Как сделать проект все профессии важны. Проект на тему: «Все профессии нужны все профессии важны». Выполнила Воспитатель старшей группы Волкова И.А. Ведь жизнь у нас одна
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Кемлянский детский сад комбинированного вида»
Название проекта
«Все профессии нужны, все профессии важны»
(знакомимся с профессиями)
ФИО, должность
Зотова Наталья Александровна, воспитатель
Цель проекта:
Формирование первичных навыков социализации у детей через знакомство с трудом взрослых. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи:
развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;
развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
развивать коммуникативные навыки, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
воспитывать патриотические чувства, любовь к своей «Большой» и «Малой» Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, мордовской национальной кухне, национальной одежде, мордовским языкам;
вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Сроки реализации:
Долгосрочный (сентябрь - май).
Условия и особенности реализации проекта (описать, что конкретно делаете):
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
1.Проведение анкетирования детей с целью выяснения знаний о профессиях.
2.Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.
3.Подбор дидактических игр.
4.Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5.Подбор информационного материала для родительского уголка.
6.Разработка конспектов НОД, развлечений.
2 этап – практический (основной):
Детям помогает знакомиться с профессиями мордовский персонаж Куйгорож.
Тема недели: «Мой дом – моя семья»
Профессия Строитель
Просмотр презентаций «Профессии».
Беседы на темы: «Что такое профессии», «Профессия строитель».
Д. и.: « Угадай, кто это? », « Что сначала, что потом », « Назови профессию », « Кому что надо », « Кто, что делает? ».
Чтение художественной литературы: «Строители» Б. Заходер, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,
С. – р. и.: «Строители».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 5-7)
Консультация для родителей: по теме «Профессии».
Тема недели: «День дошкольного работника»
Профессия Повар
Экскурсия на «кухню детского сада».
Беседа: «Профессия Повар», рассматривание иллюстраций
Д. и.: « Сварим борщ и компот », « Угадай на вкус ».
Чтение художественной литературы: С. Беляева «Спасибо поварам», О. Емельянов «Повар»
Лепка: «Чайный сервиз для игрушек».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 10-12)
Консультация для родителей: «Правильное питание для детей» .
Тема недели: «Осень (в мире людей)»
Профессия Фермер
Беседа «Профессия Фермер», «Обитатели скотского (хозяйственного) двора». рассматривание иллюстраций.
Д. и.: « Что делают этим предметом », « Кто больше расскажет о профессии », «Чем одарит нас …? (корова, свинья, коза, куры и т. д)», «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Расскажи сам», «Составь картинку».
С. – р. и.: «В остях у Атяй и Бабай», «Ферма».
Конструирование: «Постройки для животных».
5. Разучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о труде.
6. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту».
7. Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 15-17)
Тема недели: «Неделя доброты»
Профессия Ветеринар
Беседа по безопасности: «Правила поведения с домашними животными».
Показ презентации по теме: Специальность «Ветеринарный врач».
Д. и.: «У кого кто?», «Знаешь ли ты?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?»
С. – р. и. «Ветеринарная лечебница»? «Зоопарк».
Чтение художественной литературы: «Айболит» К. И. Чуковский.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 20-22).
Консультация для родителей: «Научите детей обращаться с животными».
Тема недели: «Транспорт»
Профессия Водитель
Беседа на тему «Профессии моих родителей», «Профессия Водитель», «Зачем нужны дорожные знаки».
Д. и.: «Исправь ошибку», «Водители и пешеходы», «Не ошибись», «Кто на какой машине работает», «Угадай вид транспорта».
Рисование: «Папа на работе».
Конструирование из строительного материала: «Транспорт » .
Ситуативный разговор: «Что произойдет на дороге, если исчезнут знаки».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 25-27).
Консультация для родителей: «Улица полна неожиданностей».
Тема недели: «Мамин праздник»
Профессия Парикмахер
Беседа на тему «Профессия Парикмахер».
Просмотр презентации: «Профессия - парикмахер».
Д. и. «Предметы помощники парикмахера, «Что лишнее», «Найди предмет по описанию».
С.-р. и.: «Парикмахерская»
Отгадывание загадок, об орудиях труда парикмахера.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 30-31).
Фотовыставка: «Красивая причёска моей мамы».
Тема недели: «В мире профессий»
Профессия Программист
Беседа на тему: «Профессия Программист».
Просмотр презентации: «Профессия - Программист».
Д. и.: «Продолжи ряд», «Найди цифру», «Подбери заплатку», Четвертый лишний», «Что нужно программисту для работы».
Работа с раскрасками: «Профессии людей».
Чтение художественной литературы: «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 34-36).
Консультация для родителей: «Вред и польза компьютера».
Тема недели: «Азбука безопасности»
Профессия Пожарный
Беседы на темы: «Профессия Пожарный», «Огонь наш друг или враг», «Кто и что помогает пожарным».
Просмотр презентации: «История пожарной службы».
Ситуативный разговор «Безопасное поведение дома».
Д. и.: «Вызови пожарных», «Помоги пожарнику собраться», «Когда бывает пожар», «Найди о чем расскажу», «Это я, это я, это все мои друзья»
Чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое » С. Я. Маршак.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 40-42).
Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
3 этап – Обобщающе - результативный (подведение итогов):
Итоговое занятие по теме проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» (знакомимся с профессиями). Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 43-48).
Ожидаемый результат:
Для детей:
сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении в жизни людей, общества, окружающего мира, особенностях;
расширение представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа формировать; интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
пополнение лексики воспитанников;
расширение знаний о своей семье.
развитие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, целеустремленность ;
формировать у детей умение организовывать и играть в сюжетно – ролевые игры с различными сценариями.
Для родителей:
успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
(Средняя группа)
Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев) .
Тип проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой.
Участники проектной деятельности: воспитатели, дети и родители средней группы, приглашённые гости разных профессий.
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта:
- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
- Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи проекта:
- Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.
- Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
- Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Ожидаемый результат:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
- помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Деятельность педагогов:
- Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
- Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
- Изготовление ледбука по некоторым из представленных профессий
(композитор, повар, продавец, стоматолог, медсестра, водитель, постовой, пожарный, художник, парикмахер, строитель, плотник, почтальон, моряк, помощник воспитателя, военный) .
Деятельность детей:
Участие в беседах, познавательных досугах, НОД, конкурсах, сюжетно-ролевых играх, в чтении художественной литературы, заучивании стихов, конструировании, различных видах трудовой деятельности.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в проведении познавательных досугов.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
Информация из книг, нормативных документов, журналов и Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Наборы конструктора, целевые прогулки, мероприятия совместно с работниками нескольких профессий, дидактические игры, картотека музыкальных произведений по тематике проекта, мультимедийное оборудование, подборка дидактического материала на тему «Профессии» , картотека с мультфильмами о труде.
Результаты работы:
- У детей сформировалось понимание значения слова «профессия» .
- Создана новая система трудового воспитания в ДОУ.
- У детей появилась возможность найти друзей по интересам.
- Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
- В результате реализации проекта у педагогов сформированы: положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
- Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
- Созданы конспекты тематических занятий.
- Подготовлены фотографии для сайта ДОУ.
- .Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний) .
- Определение цели и задач проекта;
- Разработка плана реализации проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
- Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
- Прогнозирование результата.
II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами) .
Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
- Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
- Консультации по теме проекта: «Из чего складывается трудолюбие?» , «Трудовое воспитание в семье» , «Ознакомление детей с трудом взрослых» , «Влияние труда взрослых на развитие детей» .
- Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
- Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
- Встречи с интересными людьми разных профессий (повар, стоматолог, пожарный) .
- Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
- Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями. Для реализации задач нужно использовать технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование) .
Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие) .
Занятия сопровождаются беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря.
Дидактические игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.
Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно- бытовой. Дети видят результат своего труда, его значимость для других.
В самостоятельной деятельности, дети организовывают сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие» , «Больница» , «Семья» , «Магазин» , «Пожарные» , «Почта» , «Транспорт» , «Парикмахерская» , «Постовой» и др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе НОД. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
III этап – заключительный (результат) .
На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы (досуг-развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны» ) .
Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению.
Список использованной литературы:
- Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
- «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе» (Г. Я. Затулина)
- «Развитие игровой деятельности в средней группе» (Н. Ф. Губанова)
- «Перспективное планирование во 2-ой младшей и средней группе» (Н. С. Голицина)
- «Конспекты занятий для детей 4-5 лет» (О. Е. Громова)
- Открытые мероприятия для детей средней группы д/с. (ФГОС)
- «Лепка» , «Рисование» , «Аппликация» (Д. Н. Колдина)
- «Ознакомление с предметами и социальным окружением» (О. В. Дыбина)
- «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» (Т. В. Потапова) - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- «Профессии, какие они?» (Т. А. Шорыгина) , Издательство ГНОМ и Д, 2011.
Работа содержит материалы по содержанию проекта (актуальность, цель, задачи, ожидаемые результаты, продукты), по его краткому описанию (подготовительный, основной, завершающий этап работы), по планированию работы по образовательным областям в рамках данной темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного и школьного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель (учитель) уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«В дошкольные годы происходит замыкание
связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых
играет важную роль в установлении их контактов со взрослой жизнью.»
Д. Б. Эльконин
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
Продолжительность проекта: 2 недели
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети не ценят труд, результаты труда, не понимают значимость трудовой деятельности .
Цель проекта: воспитывать у детей добросовестное и уважительное отношение к труду, к людям разных профессий.
Задачи проекта
Для детей:
- Воспитывать желание трудиться, приносить пользу;
- Способствовать ранней профориентации детей;
- Развивать интерес детей к миру взрослых, к труду;
- Расширять детские представления и знания о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость;
- Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изодеятельности и других видах деятельности;
- Воспитывать гордость за родителей, за их трудовую деятельность.
Для педагогов:
- обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
- создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- создание интереса к теме у родителей и педагогов через использование электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе (компьютерные презентации в Power Point);
- установление доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта;
Для родителей:
- привлечение к проблеме трудового воспитания детей, используя консультирование, стенды, презентации;
- стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
- установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: итоговое занятие по теме, выставка альбомов «Кем я хочу стать».
Название игрового мероприятия проекта : «Кем быть?»
Продукты проекта
Для детей:
- альбомы и рассказы «Кем я хочу стать»
Для педагогов :
- презентация проекта «Кем быть?»
Для родителей :
- стенды, выставка альбомов.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- уважительное и добросовестное отношение к труду, к людям разных профессий; осознание собственных интересов.
Для педагогов :
- систематизация и обобщение материала по данной теме;
Для родителей :
- осознанный интерес родителей к проблеме нравственного и трудового воспитания детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Все професии важны, все профессии нужны»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Планирование всего проекта; Подбор теоретического и методического материала по данной теме; Разработка стендов для родителей; Подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов; Составление сценария досуга. | Дети знакомятся с различными видами профессий при изучении других тем «Сад. Огород» (садовник, фермер), «Домашние животные и птицы» (доярка, конюх, птичница, свинарка), «Дом» (строительные профессии), «Одежда. Обувь» (ткачиха, портниха, сапожник) и т.д. | Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей, стенд по теме «Роль семьи в трудовом воспитании детей» |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Проведение НООД с детьми (с учетом календарного планирования), проведение бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных игр. Экскурсия на кухню, прачечную, в бухгалтерию, в мастерскую плотника. | Выполнение работ детей на заданную тему в рамках различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование и др.) Беседы на заданную тему, наблюдение за трудом взрослых. Активное участие в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др. | Рассказы родителей детям о своих профессиях, беседы на тему «Кем быть?» Совместное с детьми изготовление альбомов и сочинение рассказов «Кем я хочу стать» по заданному алгоритму. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Проведение итогового занятия по теме «Кем быть?» Подведение итогов реализации проекта в виде выставки альбомов «Кем я хочу стать?» Обобщение материалов в виде презентации проекта | Участие в итоговом занятии, в выставке альбомов Подготовка выступлений, пересказ придуманных рассказов | Оформление работ, альбомов Участие в выставке альбомов «Кем быть?» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
Направления развития | |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие интереса детей к жизни и труду взрослых через тематические беседы, экскурсии; Развитие сознательности и активности детей через осознание общественной значимости, ценности трудовой деятельности - показ результатов труда (повар готовит обед, прачка стирает и гладит белье и т.д.) Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры, совместное изготовление альбомов. Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница», «Аптека», «Магазин» и др. |
Познавательное развитие | Формирование и обобщение представлений детей о труде взрослых, о различных видах трудовой и профессиональной деятельности на занятии по ознакомлению с окружающим; Отгадывание загадок о профессиях. Называние, подбор, счет инструментов труда на занятиях по «ФЭМП» Настольно-печатные, дидактические игры «Кем быть?», «Спецодежда», лото «Профессии», «Кто где работает?», «Исправь ошибку» |
Речевое развитие | Беседы по теме; речевые игры «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Чем работает?» на занятии по развитию лексико-грамматических категорий Составление рассказов «Кем я хочу стать» по опорной схеме на итоговом занятии. |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Мы – кондитеры» Рисование «Мы – летчики» Аппликация «Мы – строители» Чтение художественной литературы «Кем быть?» В.Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари Разбор и разучивание пословиц и поговорок о труде. |
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика «Профессии» Речь с движением «Профессии» Имитация трудовых действий разных профессий |
Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями. Задачи проекта: Закрепить знания детей о профессиях Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий. Определить значимость профессий. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
Актуальность темы: В старшем дошкольном возрасте у ребенка важно расширять представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребёнка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе.
1 этапа 1. Постановка цели и задач проекта; 2. Отобрать иллюстрации, о профессиях. 3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях 4. Подобрать игры, стихи, нод,беседы. 5. Подготовить экскурсии на предприятия. 2 этап: Создать развивающую среду. Внести в группу картины. Пополнить уголок книги следующими произведениями: Маяковский «Кем быть?» Д. Радари «Чем пахнут ремесло?», «Кому что нужно?». Внести дидактические игры и настольные игры: Кому что нужно для работы. Ассоциации профессий Лото-пазлы. Подготовить атрибуты для сюжетно ролевых игр Нод. Экскурсия Ассоциация «Кому, что нужно для работы?». 3 этап Проведения нод « мы сегодня повара» Презентация проекта «Все профессии нужны все профессии важны». Выводы и результативность работы над проектом. -у дошкольников появился интерес к данной теме -сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых -более подробно познакомились с трудом повара детского сада - Разучили загадки и стихи о профессиях.
Татьяна Горбунова
Проект «Все профессии нужны , все профессии важны »
в подготовительной группе №5 «Ромашка»
Тема проекта : «Все профессии нужны , все профессии важны ».
Сроки реализации : краткосрочный.
Тип проекта : исследовательско – творческий.
Участники проектной деятельности : воспитанники и родители подготовительной группы №5 «Ромашка» МДОУ «Детский сад №17» г. Саратов.
Актуальность проекта : Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых , но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, сотрудники детского сада, как называются их профессии , чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям об их работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности » в развитии личности ребенка. Исходя из этого, я решила предложить детям идею данного проекта .
Цель проекта :
Расширять и обобщать представление детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи проекта :
Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
Формировать реалистические представления о труде людей;
Помочь понять детям, о важности , необходимости каждой профессии ;
Формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Ожидаемый результат :
Предполагаю, что ознакомление с профессиями родителей и сотрудников детского сада позволит :
Расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий
Активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта .
Совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей.
Продолжить формировать у детей способность активного слушателя - возникновению желанию больше помогать родителям дома в выполнении посильных трудовых обязанностей дома и в детском саду.
Укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Поможет в будущем обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.
Проект состоит из трех этапов.
1 этап - подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
1. Подготовительный этап :
Формулировка цели и задач;
Разработка плана мероприятий;
Подбор методической литературы по теме проекта ;
Опрос детей на тему «Когда я вырасту, то стану работать…»
2. Основной этап :
Познавательное развитие :
Формирование целостной картины мира :
1. НОД : «Труд человека»
Цель : Познакомить детей с разнообразием профессий ; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.
2. НОД : «Путешествие в прошлое профессий »
Цель : Познакомить детей с профессиями прошлого , поддерживать интерес к истории.
3. Экскурсия в прачечную детского сада «Профессия – оператор машинной стирки» .
Цель : Познакомить детей с профессией прачки в детском саду.
4. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач » .
Цель : Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.
5. Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар »
Цель : Познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.
6. Мастер – класс «Готовим винегрет»
Цель : Расширять и конкретизировать представление о профессии повар ; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.
7. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии »
8. Просмотр мультфильмов «Кем быть» , «Смешарики (профессии ) .
Конструктивная деятельность :
1. «Юные архитекторы» Цель : Поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.
2. «Юные изобретатели»
Цель : научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.
Труд :
Хозяйственно - бытовой труд в группе;
Труд в уголке природы;
Труд в природе.
Речевое развитие
1. Составление рассказов по теме «Профессии » Цель : Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение
Цель : Учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.
2. Отгадывание загадок.
3. Беседы - рассуждения : «Какие бывают профессии ?» , «Что будет, если люди не будут работать?» , «Все профессии важны , все профессии нужны !»; 4. Разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок на темы : «Профессии людей "
5. Чтение художественной литературы :
«Город добрых дел» Р. Скарри
«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях )
«А что у вас?» С. Михалков
«Кем быть?» В. Маяковский
«Строители» Б. Заходер
«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
«Доктор Айболит» К. Чуковский
«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
М. Познанская «Пойдем на работу» ,
С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,
С. Михалков «А что у вас?» , В Лифшиц «И мы трудиться будем» .
Б. Житков «Железная дорога» ,
М. Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна» .
С. Баруздин «Кто построил новый дом» .
Художественно-эстетическое развитие :
1. Слушание музыкальных произведений :
Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
Песня о мастерах (Ю. Ким, А. Рыбников)
2. Рисование :
«Кем я стану, когда вырасту?»
Цель : продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ; формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.
«Раскраски - Профессии »
Цель : Выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.
3. Аппликация :
«Доктор Айболит»
Цель : Закрепить знание о профессии врача . Закрепить умение работать ножницами, аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.
Коллективная работа по аппликации : «Солдат»
Цель : - Продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; -Развивать творческое воображение, фантазию; -Закрепить умение пользоваться способом обрывной аппликации.
Игровая деятельность :
Сюжетно – ролевые игры :
«Магазин» Цель : Вызвать у детей интерес к профессии продавца , формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Больница» Цель : Вызвать у детей интерес к профессии врача ; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
«Школа» Цель : Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) ; самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Парикмахерская» Цель : Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Дидактические игры : «Подскажи словечко» , «Угадай, кто это?» , «Магазин игрушек» , «Кто больше расскажет о профессии » , «Угадайте, что я делаю» , «Что сначала, что потом» , «Где можно это купить» , «Назови профессию » , «Что кому» , «Угадай профессию » , «Кому без них не обойтись» , «Профессии людей » , «Кто, что делает?» , «Кому что надо» , «Названия профессий от А до Я » , «Что случилось, если бы не работал …» , «Что делают этим предметом» , «Что расскажет предмет» .
Игры малой подвижности : «Где мы были не скажем, что делали покажем» , «Если весело живется делай так» , «Я садовником родился» . «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи » ).
Настольные игры - «Профессии » , «Кем быть?» , «Ассоциации» , «Кому что нужно для работы ?» , «Знаем все профессии » , Пазлы «Профессии » , «Парочки» (по темам, «Ассоциации» , лото, домино, разрезные картинки.
Работа с родителями :
Знакомство родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления) ; -Консультации для родителей «Обязанности детей дома» - Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта .
3 этап : Заключительный.
1. Выставка работ по теме : «Все работы хороши, выбирай на вкус…» ;
2. Игровое развлечение «Город «Мастеров» ;
3. Презентация проекта .
Достигнутый результат :
1. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий , о значимости, ценности каждого труда.
2. Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее .
3. Большинство детей (19 человек из 28) научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей , уверенно презентовать их перед своими товарищами.
4. Ежедневные обсуждения и составление рассказов по теме обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.
5. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду.
6. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Вывод : Уверена, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем мои выпускники выберут себе любимую профессию , доставляющее радость и приносящее пользу людям.