Саморегулирование отдельных видов деятельности. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность и виды. Законодательство о лицензировании.

2. Лицензионное производство: понятие и стадии. Виды лицензий. Ответственность за нарушения правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Саморегулирование предпринимательской деятельности, понятие, значение, источники правового регулирования. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций.

4. Саморегулируемая организация: основные функции, права и обязанности. Органы управления саморегулируемой организации. Членство в саморегулируемой организации, как условие осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

1. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность и виды. Законодательство о лицензировании

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления.

Лицензирование было и остается актуальным, потому что на данном этапе развития, очевидно для каждого, что многие сферы предпринимательской деятельности нуждаются в строжайшем участии государства в виде контроля, регулирования и регламентирования, так как многие предприниматели из-за безнравственности или необразованности могут нанести вред окружающей среде, обществу, экономике, здоровью и жизням людей и тому подобное.

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 2011 года, а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с данным законом: лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

В соответствие с ч. 1 ст. 12 данного закона предпринимательская деятельность относится к числу лицензируемых видов деятельности.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, ‑­

то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается без срока

Также в законодательстве существуют принцы лицензирования, которые объединяют нормы лицензирования. Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Как уже известно, не все виды деятельности подвергаются лицензированию, существуют критерии определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Это логично, ведь целью лицензируемой деятельности является предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Мировой опыт подтверждает, что эффективной формой планирования развития системы гражданско-правовых отношений, установления норм, правил и стандартов в различных сферах деятельности является создание саморегулируемых организаций. В России они формируются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее -Закон о СРО) и другими федеральными законами.

Саморегулирование - это самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) или профессиональной деятельности (физическими лицами). Сущностью саморегулирования является разработка и установление стандартов и правил соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением их требований (схемы 15.1-15.13).

Схема 15.1.

Схема 15.2.

Схема 15.3.

Схема 15.4.

Схема 15.5.

Схема 15.6.

Схема 15.7.

Схема 15.8.

Схема 15.9.

Схема 15.10.

Схема 15.11.

Схема 15.12.

Схема 15.13.

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов;
  • паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
  • жилищные накопительные кооперативы;
  • кредитные организации;
  • бюро кредитных историй.

Порядок создания и организация деятельности таких СРО определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Управление саморегулируемой организацией осуществляют три органа:

  • исполнительной орган;
  • общее собрание членов (см. схему 15.8);
  • постоянно действующий коллегиальный орган (см. схему 15.9). Его функции может выполнять общее собрание членов СРО.

Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

Вместо лицензирования различных видов деятельности СРО создаются в строительстве, архитектурно-строительном проектировании, в сфере рекламы, арбитражного управления, кадастровой деятельности, аудита и др.

Организация приобретает статус СРО в момент внесения сведений о ней в государственный реестр.

Саморегулирование по своей сущности является практически процессом приватизации или аутсорсинга комплекса управленческих и контролируемых функций государства. В ряде отраслей принципы создания системы саморегулирования имеют существенные особенности. Так, в оценочной деятельности в качестве стандартов утверждаются правила деловой и профессиональной этики. В процессе государственной регистрации СРО Росреестр проверяет:

  • количественный состав СРО;
  • соответствие органов управления требованиям законодательства;
  • наличие стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности;
  • наличие органов контроля за соблюдением членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • вопросы обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями товаров, услуг; и др.

В России в 15 сферах деятельности создано 973 саморегулируемых организации, 513 из них действуют в отраслях, в которых вступление в СРО является обязательным, 596 из них - в строительном комплексе. Количество СРО, созданных добровольно, в 2011 г. увеличилось на 30% - с 634 до 923 организаций. В сфере управления недвижимостью в ЖКХ действуют 69 СРО. Организовано восемь объединений СРО.

Ключевые слова

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / BUSINESS ENTITIES / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА / SUBJECTS OF BUSINESS LAW / КОРПОРАЦИИ / CORPORATIONS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / LEGAL NATURE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / DELEGATION / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / LEGAL INSTITUTION / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО / COMPULSORY AND VOLUNTARY MEMBERSHIP / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / LOCAL ACTS / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / EXCEPTIONAL LEGAL CAPACITY / ENTREPRENEURIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Ершова Инна Владимировна

В статье освещена система нормативного правового регулирования саморегулирования предпринимательской и . Выявлено существование в рамках режима саморегулирования дифференциации на общий и специальный режимы. Дана характеристика правового института саморегулирования как комплексного института предпринимательского права . Рассмотрены понятие, сущность, цели саморегулирования . Сделан вывод о том, что в России не сложилось единой модели саморегулирования . Высказано мнение, что сущность саморегулирования заключается в передаче государством отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям и подтверждена конституционность такой передачи. Проанализированы понятие, правовая природа , функции саморегулируемых организаций , обоснован их особый публично-правовой статус. Отмечено сочетание частных и публичных правовых начал деятельности саморегулируемых организаций . Сделан вывод о том, что саморегулируемая организация является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и имеющей исключительную правоспособность . Установлено, что режим в условиях обязательного членства хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях является специальным (особым) режимом предпринимательства, а также ограничением свободы предпринимательской деятельности . Отмечено, что саморегулируемые организации следует относить к субъектам предпринимательского права , указано на необходимость дополнения законодательства правилами ведения такими организациями приносящей доход деятельности .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Ершова Инна Владимировна

  • Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация

    2015 / Ершова И.В., Аганина Р.Н.
  • История возникновения и развития саморегулирования в России

    2017 / Алгазина Анна Фёдоровна
  • О некоторых проблемах классификации саморегулируемых организаций

    2016 / Алгазина Анна Федоровна
  • Развитие саморегулирования бизнеса как условие обновления экономики

    2017 / Булгакова Лариса Ивановна
  • Саморегулирование как вид управленческой деятельности

    2017 / Алгазина Анна Федоровна
  • Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями

    2016 / Ершова И.В.
  • Self-regulation of business and professional activities (SrO)

    2016 / Ершова И.В.
  • Саморегулирование в аудите: отражение в законодательстве, науке и практике

    2018 / Турбанов А.В.
  • Осуществление экологического контроля саморегулируемыми организациями как общественная мера обеспечения экологической безопасности

    2017 / Писаревская Юлия Геннадиевна
  • self-regulatory organizations , and the constitutionality of such a transfer was confirmed. The concept, legal nature , functions of self-regulatory organizations are analyzed, their special public legal status is justified. A combination of private and public legal principles of activity of self-regulatory organizations is marked. It is concluded that a self-regulatory organization is a non-profit corporate body, being created in the legal form of an association (union) and having an exceptional legal capacity . It is established that the mode of business activity in terms of the mandatory membership of business entities in the self-regulatory organizations is a special (peculiar) mode of business, as well as the restriction of freedom of entrepreneurship. It is noted that the self-regulatory organizations should be attributed to the subjects of business law ; it is indicated that there is a need to supplement the legislation with the rules of conduct of income-generating activities by such organizations.

    Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо вступить в саморегулируемые организации. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности.

    Общие положения

    В России предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как саморегулирование. Основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» . Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности. Эта деятельность заключается в разработке и установлении стандартов и правил, а также контроль за их соблюдением.

    Субъекты предпринимательской деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:

    СРО создается в форме некоммерческой организации;

    объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

    наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

    обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.

    По общему правилу СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями:

    создание системы личного и (или) коллективного страхования;

    формирование компенсационного фонда.

    Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

    В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.

    Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.

    Законом определены органы управления СРО:

    общее собрание членов СРО;

    постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;

    исполнительный орган СРО.

    В законе подробно расписана компетенция каждого органа.

    Внесение информации о СРО в государственный реестр

    Зарегистрированная некоммерческая организация приобретает статус СРО с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.

    Для включения в реестр будущая СРО должна подать в уполномоченный орган ряд документов:


    копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

    копия устава некоммерческой организации;

    копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией;

    копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей, заверенные некоммерческой организацией;

    перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования;

    документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренныхФедеральным законом "О саморегулируемых организациях" способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями;

    копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;

    копии стандартов и правил СРО, предусмотренных Федеральным законом;

    документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр (плата составляет 1000 рублей).

    Более подробную информацию по вопросу внесения сведений о СРО в реестр можно получить их постановления Правительства РФ от 29.09.2008 № 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" .

    Членство в СРО

    Членство субъектов предпринимательской в СРО является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО. Порядок приема в члены (исключения из членства), права и обязанности членов устанавливаются самой СРО.

    На данный момент предусмотрено обязательное членство в СРО по следующим видам деятельности:

    строительство, проектирование, инженерные изыскания;

    аудиторская деятельность;

    оценочная деятельность;

    деятельность арбитражных управляющих.

    Членство в СРО дает предпринимателям определенные преимущества. В основном они изложены в статье 6 закона. Так, СРО имеет право осуществлять следующие действия в интересах членов:

    от своего имени любые нормативные акты, решения и (или) действия (бездействие) органов власти, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

    участвовать в обсуждении проектов нормативных актов по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных актов;

    вносить на рассмотрение органов власти предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики в отношении предмета саморегулирования;

    запрашивать в органах власти необходимую информацию.

    Дополнительную информацию о саморегулируемых организациях можно получить на сайте Росреестра

    В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.

    Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых, это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаяся к компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота, кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, в которой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина получается следующая .

    Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определить как функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуации нестабильности организованного рынка. То есть, когда рынок выходит за рамки заданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги. Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникают специальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования, которая применяется во многих странах.

    Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках по частям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единого понимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое .

    Существует разная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подход к регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки у нас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами - ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельно разрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитие ипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология в ипотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшем случае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-то говорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительство жилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье, но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой, "занимаясь" ипотекой, исказил это понятие.

    Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого рода ассоциации по профессиональному признаку - оценщиков, аудиторов и т. д., существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том же праве, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискну предположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и то же право.

    Во-первых, некоммерческие организации - это добровольные объединения, а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, например для нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для, своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когда члены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали, так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект о СРО для тех организаций, которые получат статус саморегулируемых.

    Саморегулируемых организации должны участвовать в формировании нормативной базы, т. е. быть действительно квалифицированными оппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня власть регулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, по которой у нас не идет административная реформа состоит в том, что исполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуя изнутри системы, что практически невозможно.

    В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемыми организациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе и те, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуют в заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен в парламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату .

    У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высоко профессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи с этим, принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапе административной реформы. Если первый этап - уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап - это наделение специальными правами институтов профессионального общественного регулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, но все-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательской деятельности. То есть создание саморегулируемых организаций - это фактически создание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать и детализировать регулирование.