Генрих сапгир "четыре конверта". Конспект урока по литературному чтению на тему "генрих сапгир четыре конверта" Г сапгир четыре конверта читать онлайн

Когда я была маленькой (судя по обилию каракулей, книжка «Четыре конверта» попала мне в руки довольно рано), я просто эту книжку любила — и слушать, и листать. Чудно: странички были разные — и большие, и размером с конверт.

Цитаты из книги следуют за мной всю жизнь: про «озябли наши лапки, наши лапки очень зябки» . Про мишку, который на стенке левой лапой нацарапал: «Я проснулся!»

Это была моя любимая книжка. В остальном мой выбор падал исключительно на сказки про прекрасных и премудрых с длинными косами, но «Четыре конверта» были вне конкуренции.

Как взрослый человек, я пытаюсь понять, в чем дело. Откуда такое пристрастие? В чем сила притяжения этой книжки?

Ведь это очень интересно: понять какой-то правильный момент, найденный автором, и может быть даже применить его самому.

И знаете, в чем фокус, на мой взгляд?

Во-первых , в этой книжке мне писали письма. Мне, маленькой девочке (Алене, которая доставала конверты то с карниза, то из-под форточки, то получала их по птичьей почте, я особого значения не придавала — пусть тоже читает, не жалко, тем более что она нарисованная). Письма были мне. От зайчиков, от медведя, волков, дятла и даже налима.

Отсюда во-вторых . Эта книжка расширяет горизонт — как внешний (далекие леса), так и внутренний (многообразная жизнь других, отличных от меня). Звери в письмах делились тем, что для них важно. И мы с родителями разбирались в их проблемах. У волков зимой — пусто в брюхе. Рыба написала, что ждет нас без удочек. Значит, она не любит удочки. Кстати, а что такое удочки? Ну и так далее.

Обожаю «Четыре конверта» . Благодарю маму и папу. Благодарю Генриха Вениаминовича Сапгира . Благодарю прекрасных художников И.Галанина и О.Макаревского. С их помощью мы, малыши, впитывали многообразие ритмики и слов, вникали в игры цвета и фактуры и сопереживали кому-то еще, кто помнил о нас и писал нам письмо за письмом.

Этот сайт я также сделала из писем. Мои друзья попросили писать письма дочке Веронике, которая училась читать. А я подумала — а может письма с картинками ? Так и родился этот сайт. Спасибо всем!

Я подумала: ну не у всех же есть эта книжка (1969 год, тираж 150 000 экз.; может быть был еще тираж, но…).

Я совершенно любительски ее сфотографировала и разместила ниже всю, целиком. Вдруг вам пригодится?
Простите за каракули (пять извиняющихся улыбок).

Обложка

1 разворот


2 разворот


3 разворот


4 разворот


5 разворот


6 разворот


7 разворот


8 разворот


9 разворот


10 разворот


11 разворот


12 разворот


13 разворот


14 разворот


15 разворот


16 разворот


17 разворот


18 разворот


19 разворот


20 разворот


21 разворот


22 разворот


23 разворот


24 разворот


25 разворот


26 разворот


27 разворот


28 разворот

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

2 4 2 2 3 3

Чтение стихотворений.

1. Работа с текстами стихотворений до чтения.

– Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

– Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?

– Что можно предположить о содержании?

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение.

Оба стихотворения дети читают про себя.

2.Выявление первичного восприятия .

3.Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).

Генрих Сапгир

ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили?)

Через поле –

Прошуршал

По скату крыши, (Крыша наклонная.)

Соскользнул

Тихонько

И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш] .) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном чтении нужно передать с помощью интонации это движение .)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», –

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?

– Приходите за лесным урожаем!)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли – то есть… замёрзли; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное – легко мёрзнут.)

Рано утром

Мы собрались

Лететь собрались.

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке – семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели –

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки – весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто – в берлогу,

Кто – в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

Ерши прощаются.

4. Обобщающая беседа .

б) – Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же?

в) – Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.)

г) – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить? (У автора есть продолжение.) Какие творческие задания можете предложить? (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.)

5.Выразительное чтение по ролям.

Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».

Стихотворение вслух читает учитель (комментированное чтение).

Давид Самойлов

ПЕРЕД СНЕГОМ

И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?)

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождём,

По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…)

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…)

И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?)

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.)

Она устала быть самой собой.

Но предстоит ещё утратить чувства,

Но предстоит ещё заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?

– Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.)

Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.)

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)

Распутья

Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.)

Но земля ещё черна.

Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину.

– Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…)

1.Обобщающая беседа.

а) – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете?

б) – Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) – Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё? (Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…)

г)– Почему именно осень навевает такие размышления?

2. Творческое задание.

Нарисовать словами картину «Усталая вода».

3.Выразительное чтение .

3. Работа с текстами после чтения .

1. Беседа .

– Что объединяет прочитанные стихотворения? (Обратите внимание на тему урока.) Чем они отличаются?

2.– Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? (Иллюстрирование, устное словесное рисование.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Вот конверт
Большой и жёлтый.
Как же нас, конверт,
Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле -
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улёгся на карниз.

Тут на стул Алёнка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!

Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
"Осень! Осень!"

"Пожелтело всё вокруг",-
Пишет пёстрый Бурундук.

Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
"Есть орехи и грибы".

Пишут Утки с озера:
"Ночью подморозило.
Ох, озябли
Наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.

Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Всё собранье
Передать вам
"До свиданья".

Пишет Михаил Иваныч:
"Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь-дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу".

Пишет Ёжик:
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатёнка у меня.
На постели -
Лист резной...
Ждите весточки - весной".

Ящерица написала:
"Бегать по лесу устала.
Кто в берлогу,
Кто - в нору.
Я же прячусь
Под кору".

И ещё два Ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Вот и зимушка-зима!
А из леса
Нет письма.
Что ж не пишут нам зимой
Ведь известен
Адрес мой.

Вьётся вьюга,
Крутит, вертит...
В форточку
Влетел конвертик -
Белый,
Яркий,
С красной
Маркой!

Ну-ка, Лена, посмотри,
Что за вести там внутри?
- Это пишут
Снегири!

Вот что пишут Снегири нам:
"Тихо в мире снегирином.
Снег сверкает по равнинам
В свете розовой зари...
Прогуляться в лес на лыжах
Приглашают Снегири".

А Синица - вёрткий хвостик
Приписала:
"Ждите в гости.
Завтра буду у кормушки
Я
И две мои подружки".

Пишет рыжая лиса:
"Стали белыми леса".

А от Зайцев нет письма?

Есть,
И длинное весьма.
Пишут,
Что на той неделе
Шубки белые
Надели.
Что вся жизнь их
На бегу,
Что ночуют
На снегу
И что ночи
Очень
Долги...

Ну, а что нам пишут Волки?

Пишут Волки:
"Пусто в брюхе.
Ходим-бродим,
Всё без толку.
Даже зубы
С голодухи
Положили мы
На полку".

Ну, а больше писем нет?

От Сороки нам привет.
Подпись у неё проста:
Чёрточка
И два креста.

Все слова мы прочитали
И вестей уже не ждали.
Но как раз под Новый год
Телеграмму Дятел шлёт.
Сообщает
Наш приятель:
"Ёлку выбрал точка Дятел".

А сегодня на рассвете
Распахнул оконце
Ветер.
Над просторами земли
Говорили
Журавли.
Не они ли
Уронили,
Подарили
Нам с тобой
Этот свёрток
Голубой?

Хоть поверьте,
Хоть проверьте,
Сто один привет в конверте.

От Скворцов,
От Грачей,
От Гусей,
От Журавлей...

Шлют нам Жаворонки трели:
"Тирли-тирли!
Приле-тели!"

А две Ласточки-касатки
Нам прислали две загадки
"Что мы лепим,
А не вьём?
И о чём
Поём
Вдвоём?"

Пишет нам Бобёр прилежный:
"Под кустом
Расцвёл подснежник".

Уверяет нас Налим,
Что вода
Чиста
Над ним.

Рады, рады
Два ерша,
Что погода
Хороша.

Старый Ёж из норки вылез.
Пишет:
"Почки распустились".

Даже Мишка Косолапый
С боку на бок повернулся
И на щепке
Левой лапой
Нацарапал:
"Я проснулся".

Птичья почта нас с Алёной
Принесла конверт зеленый.
Что же там,
В конверте этом?
Что из леса
Пишут летом?

Вот что пишет нам Куница:
"Родила лисят Лисица.
Три лисёнка
Лают звонко!
Называет их отец:
Рыжик,
Хвостик
И Хитрец".

Пишут Пеночки с полянки,
Что у маленькой Зарянки
Появился сын приёмный,
Очень жадный и огромный.
Птичке-маме очень трудно,
Есть он просит поминутно.
Червяков и мух глотает,
По всему предпочитает
Жирных гусениц зелёных
Ненасытный Кукушонок.

Пишет рыбка Колюшка,
Что с детьми ей горюшко.
Что
Весь день
В воде шалят
Сто
Весёлых
Колюшат!

Пишет вся речная рыба:
"Ждём без удочек.
Спасибо".

Пишет Мишка:
"Мёд нашёл
Я в дупле
У диких пчёл.
Сам бы ел
И вам послал,
Но боюсь пчелиных жал".

"Приезжайте!" -
Пишут Зайцы.

Через всю страницу вкось
"Приезжайте!" -
Пишет Лось.
Извещают нас Синицы,
Что сегодня состоится
Замечательный концерт.

Заглянули мы в конверт,
А в конверте - два билета,
Два билета
Прямо в лето.

Все конверты мы с тобой
Сохраним, Алёна,
Жёлтый, Белый, Голубой
И ещё Зелёный.

2 4 2 2 3 3

Чтение стихотворений.

1. Работа с текстами стихотворений до чтения.

– Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

– Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?

– Что можно предположить о содержании?

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение.

Оба стихотворения дети читают про себя.

2.Выявление первичного восприятия .

3.Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).

Генрих Сапгир

ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили?)

Через поле –

Прошуршал

По скату крыши, (Крыша наклонная.)

Соскользнул

Тихонько

И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш] .) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном чтении нужно передать с помощью интонации это движение .)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», –

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?

– Приходите за лесным урожаем!)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли – то есть… замёрзли; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное – легко мёрзнут.)

Рано утром

Мы собрались

Лететь собрались.

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке – семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели –

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки – весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто – в берлогу,

Кто – в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

Ерши прощаются.

4. Обобщающая беседа .

б) – Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же?

в) – Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.)

г) – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить? (У автора есть продолжение.) Какие творческие задания можете предложить? (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.)

5.Выразительное чтение по ролям.

Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».

Стихотворение вслух читает учитель (комментированное чтение).

Давид Самойлов

ПЕРЕД СНЕГОМ

И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?)

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождём,

По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…)

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…)

И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?)

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.)

Она устала быть самой собой.

Но предстоит ещё утратить чувства,

Но предстоит ещё заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?

– Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.)

Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.)

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)

Распутья

Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.)

Но земля ещё черна.

Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину.

– Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…)

1.Обобщающая беседа.

а) – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете?

б) – Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) – Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё? (Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…)

г)– Почему именно осень навевает такие размышления?

2. Творческое задание.

Нарисовать словами картину «Усталая вода».

3.Выразительное чтение .

3. Работа с текстами после чтения .

1. Беседа .

– Что объединяет прочитанные стихотворения? (Обратите внимание на тему урока.) Чем они отличаются?

2.– Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? (Иллюстрирование, устное словесное рисование.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?