Как сделать проект все профессии важны. Проект на тему: «Все профессии нужны все профессии важны». Выполнила Воспитатель старшей группы Волкова И.А. Ведь жизнь у нас одна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Название проекта

«Все профессии нужны, все профессии важны»

(знакомимся с профессиями)

ФИО, должность

Зотова Наталья Александровна, воспитатель

    Цель проекта:

Формирование первичных навыков социализации у детей через знакомство с трудом взрослых. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

    Задачи:

    развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

    формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;

    развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

    формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

    воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

    формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

    развивать коммуникативные навыки, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

    развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;

    воспитывать патриотические чувства, любовь к своей «Большой» и «Малой» Родине;

    расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;

    формировать интерес к культуре, предметам быта, мордовской национальной кухне, национальной одежде, мордовским языкам;

    вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

    Сроки реализации:

Долгосрочный (сентябрь - май).

    Условия и особенности реализации проекта (описать, что конкретно делаете):

    Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

    Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

    Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

    Этапы проекта:

    1 этап – подготовительный

    1.Проведение анкетирования детей с целью выяснения знаний о профессиях.

    2.Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.

    3.Подбор дидактических игр.

    4.Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

    5.Подбор информационного материала для родительского уголка.

    6.Разработка конспектов НОД, развлечений.

    2 этап – практический (основной):

Детям помогает знакомиться с профессиями мордовский персонаж Куйгорож.

Тема недели: «Мой дом – моя семья»

Профессия Строитель

    Просмотр презентаций «Профессии».

    Беседы на темы: «Что такое профессии», «Профессия строитель».

    Д. и.: « Угадай, кто это? », « Что сначала, что потом », « Назови профессию », « Кому что надо », « Кто, что делает? ».

    Чтение художественной литературы: «Строители» Б. Заходер, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,

    С. – р. и.: «Строители».

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 5-7)

    Консультация для родителей: по теме «Профессии».

Тема недели: «День дошкольного работника»

Профессия Повар

    Экскурсия на «кухню детского сада».

    Беседа: «Профессия Повар», рассматривание иллюстраций

    Д. и.: « Сварим борщ и компот », « Угадай на вкус ».

    Чтение художественной литературы: С. Беляева «Спасибо поварам», О. Емельянов «Повар»

    Лепка: «Чайный сервиз для игрушек».

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 10-12)

    Консультация для родителей: «Правильное питание для детей» .

Тема недели: «Осень (в мире людей)»

Профессия Фермер

    Беседа «Профессия Фермер», «Обитатели скотского (хозяйственного) двора». рассматривание иллюстраций.

    Д. и.: « Что делают этим предметом », « Кто больше расскажет о профессии », «Чем одарит нас …? (корова, свинья, коза, куры и т. д)», «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Расскажи сам», «Составь картинку».

    С. – р. и.: «В остях у Атяй и Бабай», «Ферма».

    Конструирование: «Постройки для животных».

5. Разучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о труде.

6. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту».

7. Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 15-17)

Тема недели: «Неделя доброты»

Профессия Ветеринар

    Беседа по безопасности: «Правила поведения с домашними животными».

    Показ презентации по теме: Специальность «Ветеринарный врач».

    Д. и.: «У кого кто?», «Знаешь ли ты?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?»

    С. – р. и. «Ветеринарная лечебница»? «Зоопарк».

    Чтение художественной литературы: «Айболит» К. И. Чуковский.

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 20-22).

    Консультация для родителей: «Научите детей обращаться с животными».

Тема недели: «Транспорт»

Профессия Водитель

    Беседа на тему «Профессии моих родителей», «Профессия Водитель», «Зачем нужны дорожные знаки».

    Д. и.: «Исправь ошибку», «Водители и пешеходы», «Не ошибись», «Кто на какой машине работает», «Угадай вид транспорта».

    Рисование: «Папа на работе».

    Конструирование из строительного материала: «Транспорт » .

    Ситуативный разговор: «Что произойдет на дороге, если исчезнут знаки».

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 25-27).

    Консультация для родителей: «Улица полна неожиданностей».

Тема недели: «Мамин праздник»

Профессия Парикмахер

    Беседа на тему «Профессия Парикмахер».

    Просмотр презентации: «Профессия - парикмахер».

    Д. и. «Предметы помощники парикмахера, «Что лишнее», «Найди предмет по описанию».

    С.-р. и.: «Парикмахерская»

    Отгадывание загадок, об орудиях труда парикмахера.

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 30-31).

    Фотовыставка: «Красивая причёска моей мамы».

Тема недели: «В мире профессий»

Профессия Программист

    Беседа на тему: «Профессия Программист».

    Просмотр презентации: «Профессия - Программист».

    Д. и.: «Продолжи ряд», «Найди цифру», «Подбери заплатку», Четвертый лишний», «Что нужно программисту для работы».

    Работа с раскрасками: «Профессии людей».

    Чтение художественной литературы: «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 34-36).

    Консультация для родителей: «Вред и польза компьютера».

Тема недели: «Азбука безопасности»

Профессия Пожарный

    Беседы на темы: «Профессия Пожарный», «Огонь наш друг или враг», «Кто и что помогает пожарным».

    Просмотр презентации: «История пожарной службы».

    Ситуативный разговор «Безопасное поведение дома».

    Д. и.: «Вызови пожарных», «Помоги пожарнику собраться», «Когда бывает пожар», «Найди о чем расскажу», «Это я, это я, это все мои друзья»

    Чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое » С. Я. Маршак.

    Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 40-42).

    Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».

3 этап – Обобщающе - результативный (подведение итогов):

Итоговое занятие по теме проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» (знакомимся с профессиями). Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 43-48).

    Ожидаемый результат:

    Для детей:

    сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении в жизни людей, общества, окружающего мира, особенностях;

    расширение представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа формировать; интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;

    пополнение лексики воспитанников;

    расширение знаний о своей семье.

    развитие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, целеустремленность ;

    формировать у детей умение организовывать и играть в сюжетно – ролевые игры с различными сценариями.

    Для родителей:

    успешное взаимодействие со своими детьми;

    повышение психолого-педагогических компетенций.

    Для педагога:

    создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

    совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

    повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

(Средняя группа)

Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев) .

Тип проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой.

Участники проектной деятельности: воспитатели, дети и родители средней группы, приглашённые гости разных профессий.

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта:

  • расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
  • Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

  • Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.
  • Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  • Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
  • развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

  • вызвать интерес к окружающему миру;
  • расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
  • помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
  • поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Деятельность педагогов:

  • Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
  • Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
  • Изготовление ледбука по некоторым из представленных профессий

(композитор, повар, продавец, стоматолог, медсестра, водитель, постовой, пожарный, художник, парикмахер, строитель, плотник, почтальон, моряк, помощник воспитателя, военный) .

Деятельность детей:

Участие в беседах, познавательных досугах, НОД, конкурсах, сюжетно-ролевых играх, в чтении художественной литературы, заучивании стихов, конструировании, различных видах трудовой деятельности.

Деятельность родителей:

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в проведении познавательных досугов.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

Информация из книг, нормативных документов, журналов и Интернета.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Наборы конструктора, целевые прогулки, мероприятия совместно с работниками нескольких профессий, дидактические игры, картотека музыкальных произведений по тематике проекта, мультимедийное оборудование, подборка дидактического материала на тему «Профессии» , картотека с мультфильмами о труде.

Результаты работы:

  • У детей сформировалось понимание значения слова «профессия» .
  • Создана новая система трудового воспитания в ДОУ.
  • У детей появилась возможность найти друзей по интересам.
  • Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
  • В результате реализации проекта у педагогов сформированы: положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
  • Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
  • Созданы конспекты тематических занятий.
  • Подготовлены фотографии для сайта ДОУ.
  • .Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (накопление знаний) .

  1. Определение цели и задач проекта;
  2. Разработка плана реализации проекта;
  3. Подбор методической литературы для реализации проекта;
  4. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
  5. Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
  6. Прогнозирование результата.

II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами) .

Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

  1. Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
  2. Консультации по теме проекта: «Из чего складывается трудолюбие?» , «Трудовое воспитание в семье» , «Ознакомление детей с трудом взрослых» , «Влияние труда взрослых на развитие детей» .
  3. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
  4. Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
  5. Встречи с интересными людьми разных профессий (повар, стоматолог, пожарный) .
  6. Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
  7. Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями. Для реализации задач нужно использовать технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование) .

Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие) .

Занятия сопровождаются беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря.

Дидактические игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.

Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно- бытовой. Дети видят результат своего труда, его значимость для других.

В самостоятельной деятельности, дети организовывают сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие» , «Больница» , «Семья» , «Магазин» , «Пожарные» , «Почта» , «Транспорт» , «Парикмахерская» , «Постовой» и др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе НОД. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

III этап – заключительный (результат) .

На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы (досуг-развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны» ) .

Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению.

Список использованной литературы:

  • Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
  • «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе» (Г. Я. Затулина)
  • «Развитие игровой деятельности в средней группе» (Н. Ф. Губанова)
  • «Перспективное планирование во 2-ой младшей и средней группе» (Н. С. Голицина)
  • «Конспекты занятий для детей 4-5 лет» (О. Е. Громова)
  • Открытые мероприятия для детей средней группы д/с. (ФГОС)
  • «Лепка» , «Рисование» , «Аппликация» (Д. Н. Колдина)
  • «Ознакомление с предметами и социальным окружением» (О. В. Дыбина)
  • «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» (Т. В. Потапова) - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • «Профессии, какие они?» (Т. А. Шорыгина) , Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Работа содержит материалы по содержанию проекта (актуальность, цель, задачи, ожидаемые результаты, продукты), по его краткому описанию (подготовительный, основной, завершающий этап работы), по планированию работы по образовательным областям в рамках данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного и школьного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель (учитель) уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«В дошкольные годы происходит замыкание

связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых

играет важную роль в установлении их контактов со взрослой жизнью.»

Д. Б. Эльконин

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»

Продолжительность проекта: 2 недели

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети не ценят труд, результаты труда, не понимают значимость трудовой деятельности .

Цель проекта: воспитывать у детей добросовестное и уважительное отношение к труду, к людям разных профессий.

Задачи проекта

Для детей:

  • Воспитывать желание трудиться, приносить пользу;
  • Способствовать ранней профориентации детей;
  • Развивать интерес детей к миру взрослых, к труду;
  • Расширять детские представления и знания о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость;
  • Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изодеятельности и других видах деятельности;
  • Воспитывать гордость за родителей, за их трудовую деятельность.

Для педагогов:

  • обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
  • создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • создание интереса к теме у родителей и педагогов через использование электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе (компьютерные презентации в Power Point);
  • установление доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта;

Для родителей:

  • привлечение к проблеме трудового воспитания детей, используя консультирование, стенды, презентации;
  • стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
  • установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: итоговое занятие по теме, выставка альбомов «Кем я хочу стать».

Название игрового мероприятия проекта : «Кем быть?»

Продукты проекта

Для детей:

  • альбомы и рассказы «Кем я хочу стать»

Для педагогов :

  • презентация проекта «Кем быть?»

Для родителей :

  • стенды, выставка альбомов.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • уважительное и добросовестное отношение к труду, к людям разных профессий; осознание собственных интересов.

Для педагогов :

  • систематизация и обобщение материала по данной теме;

Для родителей :

  • осознанный интерес родителей к проблеме нравственного и трудового воспитания детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Все професии важны, все профессии нужны»

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(проблема, планирование,

прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Планирование всего проекта;

Подбор теоретического и методического материала по данной теме;

Разработка стендов для родителей;

Подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов;

Составление сценария

досуга.

Дети знакомятся с различными видами профессий при изучении других тем «Сад. Огород» (садовник, фермер), «Домашние животные и птицы» (доярка, конюх, птичница, свинарка), «Дом» (строительные профессии), «Одежда. Обувь» (ткачиха, портниха, сапожник) и т.д.

Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей, стенд по теме «Роль семьи в трудовом воспитании детей»

Деятельностный

(непосредственная деятельность

по проекту, поэтапная

оценка)

Проведение НООД с детьми (с учетом календарного планирования), проведение бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных игр.

Экскурсия на кухню, прачечную, в бухгалтерию, в мастерскую плотника.

Выполнение работ детей на заданную тему в рамках различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование и др.)

Беседы на заданную тему, наблюдение за трудом взрослых.

Активное участие в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др.

Рассказы родителей детям о своих профессиях, беседы на тему «Кем быть?»

Совместное с детьми изготовление альбомов и сочинение рассказов «Кем я хочу стать» по заданному алгоритму.

Завершающий

(презентация продуктов проекта

и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Проведение итогового занятия по теме «Кем быть?»

Подведение итогов реализации

проекта в виде выставки альбомов «Кем я хочу стать?»

Обобщение материалов в виде презентации проекта

Участие в итоговом занятии, в выставке альбомов

Подготовка выступлений, пересказ придуманных рассказов

Оформление работ, альбомов

Участие в выставке альбомов «Кем быть?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

Направления развития

Социально-коммуникативное развитие

Развитие интереса детей к жизни и труду взрослых через тематические беседы, экскурсии;

Развитие сознательности и активности детей через осознание общественной значимости, ценности трудовой деятельности - показ результатов труда (повар готовит обед, прачка стирает и гладит белье и т.д.)

Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры, совместное изготовление альбомов.

Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница», «Аптека», «Магазин» и др.

Познавательное развитие

Формирование и обобщение представлений детей о труде взрослых, о различных видах трудовой и профессиональной деятельности на занятии по ознакомлению с окружающим;

Отгадывание загадок о профессиях.

Называние, подбор, счет инструментов труда на занятиях по «ФЭМП»

Настольно-печатные, дидактические игры «Кем быть?», «Спецодежда», лото «Профессии», «Кто где работает?», «Исправь ошибку»

Речевое развитие

Беседы по теме; речевые игры «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Чем работает?» на занятии по развитию лексико-грамматических категорий

Составление рассказов «Кем я хочу стать» по опорной схеме на итоговом занятии.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Мы – кондитеры»

Рисование «Мы – летчики»

Аппликация «Мы – строители»

Чтение художественной литературы «Кем быть?» В.Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари

Разбор и разучивание пословиц и поговорок о труде.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Речь с движением «Профессии»

Имитация трудовых действий разных профессий



Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями. Задачи проекта: Закрепить знания детей о профессиях Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий. Определить значимость профессий. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.


Актуальность темы: В старшем дошкольном возрасте у ребенка важно расширять представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребёнка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе.


1 этапа 1. Постановка цели и задач проекта; 2. Отобрать иллюстрации, о профессиях. 3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях 4. Подобрать игры, стихи, нод,беседы. 5. Подготовить экскурсии на предприятия. 2 этап: Создать развивающую среду. Внести в группу картины. Пополнить уголок книги следующими произведениями: Маяковский «Кем быть?» Д. Радари «Чем пахнут ремесло?», «Кому что нужно?». Внести дидактические игры и настольные игры: Кому что нужно для работы. Ассоциации профессий Лото-пазлы. Подготовить атрибуты для сюжетно ролевых игр Нод. Экскурсия Ассоциация «Кому, что нужно для работы?». 3 этап Проведения нод « мы сегодня повара» Презентация проекта «Все профессии нужны все профессии важны». Выводы и результативность работы над проектом. -у дошкольников появился интерес к данной теме -сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых -более подробно познакомились с трудом повара детского сада - Разучили загадки и стихи о профессиях.



Татьяна Горбунова

Проект «Все профессии нужны , все профессии важны »

в подготовительной группе №5 «Ромашка»

Тема проекта : «Все профессии нужны , все профессии важны ».

Сроки реализации : краткосрочный.

Тип проекта : исследовательско – творческий.

Участники проектной деятельности : воспитанники и родители подготовительной группы №5 «Ромашка» МДОУ «Детский сад №17» г. Саратов.

Актуальность проекта : Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых , но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, сотрудники детского сада, как называются их профессии , чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям об их работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности » в развитии личности ребенка. Исходя из этого, я решила предложить детям идею данного проекта .

Цель проекта :

Расширять и обобщать представление детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях.

Задачи проекта :

Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;

Формировать реалистические представления о труде людей;

Помочь понять детям, о важности , необходимости каждой профессии ;

Формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат :

Предполагаю, что ознакомление с профессиями родителей и сотрудников детского сада позволит :

Расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий

Активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта .

Совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей.

Продолжить формировать у детей способность активного слушателя - возникновению желанию больше помогать родителям дома в выполнении посильных трудовых обязанностей дома и в детском саду.

Укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

Поможет в будущем обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.

Проект состоит из трех этапов.

1 этап - подготовительный;

2 этап – основной;

3 этап – заключительный.

1. Подготовительный этап :

Формулировка цели и задач;

Разработка плана мероприятий;

Подбор методической литературы по теме проекта ;

Опрос детей на тему «Когда я вырасту, то стану работать…»

2. Основной этап :

Познавательное развитие :

Формирование целостной картины мира :

1. НОД : «Труд человека»

Цель : Познакомить детей с разнообразием профессий ; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.

2. НОД : «Путешествие в прошлое профессий »

Цель : Познакомить детей с профессиями прошлого , поддерживать интерес к истории.

3. Экскурсия в прачечную детского сада «Профессия – оператор машинной стирки» .

Цель : Познакомить детей с профессией прачки в детском саду.

4. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач » .

Цель : Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

5. Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар »

Цель : Познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.


6. Мастер – класс «Готовим винегрет»

Цель : Расширять и конкретизировать представление о профессии повар ; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.


7. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии »

8. Просмотр мультфильмов «Кем быть» , «Смешарики (профессии ) .

Конструктивная деятельность :

1. «Юные архитекторы» Цель : Поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.


2. «Юные изобретатели»

Цель : научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

Труд :

Хозяйственно - бытовой труд в группе;

Труд в уголке природы;

Труд в природе.


Речевое развитие

1. Составление рассказов по теме «Профессии » Цель : Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение

Цель : Учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.

2. Отгадывание загадок.

3. Беседы - рассуждения : «Какие бывают профессии , «Что будет, если люди не будут работать?» , «Все профессии важны , все профессии нужны !»; 4. Разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок на темы : «Профессии людей "

5. Чтение художественной литературы :

«Город добрых дел» Р. Скарри

«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях )

«А что у вас?» С. Михалков

«Кем быть?» В. Маяковский

«Строители» Б. Заходер

«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари

«Доктор Айболит» К. Чуковский

«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , В Лифшиц «И мы трудиться будем» .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» .

Художественно-эстетическое развитие :

1. Слушание музыкальных произведений :

Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»

Песня о мастерах (Ю. Ким, А. Рыбников)

2. Рисование :

«Кем я стану, когда вырасту?»

Цель : продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ; формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

«Раскраски - Профессии »

Цель : Выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

3. Аппликация :

«Доктор Айболит»

Цель : Закрепить знание о профессии врача . Закрепить умение работать ножницами, аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.


Коллективная работа по аппликации : «Солдат»

Цель : - Продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; -Развивать творческое воображение, фантазию; -Закрепить умение пользоваться способом обрывной аппликации.

Игровая деятельность :

Сюжетно – ролевые игры :

«Магазин» Цель : Вызвать у детей интерес к профессии продавца , формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.


«Больница» Цель : Вызвать у детей интерес к профессии врача ; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.


«Школа» Цель : Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) ; самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.


«Парикмахерская» Цель : Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Дидактические игры : «Подскажи словечко» , «Угадай, кто это?» , «Магазин игрушек» , «Кто больше расскажет о профессии » , «Угадайте, что я делаю» , «Что сначала, что потом» , «Где можно это купить» , «Назови профессию » , «Что кому» , «Угадай профессию » , «Кому без них не обойтись» , «Профессии людей » , «Кто, что делает?» , «Кому что надо» , «Названия профессий от А до Я » , «Что случилось, если бы не работал …» , «Что делают этим предметом» , «Что расскажет предмет» .

Игры малой подвижности : «Где мы были не скажем, что делали покажем» , «Если весело живется делай так» , «Я садовником родился» . «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи » ).

Настольные игры - «Профессии » , «Кем быть?» , «Ассоциации» , «Кому что нужно для работы , «Знаем все профессии » , Пазлы «Профессии » , «Парочки» (по темам, «Ассоциации» , лото, домино, разрезные картинки.

Работа с родителями :

Знакомство родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления) ; -Консультации для родителей «Обязанности детей дома» - Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта .

3 этап : Заключительный.

1. Выставка работ по теме : «Все работы хороши, выбирай на вкус…» ;

2. Игровое развлечение «Город «Мастеров» ;

3. Презентация проекта .

Достигнутый результат :

1. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий , о значимости, ценности каждого труда.

2. Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее .

3. Большинство детей (19 человек из 28) научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей , уверенно презентовать их перед своими товарищами.

4. Ежедневные обсуждения и составление рассказов по теме обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.

5. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду.

6. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

Вывод : Уверена, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем мои выпускники выберут себе любимую профессию , доставляющее радость и приносящее пользу людям.