Методические рекомендации "сценарии тренинговых занятий". Сценарии тренинговых занятий, алгоритмы и тренинговая работа Конспект сценария тренингого занятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

Московский Государственный Университет Пищевых Производств

Тема: «Составление сценария тренинга»

Ображей А.В.

Группа: 11-ИУК-10

Преподаватель:

Арутюнова Н.И.

Москва 2014

Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Любой тренинг проходит в группе и использует групповой ресурс. Однако, даже самый богатый потенциал группы не будет раскрыт, если психологическая обстановка в ней далека от уважительной, доверительной и безопасной. Для создания именно такой благоприятной обстановки и необходимы правила.

Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом.

Правила тренинга:

1.Правило единой формы обращения

Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях: называть кого-то одного на «Вы» и по отчеству, в то время как все остальные говорят «ты» и пользуются только именами, недопустимо.

2.Правило актуального общения

Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

3. Правило конфиденциальности

На любом тренинге, даже если он всего лишь учит правильному написанию налоговых отчетов, люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.

4.Правило персонификации высказываний

Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен».

5.Правило искренности и уважительности

Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной.

6.Правило пунктуальности

Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремиться соблюдать регламент. Это также прописывается в правилах.

7.Правила пользования мобильными телефонами

Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или по крайней мере включать беззвучный режим - но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.

Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

Социально-психологический тренинг «Сплочение»

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

· Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

· Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

· Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

· Осознание себя командой.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут;

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

1. Организационный момент - 4 минуты

2. Вступление - 5 минут

3. Цель задачи - 3 минут

4. Разминка - 10 минут

5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)

6. Подведение итогов, обсуждение- 30 минут

7. Завершение- 3 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Разминка Упражнение «Пожалуйста»

2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

3. Упражнение «Постройтесь по росту!»

4. Упражнение «Печатная машинка»

5. Упражнение «Поезд»

6. Упражнение «Опустить предмет»

7. Упражнение «Переправа»

8. Упражнение-игра «Тик-так»

Вступление: Здравствуйте. Сегодня проведем тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка:Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Упражнение «Печатная машинка»

Цель : Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд»

Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Упражнение «Опустить предмет»

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Подведение итогов, обсуждение:

· Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

· Какие чувства испытывали?

· Что нового узнали о себе, о группе?

· Как будете использовать эти знания?

· Чему научились?

· Как это пригодиться в будущем?

· Что было важным?

· Над чем вы задумались?

· Что происходило с вами?

· Что нужно развивать на будущее?

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения.

Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций и упражнений, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. психологический тренинг социальный общение

Кроме этого эффективным методом является принцип исследовательской творческой позиции. Основой этого приема, служит то, что в процессе тренингового обучения участники самостоятельно обнаруживают, осознают и открывают для себя различные закономерности и идеи, берущие свое начало из психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности. Цели, задачи, условия реализации тренинга. Содержание учебного плана, его реализация через систему методических упражнений.

    реферат , добавлен 11.06.2011

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

Глава 3.1 Практическая психология тренинга как искусство

Сценарии тренинговых занятий

Когда некоторые специалисты-практики говорят о том, что можно создать замечательный сценарий занятия, который может транслироваться и работать – то есть быть эффективным независимо от особенностей личности ведущего и специфики группы, это вызывает, мягко говоря, недоумение. В общем-то в нашей жизни и тем паче в психологической практике все бывает – "На свете много есть такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!", но все-таки: если бы созданный неким специалистом один раз, апробированный на ряде групп сценарий затем был бы "запущен в серийное производство", использовался бы "под копирку" апологетами и, невзирая на погодные условия, обеспечивал бы всякий раз высшую степень эффективности – то все! Можно умывать руки и закрывать все исследовательские психологические институты. А заодно и педагогические вузы.

Были бы разом решены все глобальные методологические, методические, практические проблемы психологии и педагогики. Потому как – вот она, волшебная палочка, универсальный инструмент "исправления" и "выращивания" гармоничной личности. Бери и пользуйся! И пойдут стройными рядами актуализированные субъекты саморазвития. Правда, из инкубатора...

Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: "Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему".

Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения;

Содействие личностному росту и саморазвитию.

  1. Задачи

Дать старшекласснику знания о самом себе и научить его получать эти знания;

Способствовать формированию у старшеклассников активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

Способствовать личностному росту старшеклассника, особенно его нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала подростка.

  1. Время, отводимое на данное занятие: 2 учебных часа.
  2. Участники: учащиеся старших классов средней школы.
  3. Сценарий занятия (в виде таблицы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тренингового занятия .

  1. Тема: Ценностные ориентации.
  2. Цель, которая должна быть достигнута

Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения;

Содействие личностному росту и саморазвитию.

  1. Задачи

Дать старшекласснику знания о самом себе и научить его получать эти знания;

Способствовать формированию у старшеклассников активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

Способствовать личностному росту старшеклассника, особенно его нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала подростка.

  1. Время, отводимое на данное занятие: 2 учебных часа.
  2. Участники: учащиеся старших классов средней школы.
  3. Сценарий занятия (в виде таблицы)

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе занятия

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

1. Разминка.

5-10 минут.

Введение в атмосферу тренинга.

Приветствие:

Насколько вы работоспособны на данный момент (максимально 10 пальцев).

«Имя - характер»

Назвать свое имя и подобрать по любой из букв имени присущую черту характера.

Участники садятся в общий круг.

2. Формулировка темы занятий.

15-20 минут.

Понять, осознать адекватность своей самооценки.

Метод групповой рефлексии.

Вводная беседа.

Существует 3 уровня самооценки:

Самооценка реальная, соответствующая действительности;

Завышенная самооценка;

Заниженная самооценка.

По мере того, как называются эти уровни, учащиеся объясняют, как они это понимают, приводят примеры.

Ответы на каждый вопрос даются по кругу и по мере того, как учащиеся сформулируют ответ.

Вопросы: Как вы считаете, Вы человек хороший?

Почему Вы так считаете? Что Вам дает на это право?

От чего зависит Ваша самооценка?

Мы понимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человек занижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, то как к нему относятся окружающие?

3.Написание «Брачного объявления»

5-10 минут.

Использование приема внутри метода концентрации присутствия для дальнейшей работы в пространстве дискурса в форме обсуждений.

В целях самопрезентации учащимся предлагается написать текст «Брачного объявления».

Написанные объявления собираются и зачитываются ведущим. (но не все).

4. «18 жизненных ценностей».

20-30 минут.

Способствовать личностному росту старшеклассника, особенно его нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала подростка.

Метод операционализации .

У Вас есть 18 жизненных ценностей, которыми пользуется каждая личность.

На чистом листе необходимо пронумеровать слева 18 пунктов (на доске делает учащийся).

- «Вам необходимо написать ценности в порядке убывания по значимости для Вас начиная с 18-й (наиболее ценной).

Посмотрим, как работает эта жизненная программа:

Если будет №18 приобретаю №17 и позволяет иметь №16 позволяет №15 в результате этого я получаю №14 и у меня есть №13 позволяет №12 я смогу №11 позволяет №10. Если есть сбой в программе, то начинаем все сначала: если есть №10, что позволяет №9 при этом позволяет №8.

Ведущий вызывает желающего, который будет выполнять задание на доске, а остальные выполняют на своих местах.

Список 18 жизненных ценностей лежит у каждого на столе.

1. Активная жизнь.

2. Жизненная мудрость.

3. Здоровье.

4. Красота.

5. Любовь.

6. Наличие друзей.

7. Познание.

8. Общественное признание.

9. Работа.

10. Равенство.

11. Свобода.

12.Самостоятельность

13. Счастливая семейная жизнь.

14. Творчество.

15. Удовольствия.

16. Уверенность в себе.

17. Хорошая обстановка.

18. Материальная обеспеченность.

5. Упражнение «Жизненные ценности».

10-15 минут.

Смоделировать ситуацию, позволяющую эффективно способствовать социализации и адаптации к обстоятельствам жизни.

Используется метод групповой рефлексии и концентрации присутствия.

Необходимо написать 6 главных жизненных ценностей, 6-я самая важная и по убывающей (т.е. начиная с 6-й).

Прилетел Дракон и съел одну жизненную ценность (смять одну бумажку). Какие ощущения, какие чувства после этого вы испытываете?

Прилетел Дракон в следующий раз и забрал следующую жизненную ценность. Какие ощущения? Какие чувства и т.д. После того как будут смяты все бумажки сообщить, что прилетел добрый волшебник и разрешил вернуть одну ценность.

Какие ощущения?

Постепенно вернуть все ценности.

У кого порядок изменился?

Может вы хотите поменять бумажки и написать другие?

Лист бумаги разрезан на 6-8 частей (у каждого участника).

Какие ощущения, какие чувства вы испытываете после того, как Дракон съел жизненную ценность (вопрос задается после каждой смятой бумажки) ?

Какие ощущения вы испытываете(вопрос задается после каждой возвращенной ценности) ?

У кого порядок изменился?

Может вы хотите

поменять бумажки и написать другие?

6.Завершение занятия:

5-10 минут.

Способствовать развитию умения воспринимать, понимать и оценивать самих себя и других людей, приобретая т.о. умение глубокого самоанализа, а также смысловой и безоценочной интерпретации себя и других людей.

Метод групповой рефлексии и построения диспозиций.

Беседа - изменили бы вы сейчас написание «Брачного объявления»? И «Почему человеку для того, чтобы переоценить, надо что-то потерять»?

Теперь изменили бы вы сейчас написание «Брачного объявления?

Почему человеку для того чтобы переоценить ситуацию необходимо что-то потерять?

Были использованы:

Программы интенсивного курса «Культура эмоций» Автор - кандидат психологических наук А.А. Востриков

«Я и другие» - тренинг социальных умений. Радионов, Ступницкий, Кардашина. Академия развития 2001, 02, 04гг.

Курс лекций Кардашиной О.В. « Содержание и методика групповой работы с детьми и подростками».


Сценарии тренинговых занятий

Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: "Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему".

Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

Каково? К сожалению (а может, к счастью?), утопия. Пробовали уже – и описывать, и демонстрировать, и подражать. И не раз пробовали, особенно с педагогами-новаторами, – не получается. Делают вроде все, как учитель гений, ан нет – вылезет не вовремя какой-нибудь Вова Пупкин и жвачкой плюнет. И приходится на него, родимого, орать и отвлекаться. В общем, дети мешают. Без них так бы замечательно внедрили талантливую педагогическую технологию...

Так же обстоит дело и со сценариями тренинговых занятий.

Нет волшебных сценариев, нет универсальных инструментов, нет чудодейственных рецептов, пригодных на все случаи жизни. Потому что – разговоры об уникальности личности каждого человека, оскомину давно набившие, не пустые. Потому что – мы и в самом деле все разные: и ученики, и учителя, и ведущие, и участники групп. Потому что каждый день – "не такой, как вчера". И потому что "нельзя дважды в одну и ту же реку...". А кроме того не раз уж напоминали лучшие умы: воспитывает не метод, а личность.

Поэтому и учат в педагогических вузах и университетах не тиражированию кем-то созданных планов и сценариев занятий, а общим принципам их создания, методологическим основаниям и методическим приемам.

Алгоритмы и тренинговая работа

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души. Наверное, потому, что для каждой души он свой, ведь душа у каждого развивается по своему особому пути. Значит, психология – не наука? Наука, конечно, поскольку способна изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где психология соприкасается с живой конкретной душой, – там она из науки превращается в искусство. А для искусства, как известно, основное правило – это приоритет исключений.

Художник, создавший произведение искусства, при всем желании не сможет передать ученикам алгоритм создания истинно талантливого произведения. То есть он, безусловно, сможет поднапрячься и восстановить механическую цепочку шагов-действий, приведшую к созданию его собственного шедевра, сможет даже объяснить ученикам и заставить их выучить эту цепочку наизусть. Но смысла в этом не будет никакого – потому что, повторив эту



цепочку, его последователи получат в самом лучшем случае точно такое же произведение. Только на свет появится не новый шедевр, а копия уже имеющегося. А в этом случае об искусстве – о подлинном искусстве – речи нет.

Означает ли это, что в искусстве нет алгоритмов? Разумеется, не означает. Решая любую частную задачу – в рамках своей глобальной сверхзадачи, – художник, как и ученый, пользуется определенными средствами, приемами, представляющими собой известные алгоритмы. Можно рискнуть и высказать предположение, что создание произведения искусства или научное открытие – это результат новой комбинации известных алгоритмов, помноженной на неожиданные изменения в структуре какого-то алгоритма.

Точно так же происходит и в практической психологии. Отсюда понятна специфика работы ведущего тренинговых групп, впрочем, как и любого практического психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей... направления ветра, в конце концов). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Стало быть, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые.



Подобный уровень профессионализма достигается только на основе опыта и изначально заложенной способности к творчеству. Чтобы виртуозно "играть" приемами и упражнениями, надо очень глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждое упражнение будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом – а проживанием опыта, причем не только для участников группы, но и для ведущего. Проживая упражнение каждый раз вместе с группой, ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Это не парадокс: психологические игры и упражнения имеют удивительное свойство, отличающее их от других "способов структурирования времени", как сказал бы Э. Берн, повторение которых не приносит ничего кроме скуки. Их содержание в любой момент готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, повернуться неожиданной стороной. Вы можете десятки раз использовать одно и то же упражнение в разных группах, даже почти не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы – эти великолепные жемчужины для украшения личности.

Неисчерпаемость содержания психологических игр и упражнений как раз и есть площадка для запуска творческого фейерверка группового тренера. Тогда случается некий инсайт, и творчески примененный прием дает совсем не тот, что планировался ранее, но еще более грандиозный эффект. И ведущий чувствует крылья за спиной, видит результативность своей работы

и осознает, что может сделать в своем дневнике новую запись под скромной рубрикой "методические находки".

Но для этого нужно хорошенько освоить уже созданные алгоритмы, осознать хотя бы часть скрытых в них смыслов, отработать их, увидеть на практике, как они действуют именно в ваших руках. И тогда – творите! Пользуйтесь полученным инструментом для достижения ваших целей, помня о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

Разделы: Школьная психологическая служба

Что такое «современная молодежь»? К счастью, она такая разная, что кратко ответить на этот вопрос невозможно. Почему «к счастью»? Да потому, что чем больше разных групп, образов, интересов, тем больше шансов, что каждый подросток смогут найти и проявить себя, свою индивидуальность, свою неповторимость, и в тоже время найти поддержку у тех ровесников, кому близки их беспокойства и интересы. Это очень важно. Важно потому, что старшеклассником быть трудно.

Взрослые часто предъявляют к старшеклассникам требования, которые в 15-17 лет просто невозможно выполнить. Иногда потому, что они слишком «взрослые». В твои годы давно пора знать, чему ты посвятишь свою жизнь! Или наоборот, совершенно недооценивающие взрослости. Ты помыл руки? Пора ложиться спать, уже 10 часов! Тебе еще рано о девочках думать!

Но самое трудное заключается в том, что подростки начинают задавать себе вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Постоянно живешь в ситуации выбора, постоянно испытываешь напряжение, постоянно проверяешь себя, своих друзей, своих близких. Постоянно испытываешь разочарование, растерянность, удивление, порой злость. Вроде бы хотел поступить честно, а тебя объявили предателем. Не хочешь хвалиться своими знаниями, уже записали в серость, хотел сообщить всем что-то новое, интересное – выскочка!

Но самое грустное, посоветоваться, оказывается, не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда. Объяснить им, что ты без ответов на эти вопросы жить не можешь, тоже оказывается, очень непросто.

Ответы на эти вопросы поможет найти цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти».

Цели занятий:

  • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Условия проведения занятий

Цикл рассчитан на 8 занятий, продолжительность каждого занятия от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.
На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.
Цикл тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

Занятие 1. Семь «Я» человека.

Цель: формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми.

I. Психолог сообщает цель предстоящих встреч, кратко рассказывает об этапах занятий.

Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл занятий – «Жизнь прожить – не поле перейти», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни. Для начала познакомимся с ритуалом приветствия, которым мы будем начинать каждое наше занятие.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте!".

Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Учащиеся предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии). (Приложение 1 )

II. Основная часть

1. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять правила и просит каждого участника дать такое обещание.

2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.

3. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?

4. Психолог. Наше первое занятие мы посвятим одному очень важному вопросу. Что это за вопрос – предлагаю отгадать самим. (На доске записаны буквы, которые при перестановке превращаются в слово «м о п а н н с а о з и е ») Как вы думаете, что такое самопознание?

5. Тест «Семь «Я» человека» (Приложение 2 )

Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

6. Дискуссия по выполнению теста:

Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли вы, с результатами теста? Полезна ли полученная информация?

7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия. У учащихся на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая: 36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо 38 – сложно, неинтересно, обременительно; 34 – бесперспективно, безразлично.

2. Ритуал прощания. Психолог предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга

Занятие 2. «Ни печали без радости, ни радости без печали».

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть

1. Мотивационный блок.

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит выразить их одним словом, например, любопытно, интересно, поучительно и др.

2. Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях» (Приложение 3 )

2. Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулироватьпричины жизненных трудностей человека,определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.

4. Обсуждение упражнения

5. Упражнение «Через три года»

Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
  • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Беседа

Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина». (Приложение 4 )

2. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятии.

3. Ритуал прощания

Занятие 3. «Сказка ложь, да в ней намек»

Цель: формирование навыков преодоления стресса.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть.

1. Психолог предлагает ребятам вспомнить самый запоминающийся фрагмент прошлого занятия. Ребята высказывают свое мнение по цепочке.

2. Сказка «Охотник и его сыновья» (Приложение 5 )

Психолог знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написанную А.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.

3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?

4. Психолог . История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.

5. Упражнение «Воздушные шары»

Психолог . Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения .

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции. Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Передай мяч, не используя ладони»

Участники встают в круг. Передают друг другу мяч, не прикасаясь к нему ладонями. Так несколько раз. На заключительном круге, передавая мяч обычным образом, заканчивают предложение: «Любая проблема может быть решена, если…»

2. Ритуал прощания

Занятие 4. «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Задание «Лилипуты и великаны»

Психолог. Представьте себе, что вам предложили совершить путешествие или в страну лилипутов, или в страну великанов. Куда идти? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие 1 минута.

2.Обсуждение задания

3. Игра «Путешествие в горы» (Приложение 6 )

Психолог говорит о том, что сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры (приложение).Учащимся предлагается совершить путешествие в горы.

III. Заключительная часть

1. Психолог. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь? Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач? Как к ним относится? Каким образом данная игра относиться к теме нашего разговора?

2. Ритуал прощания

Занятие 5. «Ни один человек не может быть островом»

Цель: помощь в осознании роли общения в жизни человека.

I . Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Расшифруй»

Психолог. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использо­вать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

2. Беседа «Трудности человека, связанные с общением»

Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери.)
Как отсутствие общения может повлиять на человека, его физическое и психическое состояние? Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой общаться»? Эти слова были справедливо сказаны или нет? Как вы на них реагировали?

3. Упражнение «Умею ли я общаться»

Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят ее на 10 равных частей. Знаком «+» они отмечают на прямой линии свое желание общаться. Знаком « – » свое умение общаться.

4. Обсуждение упражнения

Учащиеся обсуждают полученные результаты и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.Называют возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения.

5. Игра «Общий язык»

Группа разбивается на тройки, при помощи расчета на 1-2-3. Игроки должны договориться между собой, например, о том, где. Когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. Задача в таком состоянии тройка должна за минимальное время о чем-то договориться. Когда закончит работу последняя тройка в группе (за этим следит ведущий), можно приступать к обсуждению.

6. Обсуждение упражнения. Что способствовало нахождению общего языка?Что препятствовало нахождению общего языка?

7. Прослушивание фрагмента из жизни Авраама Линкольна (Приложение 7 )

8. Обсуждение ошибок оценивания людей в общении.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия

Учащиеся составляют график эмоционального воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план урока. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мне­нию, моменты урока.

2. Ритуал прощания

Занятие 6. «С кем поведешься от того и наберешься»

Цель: осознание подростками необходимости и важности объединения людей в группы по интересам; формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим слово «компания».
Слова, которые называют учащиеся, записываются на доске: «друг», «не бросят», «гуляем», «разговариваем», «не скучно» и др.

Вывод: в основном слово «компания» вызывает у нас позитивные чувства.

2. Беседа о причинах объединения в группы

Психолог обращает внимание учащихся на то полезное, что может принести то или иное объединение («научился играть на гитаре», «ездить на мотоцикле», «стал сильнее», «стал увереннее в себе»…), затем интересуется, всегда ли это влияние является положительным.

3. Упражнение «Различия»

Психолог предлагает учащимся подумать и назвать отличия отрицательной компании от положительной. Ответы записываются на доске:

4. Упражнение «Алгоритм двух «О»

Психолог. Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планам, интересами? Как?

Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»): Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске. Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Обсуждение упражнения

Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

Психолог. Вам нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа.

Обсуждение результатов теста. Согласны ли с полученными результатами? Какие выводы для себя сделали?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Комплименты»

Психолог. Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, вот что необходимо для приятного продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
Учащимся предлагается сесть в круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделали комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем установив контакт с партнером слева от него, сделать свой комплимент так по кругу до тех пор, пока все учащиеся не скажут комплимент своему соседу.

2. Ритуал прощания

Занятие 7. «Семья в куче, не страшна и туча»

Цель: осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Задачи: развивать представления о роли близких в жизни человека;формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни;

Оборудование: бумага для записей, карандаши.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Генеалогическое древо»

Психолог. Откуда мы родом? Где наши корни? И что такое корни? Корни – это то, что дает нам поддержку. Учащимся предлагается изобразить генеалогическое древо своей семьи, представив себя стволом дерева, а родителей, бабушек дедушек – корнями. Сколько уровней корней (поколений семьи) может нарисовать каждый из присутствующих? Нужно написать мена тех родственников, которых учащиеся вспомнят.В ходе обсуждения упражнения делается вывод, почему семья – это наши корни. Оказывается, это именно она дает нам поддержку уверенность в том, что мы кому-то нужны.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы анкеты.

3. Упражнение «Копилка семейных трудностей»

Психолог предлагает обсудить вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков и родителей?По результатам обсуждения составляется «Копилка семейных трудностей», которая фиксируется на доске. Желательно, чтобы трудности формулировались детально: «непонимание» со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор до ночи, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

4. Упражнение «Советы»

Учащимся предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги.
Учащиеся эти листочки не подписывают. На каждом листочке – один совет. Все листочки собираются в корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает советы, зачитывает учащимся.

5. Обсуждение упражнения

6. Упражнение «Фразы»

Учащимся предлагается порассуждать над некоторыми фразами ве­ликих людей.

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. (П. Буаст.)
  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах.)
  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль.)

Вопрос: Могут ли такие отношения, которые заключены в словах великих людей, привести к жизненным затруднениям?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит учащихся закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

2. Ритуал прощания

Занятие 8. До свидания!

Цель: обсуждение эффективности работы группы.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Новогодняя елка»

Все участник должны выстроить из самой группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками. Главное, чтобы все участвовали в постройке и каждый был удовлетворен своим местом. После того как елка будет построена, психолог «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.

2. Обсуждение упражнения. Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Как распределялись роли? Все ли участники довольны доставшимися ролям?

3. Упражнение «Чемодан»

Один из участников – Отъезжающий выходит из комнаты, другие начинают «собирать ему чемодан» в дорогу: пишут список положительных качеств, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет ему в преодолении трудностей, которые могут встретиться ему на жизненном пути. Но Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем Отъезжающему зачитывается вест список. Процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

4. Обсуждение упражнения

Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим? Что еще вам хотелось бы взять в дорогу?

5. Упражнение «Мое будущее» . Психолог предлагает учащимся закончить предложения:

– Мое будущее видится мне… – Я жду… – Я хочу… – Я думаю… – Я планирую…– Мне хочется достичь успеха…– Для этого необходимо…– Главная сложность, с которой я столкнусь…
– Преодолеть препятствия мне поможет…

6. Упражнение «Коллаж»

Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные яркие события.

III. Заключительная часть

Психолог. Пришло время подвести итоги наших встреч…

Учащиеся сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы.

2. Взаимные благодарности. Учащимся дается задание выразить свою благодарность друг другу: «Я тебе благодарен за…»

3. Ритуал прощания

Список литературы :

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.
3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.
5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100 графических тестов. Екатеринбург: У – фактория, 2005.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2005
7. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,:Академия развития,2002.
8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.