Трудности выбора профессии у молодежи. Актуальная проблема молодёжи – выбор профессии Основные ошибки при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.

Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии можно разделить по пунктам:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному (т.е. «на всю оставшуюся жизнь»).

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации специальности. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Анализируя сейчас ситуацию на рынке труда можно сказать, что каждый год появляются новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в неожиданных ситуациях.

Например, психолог, приобретя дополнительные знания в области менеджмента и трудового делопроизводства, может строить свою карьеру в области управления персоналом. Так же экономист по внешнеэкономической деятельности неизбежно сталкивается с юридическими вопросами, поэтому нередко вынужден получать юридическое образование, что может позволить ему сменить сферу деятельности. В последнее время в производственной и промышленной сферах требуются менеджеры и маркетологи с базовым техническим образованием.

Научно-технический прогресс требует владения новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, и это касается не только специалистов среднего и высшего звена, но и рабочих профессий, т.к. производство становится высокотехнологичным.

На сегодняшний день, широкое распространение получили образовательные услуги для взрослых: различные профессиональные курсы от каменщиков до валютных трейдеров, второе высшее образование и профессиональная переподготовка, высшее образование на базе среднего профессионального, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, риторики и прочее. Кроме этого, существуют государственные программы по переподготовке специалистов, например, военнослужащих, уволенных в запас, или безработных граждан и т.д.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Все хотят красиво работать, но кто будет делать «грязную, некрасивую» работу?

Высокий заработок и социальный статус в обществе - основные критерии, по которым делается вывод: престижна профессия или нет. В журнале «Карьера», часто печатаются статьи о построении карьеры на примерах отдельных успешных личностей, из которых следует, что действительно хорошее образование это прочный фундамент для построения карьеры, но это только начало долгого пути. Поговорите со своими родителями, знакомыми многие учились в институтах, чем занимаются сейчас их однокашники? Кто и каких успехов добился? Все получили одну и ту же профессию, однако, зарплаты и социальный статус и даже сферы деятельности разные.

Престижность профессии, во многом зависит от настроений в обществе, от идеалов и принципов среди молодежи, а они, как известно, меняются. Проще всего проследить это на истории нашей страны. В 60-е годы профессия геолога, например, или инженера-конструктора были очень популярны и престижны среди молодежи . Что стало с этими профессиями в годы «застоя»? Игра в шахматы на рабочем месте, скучная неинтересная работа, низкая зарплата- все это было атрибутами профессии инженера. В результате в технических вузах возникли проблемы с набором, а те кто, заканчивают технический ВУЗ не идут работать по специальности. На сегодняшний день возрождается производство, многим фирмам – посредникам, работающим в промышленности нужны молодые энергичные специалисты с техническим образованием, которых очень мало. Ограниченное предложение делает этих специалистов очень востребованными, а значит хорошо оплачиваемыми. Таким образом, престижность профессии зависит еще и от состояния рынка труда.

Разумеется, есть профессии, что называется «на все времена», которые всегда престижны, но это в основном творческие профессии: актеры, музыканты, художники и т.д. Однако престижно ли быть актером без ролей, или музыкантом без слушателей?

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).

Чаще всего, эта ошибка происходит тогда, когда выбор профессии осуществляется только на основе интересов и склонностей. Как известно, друзей, прежде всего, объединяет общность интересов и увлечений. Поэтому, выбор одинаковой профессии с другом для подростков рассматривается абсолютно естественно. Так же это бывает из-за боязни самостоятельного выбора, боязни ошибиться. Часто просто из-за лени, например, друг и его родители все узнали, выбрали учебное заведение, все взвесили, зачем самому еще что-то делать. Многие старшеклассники воспринимают поступление в вуз как определенный этап веселости (студенческой) в который лучше отправиться с другом. Многим, как не странно, вообще все равно, куда пойти учится, раньше вместе ходили в школу, теперь вместе пойдем в ПТУ или техникум. Конечно, это не правильно. Во-первых, каждый человек индивидуальность и обладает своим неповторимым набором способностей и склонностей. Пример: Вася идет на пожарника (а он рискованный и бесстрашный человек), а Коля, следуя за ним (по своей натуре очень осторожный и рассудительный), в итоге Вася все-таки будет пожарником, а вот Коля вряд ли. Во-вторых, у каждой семьи свои возможности, о которых вы можете не знать.

4. Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно важно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравиться заниматься физикой ) . Кроме того, не следует стремиться получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности . А о многих других сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Ведь за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перебирают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде чем подготовят 10-ти минутное сообщение.

Очень ярко образцы такого ряда иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность занятиям любимой наукой (математикой, интерес к истории и т.п.,) а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.

Рассмотрим в качестве примера профессию дизайнера. Работа дизайнера связывается, прежде всего, с творчеством, со свободным графиком, большими деньгами, общением с интересными и обеспеченными людьми, а также известностью и светской жизнью. Однако у этой профессии тоже есть непривлекательные стороны. Прежде всего, это кропотливый и тяжелый труд, часто связанный с физическими нагрузками. Работа над определенным проектом может длиться несколько недель, а то и месяцев без выходных. Кроме того, нельзя забывать, что дизайнер работает для заказчика, соответственно должен учитывать желания клиента и видение им результата работы, которые далеко не всегда совпадают с творческой задумкой самого дизайнера. Но самой главной трудностью в этой профессии является трудоустройство. Даже самые крупные фирмы работают «от заказа до заказа» и этот перерыв может быть достаточно велик. Конкуренция на этом рынке уже высокая. Как и в любой творческой профессии, признание дизайнера как профессионала может придти уже в институте, а может не наступить никогда. К сожалению, это даже не зависит от способностей и меры таланта.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Прежде всего, при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим стоят. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. А человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем – референтом.

Важно знать, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

На данный период во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах.

Разобраться в себе вам могут помочь профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут быть психологические тесты, но задача тестов – это активизация деятельности по самопознанию (т.е. самонаблюдению, самоанализу), не ждите от теста готового ответа.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Цена этой ошибки очень высока – это здоровье. Многие подростки, имеющие проблемы со здоровьем не соотносят их с выбором профессии. Выбирают учебное заведение, сдают экзамены, но не проходят медкомиссию, по состоянию здоровья. И на этом этапе начинают подключаться родители, искать всевозможные пути, чтобы ребенок оказался в выбранном учебном заведении. Но дело в том, что медицинские противопоказания появились не случайно, так как есть профессии в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. (Например: компьютерщики и портные сильно напрягают глаза, а летчики – сердце). Поэтому не соотношение профессиональной деятельности и здоровья может привести к самым тяжелым последствиям.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Здесь главное, чтобы подросток творчески подошел к делу и разработал для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей и знаний. Важным помощником в этом могут стать: уроки профориентации, которые должны обучить вас основам правильного выбора профессии и технологиям подбора учебного заведения.

Во многих школах есть собственные психологические службы, где специалисты могут провести необходимые консультации, если таковые отсутствуют, то в школах есть информация о специализированных районных и городских организациях, где вам окажут помощь в профессиональном самоопределении. Многие подростки даже не знают с чего начать выбор соответствующей профессии, и часто стремятся переложить ответственность на других, например, на родителей или учителей.

Когда выбрана профессия, неизбежно встает не менее важный вопрос, где ее получить. Рынок образовательных услуг чрезвычайно не стабилен, появляются и закрываются учебные заведения, изменяются государственные образовательные стандарты, меняются названия специальностей и квалификаций. Разобраться самостоятельно в этой ситуации практически невозможно. Очень часто абитуриенты и родители даже не знают, что спросить на Дне открытых дверей или в Приемной комиссии. Подбор учебного заведения необходимо проводить очень тщательно. Случайный выбор учебного заведения может привести к самым неожиданным последствиям: вы можете не получить диплома государственного образца, или в этом дипломе вам напишут другую специальность, вуз может просто закрыться, может оказаться, что практика не будет организована, и в этом случае откуда появятся практические навыки и т.д.

1.Самостоятельная профессиональная ориентация/ Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. – СПб.: ООО «Фортекс», 2002. – 136 с. С 55-56

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999 г. С.13-16

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Выбор профессии – занятие ответственное и весьма сложное. Далеко не каждый может определиться с тем, кем ему быть – особенно в юном возрасте. В такой ситуации негативное влияние может оказать окружение или собственные заблуждения. Для того чтобы этого не допустить, следует изучить типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии.

1. Профессия выбирается без представления о том, чем нужно будет заниматься

Молодые люди, планируя пойти куда-либо учиться или начать трудовую карьеру, редко в достаточной мере осведомлены о том, чем занимаются представители тех или иных профессий. В такой ситуации выбор делается, по сути, наугад. Чтобы не попасться на эту удочку, следует заранее изучить профессию, узнать, что именно нужно будет делать, при помощи каких инструментов, в какое время и в каких условиях. Иногда высокие умственные способности важнее физической силы и крепкого здоровья, а иногда – наоборот. А также необходимо заранее озаботиться тем, насколько велик спрос на выбираемую профессию среди работодателей.

2. Профессия выбирается исходя из ее престижности или предполагаемой доходности

Одно из самых распространенных заблуждений: если профессия считается престижной, то и оплата будет высокой. На самом же деле, уровень доходов зависит от занимаемой должности, размера компании, спроса и предложения на рынке труда. Кроме этого, представления о престижности могут различаться у разных групп людей и в разных странах. Например, во многих странах профессия шеф-повара считается престижной, а в Индии поваров приравнивают к прислуге.

3. Выбор делается на основе любимого учебного предмета

Подобные проблемы нередко возникают у школьников или студентов. Предпочитая какой-либо один предмет, они стараются выбрать соответствующую специальность. Однако в большинстве профессий необходимы знания из многих сфер, поэтому такой подход не будет эффективным.

4. Отношение к представителю профессии заменяет собственные ощущения

Такая ошибка может быть совершена не очень самостоятельными людьми, чей разум затуманен личной привязанностью к человеку определенной профессии. Если вам кто-то нравится, это не значит, что вам будет интересно заниматься такой же работой, как у него. Возможна и обратная ситуация: вам кто-то не нравится, и этот негатив переносится на его деятельность. Очевидно, что ничего разумного в таком подходе нет и от подобных предрассудков нужно избавляться.

5. Специальность выбирается «за компанию»

Подобный сценарий при выборе профессии не редкость. Конечно, здорово пойти учиться туда же, куда и лучший друг. Но, по факту, такая позиция говорит о том, что человек просто не хочет брать на себя ответственность за принятие решения.

6. Пренебрегаются собственные увлечения, интересы и способности

Один из принципов поиска профессии заключается в том, что работа должна приносить не только деньги, но еще и радость. То есть она должна быть по душе. Это очевидный факт, которым, тем не менее, многие пренебрегают. Нередко это делается из-за сомнений в том, что интересная работа может принести хороший доход. Правда, обычно упускается из виду и тот факт, что на нелюбимой должности за большие доходы придется расплачиваться душевными страданиями. Кроме этого, мало кому удается достигать больших успехов в том, что им не нравится делать.

  • Рекомендуем прочитать —

7. Выбор делается под влиянием чужого некомпетентного мнения

В окружении любого человека всегда есть немало советчиков. Они всегда «лучше всех» знают, что лучше для других. Такие советчики могут оказать негативное влияние и на человека, находящегося в поисках профессии. Это могут быть, например, родители, решившие за ребенка, что он обязательно станет врачом, учителем или военным. Если абитуриент не испытывает к этим профессиям особого интереса, то и успеха в этих делах он вряд ли добьется.

Ошибки в выборе профессии

Представьте, у Вас появился новый знакомый. Что Вы захотите узнать о человеке прежде всего?
Наилучшее представление о ком-либо поможет получить род его занятий. То, какой профессией человек владеет или обучается, во многом определяет его как личность. Судите сами. По крайней мере, профессия = работа это:

  1. Место, где Вы находитесь каждый рабочий день.
  2. Люди, которые Вас окружают (кто они - Ваши коллеги?).
  3. Ваш заработок и, соответственно, уровень жизни.
  4. Взгляд на жизнь.
  5. Ваше место в социуме.

Кроме того, в обществе существуют устойчивые стереотипы о представителях тех или иных профессий. А что Вы подумаете о человеке, если узнаете, что он адвокат (художник, бухгалтер…)?
Также нельзя забывать и о том, что профессиональная жизнь тесно переплетается с личной жизнью. Если работа для Вас - каторга, вполне закономерно, что она не приносит радости. А плохое настроение сказывается и на здоровье, и на общении с близкими людьми. И напротив, если работа для Вас - это удовольствие, то Вы приходите домой усталые, но довольные, а не раздраженные. Не зря один умный человек сказал, что счастье - это когда с радостью идешь утром на работу, а вечером домой.

Выбор своей будущей профессии - дело важное и ответственное. Часто люди интуитивно осуществляют его правильно. Но немало и таких, кто ошибся в своём выборе. Наверно, каждому из нас доводилось встречать специалиста, который не на своём месте. Чаще всего такие встречи оставляют неприятные воспоминания.
Разочаровавшись в своем выборе, кто-то продолжает учиться или работать там же, а кто-то меняет род деятельности. Но лучше предупредить ошибки, чем исправлять их.
Какие же ошибки может совершить человек на пути выбора профессии? Читайте внимательно, предупрежден - значит вооружен!

1. Увлечение только внешней стороной профессии без учета её содержания и возможных трудностей
Это одна из самых распространенных ошибок, которую допускают люди, осуществляя свой профессиональный выбор. Часто, размышляя о профессиях, мы представляем себе лишь вершину айсберга. Спортсмен легко и красиво выполняет показательные выступления, но за этой непринужденностью скрывается напряженный, ежедневный труд. Чтобы сделать правильный выбор важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает ваша будущая специальность, каковы трудности и особенности работы, невидимые посторонним взглядом. Для этого необходимо собирать информацию об интересующей профессии в самых разных источниках Книги, фильмы - не ограничивайтесь этими данными, профессиограммы - описания профессий, мнения профессионалов в данной области - только они расскажут о подводных камнях своей работы.

2. Отношение к выбору профессии как к неизменному
Прошли те времена, когда лучшим из возможных вариантов считалось отработать 30 лет у одного станка. Современные ученые установили, что для полноценной самореализации человеку необходимо сменять виды профессиональной деятельности каждые 5 - 8 лет. Но нужно помнить, что образование, которое Вы получите первым, наложит сильнейший отпечаток на Ваше мировоззрение. Это связано с тем, что мировоззрение активно формируется как раз в юношеском возрасте. Выбор дела - задача сложная, интересная и актуальная на протяжении всей жизни.

3. Выбор профессии по принципу престижности профессии
Существуют предрассудки, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, (например, дворник). Экономист или юрист ничуть не более полезен для общества, чем социальный работник или слесарь. Учитывайте престижность профессии, но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Кроме того, мода скоротечна. Будут ли престижные сейчас профессии таковыми через 10-15 лет?

4. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию)
Одно дело - сравнивать себя с другими и совсем другое - слепо подражать и пытаться быть как все. Нужно прислушаться к себе и разобраться, что действительно интересно ВАМ, а не другу, увидеть различия между собой и товарищами. А потом сделать свой самостоятельный выбор.

5. Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится человек, который ею занимается. Например, учитель географии в школе - интересный, обаятельный человек, много и увлекательно рассказывает о своих наблюдениях в ходе разных путешествий… Но, во - первых, не все географы такие, а во - вторых, путешествовал то он в свободное от работы время.

6. Незнание или недооценка своих физических особенностей
Любая профессия предъявляет требования к здоровью человека - более или менее жесткие. Чтобы стать лётчиком или машинистом поезда нужно иметь стопроцентное здоровье. А профессии продавца или парикмахера связаны с сильной нагрузкой на ноги…
Надо учитывать особенности своего организма, чтобы знать, какие профессии вам противопоказаны и смогут усугубить состояние Вашего здоровья.

7. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Важно разобраться в своих личных качествах, учитывать свои склонности, способности, особенности памяти, внимания, мышления… Каждая профессия выдвигает определённые требования - необходимые для её освоения профессионально важные качества. Например, чтобы успешно реализоваться, педагогу необходима эмоциональная устойчивость, а машинисту - высокая скорость реакции.

8. Выбор не профессии, а высшего образования как такового
В последнее время всё чаще встречаются люди, которые поступают в ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Сами решайте, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают. Профессиональное образование можно получить на трёх уровнях - начальном, среднем и высшем. Нельзя сказать, что какой-то из них лучше или хуже - любые специалисты необходимы. В училище не стать экономистом, а в ВУЗе не выучиться на токаря, сварщика или парикмахера.

9. Отсутствие запасного варианта
Всегда надо быть готовым к разному повороту событий и предусмотреть запасные варианты. Может случиться так, что Вы не поступите в желаемое учебное заведение или факультет (когда мы слышим «10 человек на место», это означает, что 9 человек из 10 желающих не поступят). На этот случай подайте документы еще в одно - два места. Конечно, не куда придется, а туда, где Вы проведете время не впустую и сможете приблизиться к своей цели. Таким образом, Вы обезопасите себя от потери учебного года.

Ошибки, которые допускают родители, пытаясь помочь своему ребёнку

Многие родители решают за своих детей, кем им предстоит быть и где стоит учиться. То есть навязывают свое мнение и желание ребенку. Таким образом, родители либо пытаются воплотить свои нереализованные амбиции («Я не стала врачом, так пусть хоть моя дочь/сын станет»). Либо хотят всецело контролировать свое чадо. Они делают выбор за ребенка и продолжают опекать его, как школьника. Ребенок свою учебу воспринимает как продолжение беззаботного детства. А профессиональное образование от студента требует как раз самостоятельности и ответственности.
Конечно, родители могут и должны помочь сыну или дочери в таком важном решении. В ваших силах создать у ребенка как можно более широкое и объективное представление о мире профессий. И начинать это знакомство нужно как можно раньше. Начните со своей собственной работы - в чем её особенности, отрицательные и положительные стороны. Расскажите, как Вы сами в своё время выбирали профессию, как реагировали Ваши родители и в чем они оказались правы или наоборот ошибались.

ПОМНИТЕ, ИДЕАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ НЕ БЫВАЕТ! Каждая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если вы длительное время не можете принять решение, куда пойти учиться, обратитесь за помощью к психологу - профконсультанту. Но выбор дела, которым Вы будете заниматься - это только Ваш выбор и принимать решение Вы будете самостоятельно!

Надежда Сузи, специалист по работе со студентами
Управления социального развития

Цель: помочь осознать привлекательные и не­привлекательные стороны любой профессии, возможности ошибок и их последствий, познакомить с правилами грамотного выбора про­фессии.

Задание № 1

Игра «Оптимисты и скептики»

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринима­теля). В колонку «Оптимисты» запишите положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно зна­чение этих слов.

Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?

Уточним значение слова «ошибка». Если ты криво отрезаешь ку­сок хлеба, то никто серьезной ошибкой это не сочтет. Но если выре­зается подошва для обуви, то это уже создает заметные неудобства и может считаться ошибкой. Если делаются детали часового меха­низма или компьютера, то отклонение размеров в доли миллиметра будет грубой ошибкой.

Вам, наверное, известно, что существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к действиям людей и результатам этих действий. В технике эти пределы называют до­пусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек.

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профес­сии? Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к раз­личным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятель­ность в принятии решений; во-вторых, недостатки знаний, опыта, ин­формированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Как вы думаете, какие это ошибки? Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профес­сии? Как они живут и что чувствуют?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с Вашей помощью можно сформулировать причины ошибок:

предубеждения;

«за компанию»;

идеализация;

увлечение «антуражем»;

заблуждения:

а) на свой счет;

б) на счет профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, кото­рые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспри­нимаются как «не престижные». Список этих профессий может ме­няться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, считавшаяся в нашей стране примерно полвека престиж­ной, в начале 90-х годов перешла в разряд «не престижных». Сейчас ее репутация восстанавливается.

Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете «престижными» и почему? Как вы вообще понима­ете слово «престиж», «престижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у двух друзей сов­падают интересы, склонности и способности к одной и той же про­фессиональной деятельности. Плохо, если только один из них руко­водствуется этим принципом. В этом случае его, как правило, пости­гает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем - он будет всю оставшуюся жизнь заниматься не­любимым делом.

Ошибки при выборе профессии