Структура управления образованием. Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции Центральным органом управления образованием являе

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

  • – обеспечение конституционных прав граждан на образование:
  • – интеграция высшего образования и науки;
  • – вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;
  • – обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • – ориентация на обеспечение прогресса в экономике;
  • – содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях : федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

→ На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ . Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

→ На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

  • – повышение уровня автономности;
  • – появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;
  • – высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;
  • – развитие плюрализма мнений;
  • – привлечение квалифицированных специалистов из вузов;
  • – получение дополнительных источников финансирования;
  • – изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

  • С 1 марта 2008 г. таких субъектов 83.

Управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий - то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого - минимум, граничащий с безграмотностью.

Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне государственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

В соответствии со ст.37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

Федеральные ведомственные органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

Министерство образования Российской Федерации;

Министерства образования республик в составе Российской Федерации;

Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

Комитеты (департаменты) образования городов.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Развитие системы образования определяется качественным улучшением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Российской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федерации, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах управления образованием, типовые положения и уставы образовательных учреждений.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что означает как совместные действия федеральных и региональных органов, так и распределенную ответственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постановлением в настоящее время в Российской Федерации сформирована следующая система органов государственного управления образованием:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Названная децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.



Если в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в настоящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления образованием.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в управлении образованием все последовательнее перемещается на региональный и муниципальный уровни.

Это объясняется тем, что территориальные системы образования формируются под воздействием процессов, результатом которых является возникновение общностей населения, имеющих и осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм социальных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.

Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управления образованием, подбора управленческих кадров, распределения между ними соответствующих функций.

Вариантов создания структур органов управления образованием может быть много. Это зависит от региональных и национальных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладное™ и вариативности образования.

Общим является то, что структура, штатное расписание региональных органов управления образованием утверждаются постановлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых органом управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.

Перечень задач, стоящих перед региональными органами управления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения условий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставление возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Последнее имеет непосредственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.

Это объясняется значительным ростом числа детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:

Создания региональной законодательной и нормативной правовой базы для функционирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития и трудностями в обучении, создания условий для развития данной категории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

Целенаправленной работы по подготовке кадров специалистов для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, повышению их квалификации;

Разработки методических и организационных основ выявления детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных проектирования развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

Создания предпосылок для развития системы психодиагностики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с младенческого возраста (раннего вмешательства);

Управленческих решений, способствующих перемещению коррекционной психолого-педагогической работы в систему дошкольного образования;

Организации условий для планомерного развития системы профессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями развития, создания условий для их трудоустройства, интеграции в общество;

Контроля за качеством специального образования, содействия развитию инновационных форм деятельности в системе специального образования, поддержки реабилитационных учреждений нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и передового опыта;

Поиска и отработки моделей интегрированного обучения детей с особыми нуждами в условиях массовой школы;

Привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллектуальном развитии, региональных органов управления здравоохранением, социальной защиты населения, трудоустройства и занятости населения, общественных организаций.

Роль регионального уровня в управлении специальным образованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.

Во-первых, как никакая другая сфера образования, специальное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалистов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические факультеты педагогических вузов и университетов, организация курсовой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в соответствии с потребностями региона, создание и координация деятельности региональных методических объединений учителей-дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности регионального органа по управлению специальным образованием.

Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Российской Федерации в значительной степени характерны нестабильность и большие качественные различия в развитии и функционировании сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (по видам, по размещению и т.д.). Годами складывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регионах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреждения в последние годы потеряли статус федеральных, Министерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управления образованием должен на практике обеспечить каждому ребенку с проблемами в развитии его право на получение доступного образования, своевременную коррекцию психофизиологических и познавательных процессов. Это достигается путем совершенствования и развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, комплектования их детьми только в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий и согласием родителей, решения вопросов обучения детей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.

Разнообразие видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образованием, институты повышения квалификации работников образования становятся главными организаторами и координаторами методической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и становления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).

В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образовательных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка экспериментальной деятельности, реализация региональных образовательных программ и стандартов и т.д. Поэтому такую работу - на региональном уровне - можно сделать целенаправленной, научно обоснованной и, что не менее важно, достаточно эффективной.

И последнее. Несмотря на всю специфику, система специального образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаях совершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных партнерских связей между специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и учреждениями начального профессионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является прерогативой регионального органа управления образованием.

Для реализации указанных задач в составе региональных органов управления образованием в соответствии с их структурой создаются специальные отделы (управления): специального образования, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой защиты детства и т.д. Положения о них, функциональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа управления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативными правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой специального образования, должны знать и уметь применять на практике:

«Конвенцию о правах ребенка» (ООН);

Конституцию Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;

Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Правительством Российской Федерации;

Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

Если говорить обобщенно, то именно специалисты регионального органа управления образованием, курирующие вопросы специального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным образованием в частности. К ним относятся:

руководство - постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специального образования в регионе;

организация - обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

администрирование - конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;

управление - прогнозирование новых рамок системы специального образования, изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные услуги.

Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать государственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать выполнение федеральных и региональных целевых программ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осуществлять развитие региональных систем социальной и психолого-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.

На практике это достигается в ходе:

разработки законодательных актов (вносятся в законодательный орган администрацией региона), постановлений и распоряжений администрации субъектов Российской Федерации, норма-1вных правовых документов регионального управления образования, определяющих основные подходы к реализации целей специального образования в регионе и устраняющих пробелы федерального законодательства в этой сфере;

осуществления постоянного контроля за исполнением законодательства в области специального образования объектами образовательного процесса, выполнением нормативных правовых доцентов, учебных планов, государственных образовательных стандартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) «учении управленческой деятельности муниципальных органов травления образованием, аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;

постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удовлетворением потребностей населения региона в специальных (коррекционных) образовательных услугах на основе данных психолого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, обращений отдельных граждан, итогов работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений (реабилитации системы образования, а также по подготовке предложений для рассмотрения на коллегиях регионального управления образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений специального образования, научно-методических советах по специальному образованию и т.д.;

оказания помощи муниципальным органам управления образованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, проведения научно-практических конференций, совещаний, семинаров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, внедрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;

лицензирования, аттестации (является компетенцией регионального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

проведения работы по комплектованию государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учителей-логопедов и координации на этой основе работы педагогических институтов и университетов региона, института повышения квалификации работников образования по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов узких специальностей;

организации работы (совместно с ИПК) по аттестации руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии государственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную категорию;

осуществления мероприятий, направленных на развитие службы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилитационных центров для детей-инвалидов.

Особое место в деятельности региональных органов управления образованием занимает контроль как одно из четырех главных управленческих действий (наряду с планированием, организацией, руководством). Какому бы толкованию ни подвергались те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль делает управление развитием специального образования в регионе осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управления: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении любой части из этого цикла, из системы последняя разрушается, перестает существовать, так как управление (из-за отсутствия контроля) становится слепым, а процесс развития - неуправляемым.

На практике контроль осуществляется в ходе инспектирования, аттестации образовательных учреждений.

Под инспектированием понимается проведение региональным управлением образования проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальным управлением образования, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования.

Целями инспектирования являются:

реализация принципов государственной политики в области образования;

обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, на образование;

соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;

исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;

защита прав и свобод участников образовательного процесса;

совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов обучения);

проведение анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации и ее составляющих.

При инспектировании в форме надзора проверяется деятельность руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия или соответствие издаваемых нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования вообще и специального образования в частности.

При инспектировании в форме контроля прослеживаются результаты деятельности муниципальных органов управления образованием и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятия управленческих решений в области специального образования. Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы усвоения образовательных программ и т.д.

Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга.

Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с планом работы отдела специального образования, соотнесенного с планами работы других отделов регионального управления образования, что обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, при возникновении конфликтных ситуаций и т.д.

Особую актуальность для специалистов регионального управления образования представляет инспектирование в виде" мониторинга, которое предполагает постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сбор, систематизацию, анализ, накопление и обновление информации о деятельности системы специального образования, без чего невозможно принятие своевременных, правовых и эффективных управленческих решений.

Как правило, инспектирование осуществляется специалистами регионального управления образования, которые должны обладать соответствующей квалификацией в области коррекцией -ной педагогики и управления, а их должностные обязанности должны предусматривать инспекционные функции. Однако в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и специалисты.

Инспекционные проверки могут быть комплексными (изучается два и более направлений деятельности), тематическими (изучается одно направление деятельности), фронтальными (проверяется вся нормируемая деятельность). По продолжительности тематические, комплексные проверки не должны превышать 5- 10 дней, фронтальные - двух недель.

К компетенции управления образования субъекта Российской Федерации при осуществлении инспектирования в области специального образования относится:

1. Контроль за исполнением имеющих нормативное значение положений:

Закона Российской Федерации «Об образовании», законов субъекта Российской Федерации в области образования;

указов Президента Российской Федерации в области образования и создания условий, среды жизнедеятельности для детей, нуждающихся в особой поддержке государства и детей-инвалидов;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, главы администрации региона в области образования детей с особыми нуждами и их социально-правовой защиты;

нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

2. Контроль за соответствием федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации:

нормативных правовых актов руководителей муниципальных образований и их органов управления образованием;

учредительных документов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации детей и подростков системы образования;

локальных актов муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений по вопросам специального образования.

3. Контроль за результатами деятельности муниципальных органов управления образованием по вопросам:

соблюдения прав граждан на образование и создания необходимой коррекционно-развивающей среды для детей и подростков в соответствии с их нуждами;

реализации положений региональной программы развития образования и целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др.), участником которых является региональный орган управления образованием;

соблюдения подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, указанных в приложении к лицензии;

соблюдения нормативных требований по вопросам охраны здоровья учащихся, санитарных правил содержания образовательных учреждений;

обеспечения социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помощи государства.

Управление образования субъекта Российской Федерации как учредитель государственных учреждений специального образования вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений по вопросам:

использования финансовых средств, выделяемых управлением образования субъекта Российской Федерации на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;

сохранности и эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;

результатов деятельности руководителя образовательного учреждения;

соблюдения иных требований, установленных уставом и другими учредительными документами образовательного учреждения.

По итогам инспектирования, оформленного в виде аналитической справки, служебной записки, доклада, в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел могут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, производственных и рабочих совещаний с педагогическим составом, совещания руководителей специальных (коррекционных) (образовательных учреждений, издаваться приказы, направляться письма и иные материалы инспектирования в компетентные органы, приниматься решения о повторном инспектировании или (привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц и т.д.

Формой государственно-общественного контроля за качеством образования является и аттестация образовательных учреждений. Не раскрывая в данной главе саму процедуру и содержание аттестации, отметим еще раз, что в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» она проводится государственным (региональным) управлением образования один раз в пять лет. В соответствии с этим вопросы организации аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений требуют постоянного внимания со стороны регионального управления образования и его специалистов в форме планирования этой деятельности, разработки специальных тестовых заданий, контрольных и квалификационных работ, обобщения материалов аттестации, выявления складывающихся тенденций и проблем в области специального образования, принятия адекватных управленческих решений, поощрения и распространения выявляемого педагогического опыта и прогрессивных педагогических технологий. Немаловажное значение в этой связи имеет проблема подбора и подготовки соответствующего круга экспертов (в зависимости от вида коррекционных образовательных учреждений), так как при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений наряду с общими вопросами аттестации (полнота выполнения основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным образовательным стандартам и т.д.) должны изучаться и сугубо специфические вопросы: организация коррекционной и лечебно-профилактической работы, трудовой и социальной подготовки, соответствие реализуемых образовательных программ возможностям психофизического развития и состоянию здоровья воспитанников.

Одна из характерных особенностей состояния образования в Российской Федерации в настоящее время заключается в том, что многие образовательные учреждения переходят в режим развития, организуют экспериментальные площадки, научно обоснованной практикой возмещают пробелы в педагогической теории, ищут новые эффективные пути организации образовательного процесса. Эти тенденции характерны и для специального образования. С одной стороны, с новых позиций анализируются сложившиеся подходы к развитию детей с особыми нуждами, с другой - идет поиск более совершенных на данный момент системных решений.

Появляются образовательные учреждения нетрадиционного типа, в которых организаторы образования пытаются решить проблему гарантий прав и координации мероприятий по улучшению социального, организационного и культурного окружения детей и подростков с ограниченными возможностями. В функции специалистов этих нетрадиционных коррекционно-образовательных учреждений входят: диагностика, разработка методических пособий для педагогов, мониторинг, консультирование, психологический тренинг, работа с родителями детей-инвалидов и т.д. Конечный результат их деятельности - создание условий для развития личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени.

С точки зрения пересмотра предметоцентристской ориентации специального образования, вносятся изменения в учебные планы и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Предметом изучения становятся не только базовые понятия, но и нравственные понятия, нравственные отношения как психолого-педагогический феномен.

Становление рыночных отношений усиливает значимость системы подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к труду. Поэтому процесс определения новых путей допрофессиональной и трудовой подготовки предполагает не только высокий уровень профессиональной компетенции, но и определенную степень адаптации подростка-инвалида в новой социально-экономической ситуации.

Все это заслуживает глубокого анализа, формирования новых направлений деятельности и со стороны региональных органов управления образованием, что региональные органы управления образованием имеют большие возможности для привлечения к работе ученых, занимающихся проблемами специальной педагогики и психологии, методистов-практиков, объединяя их в творческие группы, лаборатории для решения тех или иных задач, подключая к экспертизе инноваций, разработке путей развития и совершенствования системы специального образования.

Одной из форм участия общественности в управлении развитием специального образования в регионах стали в последние годы научно-методические (методические) советы по коррекционно-педагогическим проблемам специального образования, создаваемые при региональных органах управления образованием.

В их состав могут входить ученые, руководители образовательных учреждений, опытные педагоги-практики, представители органов здравоохранения и социальной защиты населения, специалисты основных направлений специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. Состав данного совета и положение о нем утверждаются руководителем управления образования субъекта Российской Федерации. Правильная организация работы совета может оказать региональному управлению образования значительную помощь в вопросах:

Прогнозирования путей развития и совершенствования системы специального образования региона;

Планирования и координации разработки научного и программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в регионе в сфере дошкольного и школьного образования; разработки и апробации программ комплексного дифференцированного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, содержательного и организационного компонентов программ;

Экспертизы и поддержки экспериментальных площадок и авторских программ, авторов инновационных технологий в области специальной (коррекционной) педагогики;

Научно-методического консультирования руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии;

Содействия обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования детей с проблемами в развитии.

Система образования в РФ представляет собой:

  • совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы.

Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

  • Правительство РФ;
  • федеральные (центральные) органы управления образованием;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • государственные органы управления субъектов РФ.

В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1996 г., входят:

  • разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
  • формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
  • контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования и т.д.

Полномочия Правительства РФ в области образования.

В рамках определенных законодательством функций государственных органов в сфере образования Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, развитие и совершенствование общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования (ст. 17 Закона "О Правительстве"). Полномочия Правительства РФ в сфере образования определяются также законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г.


К ним относятся:

  • участие в разработке и реализации политики в указанной области;
  • подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией;
  • доработка законопроектов и принятие в соответствии с законами нормативных актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
  • установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
  • определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования;
  • определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования и др.

Реализуя определенные законодательством полномочия Правительство РФ утвердило Положение о Министерстве образования РФ от 24 марта 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г., Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и др.

Министерство образования РФ.

Федеральным государственным органом, специально образованным для управления образованием в Российской Федерации, является Министерство образования РФ (Минобразование России). Оно призвано проводить государственную политику, осуществлять управление и координацию деятельности других федеральных исполнительных органов в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Министерство образования как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, и среди них:

  • осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
  • разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
  • реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений;
  • разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;
  • создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
  • совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;
  • осуществление информатизации в области образования;
  • обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования;
  • организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России реализует многочисленные специализированные функции.

В Положении о Министерстве образования РФ определено 75 таких его функций, в частности:

  • оно реализует федеральные целевые программы в области образования;
  • осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;
  • выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;
  • ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема; рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
  • устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
  • определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;
  • участвует в разработке реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования; осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.

В функции Министерства входит также присвоение ученого звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального образования и ученого звания профессора научным работникам научных учреждений и организаций.

Оно создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций. Министерство присуждает в установленном порядке научным и научно-педагогическим работникам ученые степени, проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. Оно может заслушивать отчеты руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы.

В целях реализации своих функций Министерство образования вправе издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним.

Оно имеет право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения, любой орган управления образованием в порядке надзора. Министерству предоставлено право запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач.

Для осуществления своих функций оно может создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности.

Возглавляет Минобразование России министр, который осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций. Он возглавляет коллегию Министерства, в которую по должности входят заместители министра, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущие ученые, специалисты и общественные деятели.

Коллегия является совещательным органом, ее решения оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В составе Министерства в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации.

Министр образования как руководитель Министерства представляет в Правительство проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам входящим в компетенцию его ведомства; утверждает уставы, находящихся в ведении Министерства образовательные учреждения и в установленном порядке утверждает и освобождает от должности руководителей этих учреждений. Он издает приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства и находящимися в его ведении образовательными учреждениями и организациями; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, утверждает положения о его структурных подразделениях и т.д.

Министерство насчитывает более тридцати структурных подразделений, обеспечивающих осуществление его основных задач и функций. Они включают управления (управления высшего профессионального образования, среднего специального профессионального образования, управления развития образования, управление лицензирования, аккредитации и аттестации и др.), департаменты (образовательных программ и стандартов общего образования, государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и др.), отделы (нострификации, информатизации образовательных учреждений, специальный отдел и др.).

Свои задачи и функции Министерство образования РФ осуществляет во взаимодействии с ведомственными государственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов Федерации.

Федеральные ведомственные органы управления образованием.

К группе этих органов относятся министерства и ведомства, которые имеют в своем ведении отраслевые образовательные учреждения и для управления ими создают в своей структуре специализированные подразделения (главные управления, управления, отделы). В отраслевых образовательных учреждениях (военных, медицинских, юридических, музыкальных, сельскохозяйственных и т.д.) готовятся специалисты в основном для одной отрасли. Такие профильные образовательные учреждения имеют Минобороны, МВД, ФСБ, Министерство иностранных дел, Минюст, Минздрав и др.

В компетенцию этих министерств и ведомств входят вопросы планирования подготовки специалистов, порядка назначения или выборов руководителей этих учреждений, порядка их финансирования и иных видов обеспечения, порядка приема и зачисления граждан в эти учреждения и т.д. Вместе с тем для всех этих ведомств правовые акты управления Министерства образования РФ, касающиеся содержательной стороны образования, являются обязательными для исполнения.

Государственное управление на уровне субъектов Федерации осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей осуществляется по согласованию с министром образования.

К компетенции органов управления образованием субъектов Федерации относятся:

  • осуществление федеральной государственной политики в сфере образования;
  • разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей, разработка и утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • создание, реорганизация и ликвидация подведомственных им образовательных учреждений;
  • лицензирование образовательных учреждений (за исключением вузов);
  • организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов;
  • издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

В целях конкретизации основных задач Федеральной программы развития образования, введенной в действие Федеральным законом от 10 апреля 2000 г., органы субъектов Федерации приняли соответствующие региональные программы, учитывающие социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности конкретного региона. В рамках реализации этих программ и государственной политики в сфере образования органы исполнительной власти в субъектах Федерации тесно взаимодействуют с Министерством образования РФ.

Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям .

Во-первых , путем предусмотренного Федеральной программой, формирования координационных планов ежегодных совместных действий Минобразования и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Во-вторых , посредством оказания Министерством образования РФ методической помощи в нормативной работе. Так, в целях повышения эффективности контроля за соблюдением органами управления образованием Министерством образования были разработаны Примерное положение об инспекционной деятельности управления образованием субъекта РФ, Примерная инструкция о порядке инспектирования и др.

В-третьих , важной формой взаимодействия является деятельность при Министерстве Совета руководителей органов управления образованием субъектов РФ, выполняющего консультативные и координационные функции.