Работа с нарушителями охраны труда. Административные штрафы за нарушения требований охраны труда. Смежные нарушения в трудовых правоотношениях: разглашение персональных данных

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Соблюдение трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая и правила охраны труда), является обязанностью и работодателя, и работника. Неисполнение, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным в ст.192-195 ТК РФ.

Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст.357 ТК РФ).

Госгортехнадзор России вправе вносить компетентным органам обязательные представления об освобождении правонарушителей от занимаемой должности в установленном порядке.

За нарушение законодательства о труде и охране труда ст.5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»240 установлена административная ответственность в виде денежного штрафа за следующие правонарушения в сфере труда: уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения; непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров, и отсутствие контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в примирительных процедурах; невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.

Дела об указанных деяниях рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Так, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст.5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст.5.29 КоАП); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст.5.32 КоАП) – влечет административный штраф в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

За необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрен денежный штраф в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.30, 5.31 КоАП).

Невыполнение соглашения влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.33 КоАП).

За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки на работодателя налагается административный штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.34 КоАП).

Сокрытие должностным лицом страхового случая (ст.5.44 КоАП) влечет наложение денежного штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения имеют право налагать:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда (ст.23.12 КоАП).

Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (см. п.1 Постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда»241.

Постановлением Минтруда России от 14.02.2001 № 19 утвержден Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда242.

Право привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности предоставлено федеральным надзорам соответствующими положениями, закрепившими их правовой статус (п.6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России от 3 декабря 2001 г. № 841, п.8 Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности при Президенте Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 283-рп). Круг должностных лиц федеральных надзоров, наделенных правом налагать денежные штрафы, размер штрафов и конкретные составы правонарушений, установлены в КоАП.

Новый КоАП наделил властными полномочиями по применению штрафов (в соответствующей отрасли) санитарно-эпидемиологическую службу и органы Государственного энергетического надзора.

КоАП управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст.23.1 КоАП судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Статья 143 УК предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статья 145 УК устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Указанные действия влекут наложение денежного штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо привлечение к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в т.ч. в сфере труда (ст.136 УК), за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК), при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 УК), на взрывоопасных объектах (ст.217 УК), за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218 УК), нарушение правил пожарной безопасности (ст.219 У К), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263 УК), безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269 У К).

В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права (ст.184 ТК РФ). В гл.38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете охрану труда?

2. Что составляет законодательство об охране труда?

3. Каковы государственные нормативные требования охраны труда?

4. Каковы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда?

5. Каковы обязанности работника в области охраны труда?

6. Для кого установлены обязательные медицинские осмотры?

7. Как осуществляется государственное управление охраной труда?

8. Раскройте содержание права работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

9. Каковы гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?

10. Как производится расследование и учет несчастных случаев на производстве?

11. Какие органы включены в систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда?

12. Какие задачи и функции у федеральной инспекции труда и подведомственных ей инспекций?

13. Назовите виды федеральных надзоров и определите их правовое положение.

14. Обладают ли профессиональные союзы правом на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда?

15. Какие виды ответственности вы знаете за нарушение законодательства о труде и охране труда?

1. Абрамова А.А. Трудовое законодательство и права женщин. М., 1990

2. Абрамова О.В., Коршунова Т.Ю. Правовые проблемы организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде / Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. № 60.

3. Голощапов С.А. Правовые вопросы охраны труда. М., 1992.

4. Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М., 1982.

5. Коршунов Ю.Н. Об охране труда. М., 2000.

6. Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 1997. № 3.

7. Орловский Ю.П. Труд молодежи в СССР. М., 1974.

8. Семенное В.И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы) // Минск, 1976.

9. Сыроватская Л.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.

10. Толкунова В.Н. Право женщин на труд в СССР. М., 1980.

11. Чиканова Л.А. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности труда на производстве // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994.

12. Шебанова А.И. Право и труд молодежи. М., 1973.

13. Шептулина Н.Н. Совершенствование законодательства об охране труда // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. № 60.

14. Ярхо А.В. Законодательство об охране труда. М., 1988.

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1- настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

    постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

    актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

    приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

    свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

    должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

    свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

    трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    дополнительным соглашением к указанному договору;

    приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

    трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

    картами аттестации рабочего места по условиям труда;

    заключительным актом;

    списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Вывод

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Система охраны труда на предприятии выступает в качестве гаранта безопасности его работников и методом предупреждения возникновения несчастных случаев и прочих опасностей для жизни и здоровья людей, задействованных на производстве и выполняющих офисный функционал.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому ответственность за нарушение охраны труда предусмотрена как для работодателей, так и для самих работников, и контролируется данный вопрос не только на местном, но и на государственном уровне.

Нормативная база

Основными документами, регулирующими сферу охраны труда, выступают Конституция Российской Федерации, где закреплено право работника на труд в безопасных для жизни и здоровья условиях, и Трудовой кодекс, в котором аспектам охраны труда посвящен отдельный раздел.

Кроме того, существуют федеральные законы, которые являются инструментами регулирования определенных сфер охраны труда:

  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где закрепляется правовой статус профсоюзов и их роль в формировании политики охраны труда;
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», закрепляющий право сотрудников организации на льготы и компенсации в связи с условиями труда.

Документы можно скачать здесь:

Кто должен отвечать?

В любой организации должен в обязательном порядке быть определен круг должностных лиц, которые будут отвечать за сферу охраны труда по следующим сегментам:

  • предприятие в целом – ответственным лицом в данном случае назначается руководитель или его заместитель;
  • отдельные участки производства работ и конкретные подразделения предприятия;
  • электрооборудование;
  • безопасная эксплуатация объектов повышенной опасности;
  • прочие отрасли в соответствии со спецификой предприятия.

Ответственность работника как исполнителя заключается в соблюдении следующих требований, предписанных системой охраны труда:

  • соблюдение норм, предписанных системой охраны труда, в компании в целом;
  • корректное использование средств индивидуальной защиты;
  • прохождение обучения методам безопасного производства работ;
  • своевременное оповещение вышестоящего руководства о происшествиях;
  • прохождение медицинских осмотров в соответствии с регламентом по профессиональной вредности.

Ответственность невыполнение норм охраны труда подразделяется на 4 категории – она может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

При этом существуют определенные нюансы привлечения к каждому из указанных видов ответственности.

Так, к дисциплинарной ответственности за одно нарушение работник может быть привлечен только единожды. Материальная ответственность, как правило, не должна превышать размера месячного оклада сотрудника. Административная ответственность по умолчанию предполагает умышленный характер действий.

Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Это означает, что в случае, если в конкретной организации нормы охраны труда не соблюдаются, наказание за это понесет ее руководитель.

Пример:

В апреле 2013 года Московский городской суд вынес определение по делу №10-1475, в соответствии с которым генеральный директор кинотеатра была привлечена к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком на один год условно за то, что ее сотрудник упал с перекрытия и получил травмы, в результате которых скончался. В ходе разбирательства выяснилось, что скончавшийся инженер не проходил обязательного обучения безопасной технике выполнения работ.

Санкции

При выявлении нарушений в сфере охраны труда, санкции могут быть наложены как на работника, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При выявлении факта преднамеренного или непреднамеренного, совершенного по неосторожности, проступка, работник может понести следующие варианты наказаний:

  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • перевод на должность с более низкой оплатой труда сроком до трех месяцев при условии согласия работника;
  • освобождение от должности, связанной с опасными условиями труда, с переводом на другую, в соответствии со специальностью работника, с его согласия.

При материальных санкциях работник будет обязан возместить не только непосредственный ущерб, вызванный самим проступком, но и компенсировать его затраты на выплаты третьим лицам.

Юридические лица, так же как и индивидуальные предприниматели, могут быть привлечены к административной ответственности при несоблюдении предписаний системы охраны труда. В данном случае нарушение должно выражаться в противоправных действиях или бездействии, носящих умышленный характер.

Законодательством при этом предусмотрен следующий объем санкций:

  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф в диапазоне от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или временный запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.
  • Для юридических лиц размер штрафных санкций составит от 300 до 500 минимальных размеров (МРОТ), либо будет наложен запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.

В случае сокрытия факта несчастного случая или наличия профессионального заболевания при страховании, в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса, административный штраф составит:

  • для физического лица – от 3 до 5 МРОТ;
  • для юридического лица – от 50 до 100 МРОТ.

Уголовная ответственность становится следствием грубых нарушений в части соблюдения норм охраны труда, детализированных в статье 143 Уголовного кодекса.

Кроме того, к числу уголовно наказуемых относятся нарушения следующих категорий:

  • безопасность на объектах атомной энергетики;
  • безопасность при строительных и прочих работах;
  • безопасность на взрывоопасных объектах;
  • пожарная безопасность.

В случае допущения нарушения положений охраны труда, результатом которого стало причинение тяжкого вреда, могут быть назначены штрафные санкции в размере заработной платы в сумме вплоть до полутора лет, либо лишение свободы на период до одного года или исправительные работы длительностью до двух лет. Если результатом нарушения стала смерть, виновный будет осужден на срок до трех лет.

Факт нарушения должен быть зафиксирован документально.

Для этих целей создается специальная комиссия, численностью не менее трех человек, которая расследует обстоятельства нарушения и по итогам составляет соответствующий акт.

Документ составляется в свободной форме, но при этом должен содержать обязательные реквизиты и информацию:

  • место составления акта, его дату и время;
  • информацию о членах комиссии, включая их должности;
  • информацию о нарушителе, также с указанием должности;
  • обстоятельства совершения нарушения виновным;
  • какие последствия стали результатом нарушения;
  • предлагаемые комиссией санкции.

Ниже прилагается образец акта, составленного по результатам проверки нарушения, допущенного в части требований охраны труда сотрудником ООО «Арт-экс»:

На основании предложенных в акте мер санкционного характера, подписывается соответствующий приказ. Единой формы данного документа нет, поэтому можно воспользоваться следующим образцом:

Каждый человек, когда устраивается на работу, хочет быть уверенным в своей безопасности во время исполнения обязанностей. Во многом это зависит от условий труда. Однако немалая доля ответственности лежит и на самих сотрудниках, которым следует слушаться ряда требований для сохранения своего здоровья, а также состояния окружающих, на рабочем месте.

Под охраной труда подразумевается ряд законов и правил, защищающих безопасность работников во время своих служебных обязанностей. Они подробно изложены в 419, 21 статьях ТК, 15 статье Закона и других документах.

Меры по охране труда

Российская Федерация признает ряд мер по охране труда, которые должно соблюдать лицо, предоставляющее работу. Они разделены на несколько типов:

Каждый ответственный и законопослушный управляющий предприятием будет соблюдать законы согласно всем этим группам мероприятий. При несоблюдении какого-либо правила из предоставленных законодательством мер в этой сфере, работодатель будет привлечен к ответственности перед государством .

Сотрудники предприятия, трудоустроенные работодателем, в свою очередь обязаны выполнять все требования , продиктованные законом. Они должны правильно использовать все вышеупомянутые меры ораны труда и соблюдать их. При невыполнении каких-либо правил работник также подлежит наказанию по закону. Есть несколько видов ответственности, которые применяются в трудовом законодательстве.

Виды ответственности

Законодательная система нашей страны предусматривает несколько видов ответственности за нарушение требований по охране труда. Они продиктованы Трудовым Кодексом, Кодексом об административных нарушениях, а также Федеральными законами России.

Дисциплинарная

К ряду дисциплинарных нарушений относится не соблюдение работником требований договора, не выполнение предусмотренного в нем, а также в законодательстве, обязанностей, правил и актов.

Если нарушение признано дисциплинарным, нарушитель может понести наказание в одном из трех его видов:

  • выслушать замечание;
  • получить выговор;
  • быть уволенным.

К ответственности по данному ряду нарушений не привлекается человек, который совершил нарушение без умысла и халатности на рабочем месте.

Кроме работников, дисциплинарную ответственность порой несут и лица, занимающие должностные места на фирме. Особенно это касается тех, кто должен заботиться о том, чтобы правила охраны труда были строго соблюдены.

Такие инциденты происходят по причине следующих нарушений:

  1. Люди были допущены к выполнению работы прежде, чем прошли проверку на компетентность в данной сфере деятельности.
  2. Сотрудники начали труд без прохождения медицинской комиссии.
  3. Работа выполнялась с помощью неисправных и ненадежных механизмов и оборудований.
  4. При работе не были выданы специальные средства для защиты работников, например спецодежда.
  5. К вредным и опасным видам деятельности были привлечены люди, которым согласно закону нельзя заниматься такого рода работой.

Если сотрудники организации, которая специализируется на опасном труде (например с использованием энергии атомов и т.п.), пострадал из-за дисциплинарного нарушения требований охраны труда, актуальными будут такие виды несения ответственности:

  1. Ответственный за нарушение ожжет быть предупрежден о том, что его служебные обязанности были выполнены неправильно.
  2. Сотрудник может быть переведен на выполнение другого рода работы, оплата за которую ниже. Однако этот шаг выполняется с согласия работника.
  3. Ответственное лицо может быть переведено на рабочее место, никак не связанное с опасным производством. Такой шаг также применяется с согласия работника, и может быть действительным не более года.
  4. Правонарушитель может быть снят со своей должности, связанной с опасными веществами. В таком случае ему предложат другое рабочее место, подходящее по его профессии. Это проводится с согласия человека.

К одному конкретному дисциплинарному нарушению можно применить только один вид ответственности , максимально соответствующий его тяжести. Использовать его можно только в течение месяца с момента нарушения.

Материальная

Положения закона о материальной ответственности должны быть заранее предусмотрены в трудовом договоре , а договор подписан обеими сторонами. Также можно подтвердить подписями двух сторон дополнительный документ об охране труда.

Если сотрудник осведомлен, что несет ответственность за охрану труда в пределах своих полномочий, он должен знать, что возмещение ущерба предприятию в случае несоблюдения закона лежит на нем. Имеются в виду исключительно действительные убытки, которые потерпела организация, а не утраченная выгода.

Для того, чтобы на законном основании сотрудник был привлечен к ответственности за нарушение охраны труда на предприятии, и возместил материальный ущерб, необходимо наличие следующих фактов:

  1. В поведении обвиняемого лица явно видны действия, противоречащие закону.
  2. Вина человека должна быть очевидна. Также нарушением будет считаться бездействие, которое привело к нарушению.
  3. В ситуации ярко прослеживается связь поступка и его последствий.

Важно знать! Сотрудник, несущий ответственность, выплачивает ущерб исключительно в пределах своей месячной заработной платы. Сумма выплаты может превышать эту норму только в том случае, когда работодатель был вынужден выплачивать деньги в виде возмещения ущерба другим работникам. Тогда виновный в правонарушении сотрудник должен покрыть и эти выплаты.

Административная

К административной ответственности могут быть привлечены следующие люди:

  • Занимающие высокие должности на предприятии.
  • Лица, являющиеся юридическими.
  • Люди, которые занимаются предпринимательством не имея соответственного образования юридического лица.

Нарушением могут быть признаны неправильные действия лица, или же отсутствие правильных и необходимых действий. Как бы то ни было, ответственность будет налагаться только в случае, если нарушение было умышленным. Таковым его признают, когда человек осознавая неправильность своих действий и их противозаконность, зная о пагубных последствиях, переступал через них и допускал правонарушение, или же никак не влиял на его предотвращение.

Важно знать! Человек виновен в нарушении требований охраны труда только в том случае, если он имел возможность позаботиться об их соблюдении, был оснащен всеми для того средствами, но сознательно не воспользовался этим.

Есть несколько уровней ответственности за непослушание закону в данной сфере:

  1. Лица, находящиеся на должности, отвечающей за безопасность труда на предприятии, при нарушении законов в этой отрасли могут быть обязаны возместить ущербы в виде выплаты штрафной суммы от пяти до пятидесяти единиц минимальных размеров оплаты труда.
  2. Частники, не имеющие специального образования, могут быть оштрафованы на сумму от пяти до пятидесяти МРОТ. Также в некоторых случаях используется санкция, отстраняющая лицо от его деятельности на период не более трех месяцев.
  3. Юридические лица могут понести ответственность в сумме от трех до пяти сотен МРОТ. Также к ним может быть применена санкция, останавливающая деятельность на три месяца (но не более того).

Обратите внимание! Лицо, находящееся на ответственной должности, которое уже было подвержено административной ответственности по причине игнорирования требований, касающихся безопасности труда, и снова обвиняется в нем, может быть дисквалифицировано на период от одного, до трех лет.

Уголовная

В особенно сложных ситуациях правонарушители могут быть наказаны согласно уголовному законодательству. Это касается ситуаций, когда убыток был слишком большим или же пострадали люди. Например, в список уголовных нарушений требований охраны труда входят:

К ответственности уголовного типа можно привлечь исключительно физическое лицо. Среди них могут быть управляющие предприятием, сотрудники, работающие на высоких должностях, а также обычные рядовые работники.

В данном видео содержатся нюансы об уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда.

Руководители и специалисты, работники, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполении обязательств (мероприятий) раздела охраны труда коллективного договора, привлекаются к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность:

1. Дисциплинарная. Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее выполнение наложенных на работника трудовых обязателств. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных нарушений:

Замечание

Выговор

Увольнение

Не допускается применение дисциплинарных взысканий не предусмотренных кодексом. Для применения дисциплинарного взыскания существует процедура: работодатель требует объяснение в письменной форме, в случае отказа - составляетсясоотвтетствующий акт при свидетелях. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца после обнаружения дисциплинарного проступка, не считая болезни работника, времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников, отпуска. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяяцев со дня совершения проступка, а при ревизии - не позднее 2 лет со дня его соверешния. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется в форме приказа, и предъявляется работнику под роспись в течение 3 дней со дня взыскания. Может быть обжаловано в государственной инспекции по труду или в суде. Взыскание действительно в течение 1 года.

2. Административная. Основание и объем админимстративной ответственности за нарушение требований нормативных актов по охране труда определены в КоАП от 30.12.2001 за номером 195-ФЗ (с изменениями).

К административным взысканиям относятся:

1. предупреждение - мера административного взыскания, выраженная в порицании физического лица. Выносится с письменной форме

2. административный штраф (денежное взыскание)

3. дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица.

К административной ответственности привлекают органы надзора, привлекаются работодатель, руководители, должностные лица и работники, ответственные за состояние охраны труда. Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» часть 1: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет нарушение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 30000 до 50000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В редакции ФЗ от 9.05.2005 №45, от 20.04.2007 №54, от 22.96.2002. Часть 2: Нарушение законодательства о труде о об ОТ ранее подвергнутых административному нарушению ведет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.


Статья 5.44 «Сокрытие страхового случая». Сокрытие страхователей наступления страхового случая, при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа: на граждан от 300 до 500 рублей, на должностных лиц от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц от 5000 до 10000 рублей.

3. Уголовная ответственность. Наступает за совершение физическим лицом преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ (от 13 июня 1996 г, №63-ФЗ). Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

Глава 19 «Преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Статья 143 УК РФ. Часть 1: нарушение правил техники безопасности или других правил охраны труда, совершенных лицом, но котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это привело к нанесению тяжкого вреда, наказывается: штрафом в размере до 200 000 рублей, или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года. Часть 2: То же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Анализ условий труда

При анализе условий труда используются следующие методы:

1. Топографический метод. Суть этого метода заключается в том, чтобы изучить причины несчастного случая по месту происшествия

2. Монографический метод. Включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай (и технологический процесс, и работа основного и дополнительного оборудования, и применение СИЗ и СКЗ).

3. Экономический метод. Включает в себя подсчет экономических потерь от травматизма.

4. Статистический. Для построения функции опасности системы «человек – машина» необходимо определить количественное значение риска, т.е. ожидаемых потерь. Для этого возможно применение методов, основанных на анализе статистических происшествий и анализе функционирования системы «человек – машина». Статистические показатели:

К Ч (Коэффициент чистоты)=(Т/Р)*1000, где Т – количество НС, Р – количество работников.

К Т =Д/Т, где: Д – количество дней нетрудоспособности, Т – количество травм. В приведенной формуле коэффициент тяжести не отражает фактической тяжести несчастных случаев, т.к. при расчете не берутся случаи, нетрудоспособность которых не закончилась в отчетный период, а так же этот показатель не учитывает потерь, связанных с полным выбытием погибших из трудового процесса, поэтому при статистическом методе используется коэффициент нетрудоспособности:

К Н (Коэффициент нетрудоспособности)=К Ч *К Т.

Индивидуальный риск (ожидаемые потери) какого – либо i-го происшествия можно записать:

Ri=Pi(К Ч /1000)*К Т;

Рi – вероятность реализации i-происшествия.

Для количественного определения Pi используют метод анализа опасности с помощью дерева происшествий. Дерево происшествий – модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными или исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление.

Алгоритм построения дерева:

1. Устанавливают потенциальное происшествие, которое будет являться головным событием в дереве.

2. Устанавливают события (отказы, ошибки), которые могут привести к этому происшествию.

3. Выявленные события обозначаются окружностями и размещают выше головного события.

4. Соединяют события верхнего уровня с событием или событиями нижнего уровня с помощью логических знаков «И» и «ИЛИ».

5. Устанавливают события, которые, в свою очередь, вызывают каждое из событий верхнего уровня.

6. События в виде окружностей записывают выше предыдущего уровня, соединяя события – причины со своими событиями – последствиями с помощью логических элементов «И» и «ИЛИ».

7. Повторяют пункты 5 и 6 пока не будет достигнут уровень базовых событий, т.е событий, происходящих спонтанно, без видимых для человека причин.

Логические элементы дерева происшествий