богатство одним из первых стал изучать немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920). Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» пришел к выводу, что причины распространения и утверждения предпринимательского духа в Европе следует искать в особенностях религиозной доктрины протестантизма, где, в противоположность католичеству, упор делался не на формальном следовании догме христианства, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении им своего земного долга.

Экономическая наука в более или менее современном смысле – как теория либеральных рынков – ведет свое начало от работ английского экономиста Адама Смита (1723 – 1790). Смит высказал мысль, что основным источником богатства нации в условиях капитализма является не протекционистская политика государства в виде защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и не активный торговый баланс по готовым товарам (как полагали экономисты, придерживавшиеся доктрины меркантилизма), а создание государством таких условий, когда каждый активный член общества сможет удовлетворять собственный интерес, стремясь, прежде всего, к собственной выгоде. Эгоизм и корыстный интерес каждого – вот, по мнению Смита, главный источник всеобщего процветания. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах» .

Смит, таким образом, считал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Проблема, однако, в том, что в XVIII и в XIX вв. благосостояние значительной части общества (наемных работников) было очень далеким от идеала. Каторжный труд по 16 часов в день (в том числе детей), жизнь в бараках, бесправие и нищета никак не вязались с представлением о том, что первоочередное удовлетворение предпринимателем собственного интереса – это залог всеобщего процветания.

Протест против таких условий существования нашел свое выражение в политико-экономической доктрине марксизма или системе идей, которые первоначально были сформулированы немецким философом и экономистом Карлом Марксом (1818 – 1883).

Собственно экономическая составляющая марксизма представлена в «Капитале» Маркса. В этой работе в отличие от т.н. «буржуазной политической экономии» (примером последней является только что упомянутая доктрина А. Смита), которая исходит из того, что основными источниками богатства являются такие факторы производства, как земля (её естественное плодородие), машины и оборудование, а также труд тех, кто непосредственно выполняет соответствующий производственный процесс или организует его, Маркс прошел к выводу, что единственным источником стоимости и богатства является труд наемных работников. По мнению Маркса, труд как товар покупается капиталистом на рынке за определенную цену (заработная плата) и соединяется им с другими факторами производства, например, машинами и оборудованием. Цена продукции, произведенной с помощью этих факторов производства и проданных затем на рынке, выше изначальной цены факторов производства. Из этого следует, что источником более высокой цены является именно труд, который и создает новую или прибавочную стоимость, которая несправедливо присваивается капиталистом.

В качестве основного возражения против экономической доктрины марксизма чаще всего выставляется утверждение о том, что труд наемных работников не есть единственный источник стоимости, так как важны и другие факторы производства. В частности, машины и оборудование, имеющие определенную цену, были когда-то куплены капиталистом на собственные средства. Следовательно, его затраты должны быть учтены в стоимости конечного товара, а не только труд наемных работников. Ответ на это с точки зрения марксизма состоит в том, что капиталист потому-то и смог накопить средства и купить соответствующее оборудование, что он до этого, в предшествующем цикле производства, присвоил себе часть стоимости, которая создается трудом. Капиталист платит наемному работнику заработную плату, величина которой значительно меньше той стоимости, которую создает его труд. Остальное он забирает себе за счет разницы между величиной заработной платы и ценой продаваемого товара, а далее покупает на эти средства соответствующее оборудование. Таким образом, с точки зрения марксизма, только труд наемного работника есть единственный источник стоимости и богатства в обществе.

Описанное положение дел, с точки зрения марксизма, не только субъективно переживается угнетенным, эксплуатируемым классом наемных работников как несправедливое, но и объективно, в исторической перспективе, не может продолжаться слишком долго. Причина этого в том, что на определенном этапе развития общества частнокапиталистическая форма присвоения богатства вступает в противоречие с общественным характером производства. В обществе, где система производства очень сложна, т.е. где отдельные предприятия и отрасли хозяйственной деятельности тесно связаны друг с другом и выступают лишь в качестве отдельных составляющих в системе общественного разделения труда, необходимо централизованная система организации производства и соответствующее планирование. А этого можно достигнуть лишь на основе обобществления соответствующих факторов производства. Сам Маркс пишет об этом так: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистического оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической собственности. Экспроприаторов экспроприируют» .

Экономические кризисы перепроизводства, которые характерны для капитализма, есть, с точки зрения марксизма, свидетельство того, что на основе частного интереса (множества таких отдельных интересов) нельзя эффективно организовать и управлять процессом экономической деятельности. Конкретно-исторически и политически переход от частнокапиталистического к общественному характеру производства (от капитализма к социализму) происходит в виде социальной (социалистической) революции.

Марксизм как историко-философская доктрина – это теория общественно-экономических формаций или исторически сложившихся типов общества, в основе которых лежит определённый способ производства.

Каждому способу производства соответствуют определенные производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это средства производства (средства труда, т.е. орудия, инструменты, машины и т.д., с помощью которых оказывается воздействие на предметы труда, т.е. на природное сырьё или частично обработанные материалы) и люди, которые обладают определенным производственным опытом, навыками к труду, позволяющими им приводить средства производства в действие. Производственные отношения, точнее, производственно-экономические отношения – это отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления соответствующих благ. Примеры производственных отношений: отношения раба и рабовладельца; крестьянина и феодала; наёмного работника и капиталиста.

Производительные силы и производственные отношения, вместе, в марксизме называются «базисом», т.е. материальным основанием, определяющим облик любого общества. Государство, его законы и институты, политические партии и отстаиваемые ими программы (идеологии) – это «надстройка» над базисом, которая является отражением и политико-юридическим обоснованием (легитимацией) соответствующего типа производственных отношений. В частности, буржуазным производственным отношениям соответствует доктрина либерализма как её идеологическое обоснование. Марксистская социальная доктрина называется материалистической в том смысле, что здесь именно материальные факторы (базис) определяют соответствующие идеи в надстройке, а не наоборот. По словам Маркса, «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» .

Историческое развитие общества, с точки зрения марксизма, есть движение от первобытнообщинной, через древневосточную, рабовладельческую и феодальную к капиталистической, а от нее к коммунистической общественно-экономической формации. Для всех этих формаций – кроме первой и последней – характерен антагонизм между угнетателями и угнетенными в связи с эксплуатацией первыми последних за счет владения собственностью. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов» .

Переход от одной формации к другой происходит в силу объективных причин, так как каждая следующая формация как определенный способ производства обеспечивает более эффективную производственную деятельность, чем предыдущая. Для того чтобы такой переход произошел, сначала должны развиться производительные силы, затем в соответствие с ними приходят определенные производственные отношения и, наконец, происходит переворот в надстройке. В частности, капитализм как соответствующие производственные отношения пришел на смену феодализму потому, что мануфактуры и фабрики, работающие на рынок, для своего эффективного функционирования требовали существование рынка свободного наемного труда, т.е. пролетариата, представителей которого в связи с производственной необходимостью и рыночной конъюнктурой можно свободно нанимать, обучать и увольнять. Условия феодальной, т.е. зачастую вечной зависимости значительной части населения от своих постоянных хозяев гораздо в меньшей степени подходят для организации эффективного и более или менее мобильного рыночного производства.

Несмотря на впечатляющую критику буржуазных экономических отношений, социалистическая революция, о неизбежности которой в XIX в. говорил К. Маркс, не произошла (за исключением СССР и ряда связанных с ним стран; но, как показал исторический опыт, и в большинстве этих стран социализм был временным явлением). Почему так произошло, что предвидение Маркса не осуществилось? Для того чтобы на это ответить, необходимо обратиться к анализу тех социальных трансформаций, которые произошли в западном обществе в XX в., которые сильно изменили его облик по сравнению с XIX веком, сделав проблему коренного переустройства экономических отношений неактуальной, по меньшей мере, в настоящее время.

Как уже говорилось, основной причиной появления в XIX в. такой радикальной социально-политической доктрины как марксизм явилось разделение общества на два антагонистических класса: буржуазию и пролетариат, один из которых, действуя на основе принципа lasses faire (принцип невмешательства государства в экономику), подчинил себе другой, сделав его жизнь практически невыносимой. Классовое деление общества, о котором говорил Маркс, сохранилось и в XX в., однако острота социальных противоречий между классами или, точнее, субъективное переживание несправедливости буржуазных экономических отношений со стороны подчиненного класса в значительной мере ослабло. Следствием ослабления остроты этих переживаний явился кризис социалистических и коммунистических партий и движений в западном мире, чьи политические программы как раз и основывались на них.

Дело в том, что в современных западных государствах получили развитие механизмы социальной защиты (в частности, в виде юридически оформляемых трудовых контрактов, гарантирующих определенный уровень доходов, регламентации условий труда, выплаты соответствующих пособий безработным и пенсионерам) и, самое главное, значительно повысился уровень жизни значительной части наемных работников. Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. 1929 г.), анализируя социально-экономическую структуру современного западного общества, пришел к выводу, что в настоящее время «роль работающего по найму теряет свои болезненно пролетарские черты благодаря непрерывному повышению жизненного уровня, хотя и дифференцированного по социальным слоям» . И поэтому в условиях, когда «социальное государство сгладило остроту классовых противоречий … теория классового сознания не находит эмпирического подтверждения. К обществу, в котором все труднее выделить специфические классовые миры, она уже не применима» .

Анализируя современное западное общество в рамках марксистской парадигмы и сравнивая его с тем, что было в XIX веке, важно понимать, что антагонистические противоречия прошлого не исчезли совсем, а трансформировались в особую динамическую социальную структуру, одной частью которой является буржуазная предпринимательская активность как погоня за прибылью, а другой, – новый «класс» потребителей (на самом деле, конечно, в массе своей все тех же наемных работников), которые ради сохранения и, даже более того, для еще более эффективного функционирования системы, ориентированной, прежде всего, на прибыль, оказались допущены к соответствующим благам (для обеспечения рынков сбыта). Современное «общество потребления», с его совершенно определенными приоритетами и стандартами, а также соответствующая ему «массовая культура» это не досадные случайности, которые возникли «вдруг» и «неизвестно откуда», а закономерные следствия имманентной логики функционирования и развития буржуазного типа хозяйства.

Анализ разных проблем общества с позиции экономической парадигмы не следует отождествлять только с идеями, которые были сформулированы в рамках классической политической экономии и марксизма. В рамках ведущего направления современной экономической науки – маржинализма – уже достаточно давно (на рубеже 50-60-х годов XX в.) выделилось особое направление – «экономический империализм», представители которого не ограничиваются исследованием такой узкоспециальной «экономической» проблематики, как, например, вопросы повышения эффективности производства тех или иных материальных благ, а использует методологию предельного анализа для исследования функционирования практически любых социальных институтов и любых форм поведения людей. С помощью методов экономики исследуют такие нетрадиционные для экономической науки проблемы, как, например, закономерности развития языка и посещаемости церквей, политическая деятельность, правовые системы, самоубийства, альтруизм и социальное взаимодействие, брак, рождаемость и разводы.

Если сравнить данное направление с марксизмом, то здесь можно обнаружить одно определенное сходство: и то и другое направление претендует на статус общей, фундаментальной науки об обществе. Различие между ними в том, что если в марксизме «экономический подход» к обществу означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру (базис определяет надстройку, а не наоборот), то в экономическом империализме «экономический подход» – это исследование практически любых социальных предметов и явлений на основе двух исходных предпосылок: максимизация полезности и стабильность предпочтений.

В частности, по мнению ведущего представителя «экономического империализма», американского экономиста Гэри Беккера (род. 1930 г.), «человеческое поведение не следует разбивать на какие-то отдельные отсеки, в одном из которых оно носит максимизирующий характер, в другом – нет, в одном мотивируется стабильными предпочтениями, в другом – неустойчивыми, в одном приводит к накоплению оптимального объема информации, в другом не приводит. Можно скорее полагать, что все человеческое поведение характеризуется тем, что участники максимизируют полезность при стабильном наборе предпочтений и накапливают оптимальные объемы информации и других ресурсов на множестве разнообразных рынков» . Это соображение Беккер иллюстрирует множеством примеров. В частности, «хорошее здоровье и долгая жизнь представляют собой важные цели для большинства людей, но каждому из нас достаточно минутного размышления, чтобы убедиться, что это цели далеко не единственные: иногда лучшим здоровьем или большей продолжительностью жизни можно пожертвовать, потому что они вступают в конфликт с другими целями. Экономический подход подразумевает, что существует «оптимальная» продолжительность жизни, при которой полезность дополнительного года жизни оказывается меньше, чем полезность, утрачиваемая в результате использования времени и других ресурсов для его достижения. Поэтому человек может быть заядлым курильщиком или же пренебрегать физическими упражнениями из-за полной поглощенности своей работой, причем не обязательно потому, что он пребывает в неведении относительно возможных последствий или «не способен» к переработке имеющейся у него информации, а потому, что отрезок жизни, которым он жертвует, представляет для него недостаточную ценность, чтобы оправдать издержки, связанные с воздержанием от курения или с менее напряженной работой. Подобные решения были бы «неблагоразумными», если бы продолжительность жизни была единственной целью, но, постольку поскольку существуют и иные цели, эти решения могут оказаться продуманными и в этом смысле – «благоразумными». Согласно экономическому подходу, таким образом, большинство смертей (если не все!) являются до некоторой степени самоубийствами – в том смысле, что они могли бы быть отсрочены, если бы больше ресурсов инвестировалось в продление жизни. Отсюда не только следуют интересные выводы для анализа того, что в просторечии зовется самоубийствами, но под вопросом оказывается общепринятое разграничение между самоубийствами и «естественными» смертями» .

А вот другой случай рационального объяснения Беккером того, что, с точки зрения некоторых, всегда сопровождается некоторой «таинственностью» и потому не поддается рациональному анализу: «Согласно экономическому подходу, человек решает вступить в брак, когда ожидаемая полезность брака превосходит ожидаемую полезность холостой жизни или же дополнительные издержки, возникающие при продолжении поиска более подходящей пары. Точно так же человек, состоящий в браке, решает прервать его, когда ожидаемая полезность возвращения к холостому состоянию или вступления в другой брак превосходит потери в полезности, сопряженные с разводом (в том числе из-за разлуки с детьми, раздела совместно нажитого имущества, судебных расходов и т.д.)» .

Следует заметить, что далеко не все экономисты разделяют представление Беккера и других представителей «экономического империализма» о всесилии методологии экономического анализа.

В начале нашего рассмотрения экономического подхода к анализу общества было отмечено, что в античности и в средневековье проблемы экономической деятельности, хотя и затрагивались, однако там они интерпретировались в совершенно другом смысле, нежели в современности: не как «чисто экономические» проблемы, например, проблемы источников богатства нации и эффективности хозяйственной деятельности тех или иных её субъектов, а как проблем, имеющие, прежде всего, социальные и морально-нравственные аспекты.

В силу отмеченной разницы между тем, что называется «экономическими проблемами» в более или менее близкое к нам время, тем, что подразумевалось под этим ранее, возникает ощущение, что хозяйственная деятельность в далеком прошлом была значительноменее рациональна, чем сейчас. Это действительно так, если оценивать её с точки зрения критериев, принципов и понятий, которые возникли и используются в условиях современного хозяйства. Если же посмотреть на архаичную экономику древности и средневековья с другой точки зрения, с точки зрения «их самих» (т.е. понять их как особый «идеальный тип» с его собственной аксиоматикой и проблематикой и вытекающей из них особой логикой хозяйственной деятельности), то оказывается, что в этих экономиках деятельность нацелена на максимизацию собственной полезности не в меньшей степени, чем в современной, хотя и на основе совершенно других методов и стратегий.

Одним из первых, кто обратился к анализу особой логики хозяйственной деятельности в архаичных обществах, был французский этнограф и социолог Марсель Мосс (1872 – 1950). В работе «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» Мосс показал, что в обществах находящихся на относительно низком уровне развития обмен благами осуществляется посредством акта дарения, который только при поверхностном рассмотрении может показаться безвозмездной акцией, а в действительности представляет собой способ организации социального единения, утверждения статуса и престижа, особой формой подчинения и обязывания того, кому этот дар преподносится. Тот, кому преподнесен дар, обязан его не только принять, но также и «отдариться», приготовив ответный подарок. «Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения» . Рассматривая различные виды актов фиктивной щедрости, в отношении не только других людей, но также природы и богов (жертвоприношения) Мосс пришел к выводу, что во всех этих случаях речь идет об особой нерыночной (в современном смысле этого слова), но, тем не менее, вполне целесообразной и экономически обоснованной (но тщательно скрываемой) стратегии: «дары людям и богам преследуют … цель купить мир с теми и с другими» .

Французский социолог и философ Пьер Бурдье (1930 – 2002), анализируя структуры архаичной экономики в работе «Практический смысл», пришел к выводу, что, хотя применительно к ней и нельзя использовать такие категории современной экономической науки, как «труд», «рыночный обмен», «капитал», «кредит» (потому что ничего из этого в том смысле, какой в них вкладывает современная экономическая наука, там просто нет, т.е. нет ни видов в точности такой деятельности, ни точно таких институтов), тем не менее, можно говорить об их своеобразных аналогах (вместо «труда» – «работа», вместо «обмена» – «дар», вместо «капитала» и «кредита», соответственно, «символический капитал» и «кредит известности»). В частности, «труда» и «обмена» как видов деятельности нацеленных, прежде всего, на эффективность и выгоду нет потому, что архаичное общество слишком бедное, слишком сильно зависящее от природы и имеющее в своем распоряжении слишком неэффективную технику. В результате там «никто не ведает различия между трудом производительным и непроизводительным, прибыльным и неприбыльным» . В этом обществе, в силу низкой производительности труда, для его выживания большое значение имеет фактор социальной сплоченности индивидов, готовность прийти на помощь друг другу и объединить усилия для достижения общей цели. Открытое объявление в таком обществе о своем личном, эгоистическом экономическом интересе было бы неэффективной, губительной социальной стратегией. Как пишет Бурдье, «особенность «архаической» экономики заключается … в том, что хозяйственная деятельность не может эксплицитно признать те хозяйственные цели, по отношению к которым она объективно ориентирована» .

Что касается «капитала», то в силу неразвитости денежного обращения, а также по ранее указанным причинам, он просто не может существовать исключительно в денежной форме. Зато он существует в другой форме. По словам Бурдье, «в рамках экономики, по определению отказывающейся признавать «объективную» суть «экономических» практик, т. е. закон «голого интереса» и «эгоистического расчета», сам «экономический» капитал может действовать лишь постольку, поскольку добивается своего признания ценой преобразования, которое делает неузнаваемым настоящий принцип его функционирования; такой отрицаемый капитал, признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (одной из основ такого признания может быть признательность – в смысле благодарности за благодеяния), – это и есть символический капитал, и в условиях, когда экономический капитал не является признанным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом образует единственно возможную форму накопления» . Символический капитал как капитал «доброго имени», чести и престижа, зарабатываемый, в том числе, и посредством (на первый взгляд) экономически разорительного поведения (например, дар вместо продажи, те или иные виды «безвозмездной» помощи и т.п.) позволяет при необходимости аккумулировать значительные силы сторонников и союзников, вообще тех, кто готов «по первому зову» прийти на помощь. Последнее имеет немаловажное значение в случае, например, короткого периода сезонных работ (сбор урожая), войны или каких-либо других исключительных событий, требующих быстрого реагирования. Из этого видно, что символический капитал, несмотря на свою кажущуюся «эфемерность» вполне эффективно может быть конвертирован во вполне материальные выгоды.

Одну из причин распада уклада архаических экономик (в категориях марксизма – «производственных отношений») в процесс развития общества Бурдье видит в том, что в таких экономиках слишком много усилий тратится на поддержание фикции бескорыстия и на сокрытие истинной, т.е. корыстной сути хозяйственной деятельности. «В составе труда по воспроизводству сложившихся отношений (праздники, церемонии, обмены дарами, визитами или знаками учтивости и особенно свадьбы), что столь же необходимо для существования группы, как и воспроизводство экономических основ ее существования, труд, необходимый для сокрытия функции обменов, занимает не меньшее место, чем труд, потребный для исполнения этой функции» . Другими словами, на относительно раннем этапе развития общества, когда люди и социальные группы, его составляющие, еще слишком слабы, чтобы поодиночке решать свои проблемы и, тем самым, также и противостоять друг другу в той или иной форме, доминирует эффективный для этого случая архаический тип экономических отношений. Если же сил становится достаточно для того, чтобы реализовать свой интерес в одиночку, любые дополнительные усилия для сокрытия этого начинают выглядеть как бесполезная трата сил. Фикция бескорыстия теряет свой изначальный смысл и начинает восприниматься просто как непроизводительная трата.

О.С. Елкина, Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда

Экономическое поведение - предмет всех исследований и обобщений экономической теории. Центральное место во всех трактатах по экономической теории с незначительными отступлениями занимает одна и та же мысль: все исследования в области экономики направлены на анализ и предсказание человеческого поведения . Приведем несколько типичных определений экономической науки: "Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния" (Маршалл А.) ; "Экономическая теория - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление" (Роббинс Л.) . Можно привести множество аналогичных высказываний других авторов, доказывающих, что предмет экономической науки есть исследование человеческого поведения в экономической сфере.

Но многие формы человеческого поведения могут состовлять предмет исследования сразу нескольких дисциплин: к примеру, проблема деторождения образует особый раздел социологии, антропологии, экономической теории, истории и т.д. Экономическая же теория провозглашает свой, уникальный экономический подход, который интегрирует множество разнообразных форм человеческого поведения в его особый вид - экономическое поведение.

Как известно, экономическая наука анализирует такие основные категории, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Эти категории в целом описывают экономическую сферу общества . Сам анализ основных категорий осуществляется на основе использования следующих аналитических категорий: ограниченность ресурсов, издержки, предпочтения и выбор. Эти понятия структурируются в рамках отдельных взаимосвязанных процессов оптимизации на уровне индивидуальных решений и равновесия на уровне всего общества .

Переходя на язык исследователя человеческого поведения, экономисты интересуются тем, каким образом люди используют свои ограниченные ресурсы для производства, распределения и обмена товаров и услуг в целях потребления, т.е. исследуют процесс выбора между альтернативными вариантами использования редких ресурсов, методы организации ресурсов, способы распределения богатства и вознаграждений за экономическую деятельность .

Оптимально использовать свои ограниченные ресурсы люди могут лишь при наличии экономической свободы, когда существуют реальные возможности для реализации свободного выбора. Это становится возможным лишь при возникновении и развитии свободной рыночной системы - с возникновением рыночного общества, когда отсутствует централизованное разделение труда и когда экономическая сфера однозначно выделяется из всех прочих сторон общественной жизни .

Возникновение общества с рыночной экономикой (именно этот процесс мы наблюдаем в нашей стране) с неизбежностью предполагает, что каждый человек должен научиться: а) жить в этом мире; б) подчиняться диктату рынка. Это(неизбежно приводит к двум крупным изменениям, представление о которых ассоциируется с именами М.Вебера и К.Маркса:

Во-первых, резко изменяется социальный этос, что проявляется в различных формах -в становлении этики предпринимательства, распространении "товаризированного" взгляда на социальные отношения, появляется привычка сводить потребительскую стоимость к меновой (М.Вебер);

Во-вторых, возникают новые институциональные (рыночные) условия общественной жизни, в которых на передний план выходят подрядные отношения, особенно в области трудового найма и значительно возрастает роль основного капитала (К.Маркс) .

Перемены первого рода приводят к торжеству принципа максимизации, который постепенно превращается в осознанный принцип нового образа мышления. Этот принцип порождается новым этосом, который на первое место ставит выгоду и издержки, порождает рационализм, т. е. рыночное поведение, основанное на оптимизации полезности. Организующей силой человеческого поведения становится расчет на собственную выгоду: А.Смит называл это стремлением "улучшить свое положение" и утверждал, что подобный расчет, как правило, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а простейший путь, который избирает большинство людей, чтобы улучшить свой положение, есть "увеличение богатства" .

Перемены второго рода приводят к совершенно новой институциональной динамике, которая делает возможным чисто "экономический" способ мобилизации труда, основанный на принципах спроса и предложения. Стремясь к материальному благосостоянию, человек сталкивается с экономической проблемой распределения ограниченных ресурсов: в сутках только двадцать четыре часа, т. е. время для действий ограничено, и внешний мир не предоставляет возможностей и средств для достижения всех целей человека. Поэтому человеку необходимо делить свое время и средства между производством реального дохода и отдыхом. Следовательно, все действия членов общества можно разделить на действия; ведущие к материальному благосостоянию (например, действия, направленные на производство хлеба), и на действия, ведущие к нематериальному благосостоянию (например, действия, направленные на устройство цирковых представлений). Это разделение является необходимым, потому что:

Во-первых, индивиду нужен и реальный доход, и отдых;

Во-вторых, и того и другого у него не достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности полностью, потому что время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены .

Таким образом, человек вынужден делить свое время между различными целями, поэтому поведение человека в экономической системе неизбежно принимает форму выбора. "Выбор -есть действие, предполагающее затрату времени и редких ресурсов для достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели" .

Процесс выбора всегда есть переменная, зависимая от ситуации и особенностей личности.

Таким образом, экономический подход предполагает, что экономическое поведение - максимизирующее поведение в более явной форме и в более широком диапазоне, чем другие виды социального поведения. Кроме того, экономический подход предполагает существование рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия разных участников - индивидуумов, фирм и даже целых наций - таким обраэ&м, что их поведение становится взаимосогласованным. Предполагается также; что предпочтения не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у бедных и богатых или даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам [б, с. 261]. Цепы и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников и координируя их действия.

Экономический подход также предполагает стабильность предпочтений. Эти глубинные предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным аспектам их жизни, таким, как ценности, нормы, менталитет, здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть, и отнюдь не всегда остаются стабильными, если иметь в виду рыночные товары и услуги. Предпосылка стабильности предпочтений обеспечивает надежную основу для предсказаний реакций на те или иные изменения .

Максимизирующее поведение и стабильность предпочтений являются не просто исходными предпосылками для анализа, но могут быть выведены из концепции естественного отбора пригодных способов поведения в ходе эволюции человека. Экономический подход к человеческому поведению не предполагает, что все участники на каждом рынке непременно обладают полной информацией или совершают сделки, не требующие никаких издержек для их заключения. Неполноту информации не следует, однако, смешивать с иррациональностью или непоследовательностью поведения. Экономический подход исходит из теории оптимального или рационального накопления дорогостоящей информации, которая подразумевает; например, более значительные инвестиции в добывание информации при Принятии важных решений по сравнению с малозначащими, скажем, приобретение дома или вступление в брак по сравнению с покупкой хлеба или дивана. Собранная таким путем информация остается зачастую далеко не полной, потому что ее получение сопряжено с издержками -факт, использующийся в экономическом подходе для объяснения тех форм поведения, которые в других подходах понимаются либо как иррациональное или непоследовательное поведение, либо как традиционное .

Случаи, когда явно выгодные возможности упускаются, экономический подход не объясняет это иррациональностью. Напротив, он постулирует существование издержек, денежных или психологических, возникающих при попытках воспользоваться этими благоприятными возможностями, - издержек, которые сводят на нет предполагаемые выгоды и которые не так легко "увидеть" сторонним наблюдателям. Более того, экономический подход к человеческому поведению не требует, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации или чтобы они были в состоянии объяснить причины устойчивых стереотипов в своем поведении. Таким образом, он совпадает в этом с современной психологией и социологией.

Экономический подход исходит из посылки, что преступная деятельность - такая же профессия, которой люди посвящают полное или неполное рабочее время. Люди решают стать преступниками по тем же соображениям, по каким другие становятся столярами или учителями, а именно потому, что они ожидают, что "прибыль" от решения стать преступником - приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как не денежными, гак и денежными превосходит " прибыль" от занятия иными профессиями,

Экономический подход предполагает, что субъекты экономической деятельности часто наталкиваются на препятствия, мешающие осуществлению их устремлений. Препятствия могут быть разного рода. Они могут быть материальные (финансовые, информационные и материальные), временные (ограничения по времени), формальные (ограничения, базирующиеся на писанных и неписаных законах) и неформальные (ограничения, связанные с традициями и обычаями).

Применение экономического подхода создает своеобразные рамки, в которых экономическое поведение предстает в полном объеме, но защищенное от эмпирической сложности мира. Так, если рассматривать поведение человека в общем, то на это поведение действует большое количество переменных - экономических, политических, правовых, религиозных, - и если бы перед исследователем стала задача представить экономическую жизнь во всей ее полноте, многие из этих разнообразных видов переменных пришлось бы внести и экономические модели. Обычный способ ограничения эмпирической сложности мира заключается в том, что; хотя внеэкономические неременные и влияют на поведение, в целях анализа исходят из предположения о неизменности многих переменных, т. е. эти переменные выступают в качестве "данных".

Одной из важных "данностей" традиционного анализа является экономическая рациональность: если индивид сталкивается с ситуацией экономического выбора, он изберет такую линию поведения, чтобы максимизировать свое экономическое положение.

Одной из важнейших предпосылок экономического поведения является экономическая культура как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности . Ценности, связанные с экономикой - это принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. Нормы в ссрсре экономики - это представления людей, а также их действия в сфере экономики, которые признаются полезными, правильными, нужными в тех или иных связанных с экономикой ситуациях . Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет; накапливает) экономические ценности и нормы, необходимые для выживания и дальнейшего развития экономики, накапливает эталоны соответствующего экономического поведения, транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других экономических действий и отношений, обновляет ценности и нормы, регулирующие развитие экономики, являясь тем резервуаром, откуда черпаются новые образцы поведения . Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие.

Менталитет - "это глубинный уровень кол-флективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание; как трудно определимый исток культурно-исторической динамики" . Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и соответствующие мотивации.

В основе формирования российского менталитета лежало христианство, порожденное Западной цивилизацией, и наложенное на дух Востока. В результате сформировался особенный менталитет, свойства которого можно назвать парадоксом, мировосприятием "и то, и это "резко контрастирующим с западным менталитетом, для которого характерен подход с позиции "или - или". Это свойство русского менталитета свидетельствует об особенностях экономического поведения русской личности, и представляется важным фактором организации хозяйства в России. Русскому человеку свойственна глубина внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу, бульшая степень внеэкономических составляющих хозяйственного успеха .

Экономическое мышление - это процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов своей деятельности . На основе особенностей российского менталитета складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью.

Сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции . Экономическое поведение человека в России отличается от экономического поведения западного человека. Рационализм экономического поведения и западноевропейском варианте тождественен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором. Иными словами, при моделировании экономического поведения человека в России необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени субъективную рациональность, поскольку в основе экономического поведения лежат особенности российского менталитета и российского экономического мышления.

Таким образом, когда мы рассматриваем экономическое поведение российского человека, то необходимо исходить из положения об изменении парадигмы рациональности, о введении субъективизма, который предполагает, что если альтернатива Х предпочтительнее альтернативы Y, тогда индивид сам осуществляет выбор между ними, ориентируясь на собственные оценки выгод и затрат. Несмотря на всю важность категории "экономическое поведение", общепризнанного ее определения не существует. Исследователи в большинстве случаев определяют его либо как рациональное поведение, направленное на извлечение прибыли: "Под экономическим поведением мы понимаем целенаправленное поведение, выбор вариантов действий в котором регулируется критерием максимизации прибыли" , либо как поведение, направленное на выбор наиболее выгодных альтернатив: "Экономическое поведение - действия, направленные на выбор наиболее выгодных альтернатив. Выбор подразумевает наличие целого ряда возможностей и зависит от дохода и цен на товары, имеющих разную полезность . Нам ближе всего определение, данное Верховиным В.И.: "Экономическое поведение - это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения" .

Однако на основе рассмотренного экономического подхода хотелось бы дополнить вышеприведенное определение тем, что экономическое поведение - это поведение, связанное с макси-мизационным распределением редких ресурсов между производством реального дохода и отдыхом (направленное на "улучшение своего положения") и включающее в себя специфическое экономическое мышление, основанное на национальных особенностях и особенностях хозяйственных традиций.

Кроме того, хотелось бы поставить приоритет в определении не на получении прибыли, а на получении вознаграждения (выгоды) в качестве результата деятельности, причем это вознаграждение (выгода) всегда оценивается исходя из собственных оценок доходов и затрат. Оценка их будет определяться исходя из количества и качества экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении; из институциональных и соци-окультурных рамок; в которых находятся субъекты; на оценку выгод будут оказывать влияние принятые в обществе традиции и стереотипы модусов поведения; приемлемые в данной экономической среде конкретные процедуры и технологии достижения оптимального результата.

Экономическое поведение человека - это поведение, направленное на субъективную оптимизацию вследствие сопоставления имеющихся ресурсов с возможными выгодами от их использования. При этом выгоды могут быть экономическими, т. е. материально ощутимыми (деньги, товары и т.д.) и внеэкономическими (психологическими, социальными и т.д.). Такое определение позволяет объединить все ниды поведения человека в экономической сфере.

Таким образом, экономическое поведение не является самостоятельным фактором развития экономикой жизни, оно зависит от ряда более глубоких факторов: условий формирования экономической культуры и экономического мышления, особенностей сложившихся систем экономических и социальных отношений.Список литературы

Список литературы

Hirchleifer J. The Expanded Domain of Economics. - American Economic Review, December. 1985, V.75.

Маршалл А. Принципы политической экономии:! Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. T.I.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // 1 THESIS, 1993. Зима. T.I. Вып.1.

Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. С.51.

Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS, 1993. Зима. T.I. Вып.1. С.41.

Смельсер Н.Дж. Социология экономической жизни. Перевод ГПНТБ №11304. Новосибирск, 1985. С.51.

Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. М.: Соцэгиз, 1.962.

Schonfeld L. Grenznutzen und Wirtschaftsrech-nung. В.,1982. РЗ.

Беккер Гэри С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, Начала-пресс, Зима 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 26.

Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994. С.30.

Словарь современной западной филосо4:>ии. М., 1991. С.176.

Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. 1993. №8. С.44-53.

Архипов А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания // Российский экономический журнал. 1997. С.95.

Тамбовцев В.Л. Опыт эмпирического исследования экономического поведения // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1994. №3. С.46.

Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. №5. С.98.

Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социс. 1994. №10. С. 120.

До сих пор экономическая теория изучала поведение человека в сфере экономики, занимаясь поиском ответа на вопросы: «Что, для кого и как производить?». Нобелевский лауреат Г.С.Беккер в своих исследованиях использует экономический подход для изучения поведения людей в сферах, как правило, не интересующих экономистов.

Экономический подход предполагает максимизирующее поведение в более широком диапазоне. При этом не требуется, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации. Экономический подход всеобъемлющ: он применим к любому человеческому поведению - денежным и теневым ценам, однократным и повторяющимся решениям, эмоционально нагруженным целям и нейтральным, поведению людей с любым уровнем дохода, любой профессии. Применим подход и в социальной, и в правовой, и в бытовой сферах жизни общества.

В социальной сфере выделяется понятие экономики дискриминации. Если человек имеет предпочтение иметь дело с определенными группами людей, то его склонность к этому можно измерить, сопоставив с затратами на контакт с конкретной группой. Соответственно коэффициент дискриминации (DC) является связующим звеном между денежными и чистыми издержками сделки между предпринимателем и работником. Дискриминация способна порождать различия в уровнях заработной платы между двумя группами. Коэффициент рыночной дискриминации (MDC) можно определить как соотношение между этими уровнями:

Где πw и πn - равновесная заработная плата групп W и N, являющихся субститутами по отношению друг к другу. Как именно влияет дискриминация на доходы групп, показано на графике:

Точка p0 соответствует соотношению доходов при отсутствии дискриминации, точка p1 - соотношению доходов при полной сегрегации, а кривая p0wp1 - соотношению доходов при различных уровнях дискриминации со стороны W. С усилением дискриминации возрастает общий MDC против N.

Экономический подход в правовой сфере связан, прежде всего, с тем, что преступления наносят материальный ущерб государству. Иными словами, преступления являются источником издержек. Очевидно, что величина вреда другим членам общества растет с количеством совершаемых преступлений. Цена же выигрыша, который получают преступники, также растет с ростом числа преступлений. Исходя из этого, чистые издержки общества измеряются разностью между причиненным вредом и полученным выигрышем. Зависимость между результатами деятельности правоохранительных органов можно представить в виде функции A=f(m, r, c), где А - результат их деятельности, а m - размер оплаты труда, r - прочие расходы и c - капитальные затраты. Получаем производственную функцию f. Активизация правоохранительной системы предполагает рост издержек. В общих чертах об уровне правоохранительной деятельности можно судить по уровню раскрытых преступлений. Увеличение вероятности раскрытия преступлений и увеличение числа преступлений приводят к росту суммарных издержек.

Более реалистичный подход связан с отказом от допущения, что уровень деятельности измеряется лишь раскрытием преступлений и что p (вероятность раскрытия преступления) и О (количество преступлений) имеют равные эластичности. Это позволяет использовать более общую зависимость A=h(p, O,a), где а - количество произведенных арестов и других результатов, характеризующих деятельность правоохранительной системы. Отсюда средние издержки на преступление: .

Какие же факторы влияют на количество преступлений? Экономический подход предполагает, что человек делает выбор в пользу преступления, когда ожидаемая полезность от совершения преступления будет выше ожидаемой полезности в случае иного времяпрепровождения. Существует функция, задающая соотношение между числом преступлений и вероятностью того, что преступник будет пойман, строгостью наказания. Ее можно представить в виде Oj=Oj(pj, f, uj), где Оj - количество преступлений, совершаемых j-м преступником, pj - вероятность его поимки, fj - наказание за каждое преступление, uj - переменная, отражающая комбинированное влияние всех прочих факторов. Совокупное число преступлений обозначается O (сумма всех возможных Oj), и в этом случае функция принимает вид O=O(p, f, u).

Метода психотерапии .

Теоретическая предпосылка экономического подхода строится на утверждении, что любая психологическая активность может быть выражена в терминах психической энергии , доступной (и требуемой) для этих процессов ; экономический подход описывает распределение энергии и количества возбуждения внутри психического аппарата , а также служит для описаний катексисов . Экономический взгляд на психику понимает её в качестве системы, управляемой энергией инстинктов, а различия между сознательной (эго) и бессознательной (ид) областями понимаются через призму различий в уровне и форме распределения энергии между этими областями .

Согласно экономическому подходу, распределение энергии рассматривается в контексте её конечного объекта, источника и уровня напряжения . По определению Борнесса Мура и Бернарда Файна данный подход постулирует: «внутри психики действуют и отличные от интенциональности законы» . Примером экономической точки зрения является концепция защитного механизма сублимации .

См. также

Примечания

Литература

  • Лейбин, Валерий. Словарь-справочник по психоанализу. - М .: АСТ, 2010. - 956 с. - (Psychology). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-063584-9
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б. Мура, Б. Файна. - М .: Класс, 2000. - 304 с. - (Библиотека психологии и пси­хотерапии). - ISBN 5-86375-023-5
  • Райкрофт, Чарльз. Критический словарь психоанализа. - СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 288 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-88787-001-X
  • Etchegoyen, Horacio. The Fundamentals of Psychoanalytic Technique. - Karnac Books, 2006. - 876 p. - ISBN 9781855754553
  • Gibbs, William. Demystifying meaningful coincidences (synchronicities). - Jason Aronson, 2010. - 319 p. - ISBN 9780765707024
  • Samuels, Andrew. Jung and the Post-Jungians. - Routledge, 1986. - 304 p. - ISBN 9780415059046
  • Steyn, Juliet. Other than identity: the subject, politics and art. - Manchester University Press ND, 1997. - 242 p. - ISBN 9780719044632
  • Ferrell, Robyn. Passion in theory: conceptions of Freud and Lacan. - Routledge, 1996. - 118 p. - ISBN 9780415090209

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономический подход" в других словарях:

    эколого-экономический подход - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ecological and economic approach … Справочник технического переводчика

    экономический - (прил.), ЭКОНОМИКА Нем.: цkonomisch. Франц.: йconomique. Англ.: economic. Исп.: econф mico. Итал.: economico. Португ.: econфmico. Все, что относится к гипотезе, согласно которой психические процессы представляют собой обмен и перераспределение… … Словарь по психоанализу

    Содержание 1 Основные черты 2 История и основные представители … Википедия

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ, распространение методологии неоклассической экономической теории (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) на изучение процессов и феноменов, традиционно относимых к сфере ведения других социальных дисциплин социологии,… … Энциклопедический словарь

    Экономический цикл - – естественная форма развития экономики, при которой подъем производства, уровня занятости, роста ВВП сменяется периодами спада. Принято разделять следующие фазы экономического цикла: экономический подъем, или экономический бум – стадия, при… … Банковская энциклопедия

    Экономический - в психоанализе – прилагательное, относящееся к существительному «энергия». Экономические концепции и формулировки связаны с распределением энергии, либидо и катексисов внутри психического аппарата. * * * – понятие, используемое в психоанализе при … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Подход социокультурный (многофакторный) - направление, сложившееся в области методологии гуманитарного знания. Оно исходит из представления о том, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурологического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    Нейтральность данной статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения могут быть подробности. Не путать с экономическим термином Дефолт. Экономический кризис … Википедия

    - (ХНЭУ, ИНЖЕК) … Википедия

    Статус Активен Отрасль Экономика … Википедия

Книги

  • Экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие , Маркарьян Эдуард Арамович, Герасименко Галина Петровна, Маркарьян Сергей Эдуардович. Учебник состоит из трех разделов, которые отражают систематический подход к анализу хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих организаций. В первом разделе излагается методика…