Игра-квест «Путешествие в страну профессий» для детей старшей и подготовительной групп. Квест - игра по профориентации "путешествие в город профессий" Квест выбора профессий

Анна Сухова
Квест-игра для старшего дошкольного возраста «В стране профессий»

Цель : знакомство дошкольников с профессиями посредством игровой деятельности.

Задачи :

Образовательные : расширять знания детей о разнообразных профессиях , их названии и содержании; формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества (врач, пожарный, строитель, швея) ; формировать представления о различных специальностях врачей (стоматолог, невролог, травматолог) ; отрабатывать навык составления описательного рассказа о людях разных профессий , используя мнемотаблицу (план – схему) ; закреплять знания детей о первых признаках инсульта.

Развивающие : способствовать развитию связной речи; обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии » (пациент, стоматолог, невролог, травматолог, инсульт, прилагательными (заботливый, трудолюбивый, приветливый, добрый) ; формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями ; развивать познавательный интерес, творческие способности детей; закреплять умение строить по рисунку и самостоятельно подбирать необходимый строительный материал; закреплять знания детей о работе пожарных, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Воспитательные : воспитывать желание работать в коллективе; воспитывать творчество; воспитывать уважение к труду.

Виды детской деятельности : игровая, познавательная, двигательная, продуктивная.

Формы работы с детьми : творческие задания; отгадывание загадок; дидактические игры; конструирование.

Оборудование : Карта-схема, интерактивная игра «Что надо для труда строителя» ; плакат ; аудиозаписи для музыкального сопровождения; костюм Незнайки; конструктор напольный пустотелый по методике Поликарпова; медали для каждого ребенка; мультимедийная презентация (картинки для игры «Узнай инсульт» , мнемотаблица «Расскажи о профессии швея » ); пазл «Профессии » .

Предварительная работа :

Д/и «Кому, что нужно для работы» , «Потерянный инструмент» , «Для чего и из чего» ; Сюжетно-ролевые игры «Больница» , «Аптека» , «Маленький мастер» ; Встречи с представителями профессии медсестра ; Беседы с детьми о профессиях родителей ; Рассматривание иллюстраций по теме , инструментов разных профессий ; Составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”; Чтение стихов.

Ход квеста:

Дети входят в зал под музыку Л. Деревягиной «Кем быть?»

Ведущий :

Игровая ситуация эмоциональный настрой :

В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три

А потом пойдем налево - раз, два, три

В центре куга соберемся - раз, два, три

И на место все вернемся - раз, два, три

Улыбнемся, подмигнем, весело играть начнем.

Выход Незнайки. Незнайка вбегает с рисунками «Профессии »

Ведущий : Здравствуй Незнайка. Что это у тебя?

Незнайка : Здравствуйте. У меня беда случилась, меня выгнали из Солнечного города. Я захотел попробовать себя в разных профессиях : даже нарисовал всех (перепунные профессии , вот посмотрите. А они обиделись и выгнали меня (плачет) .

Незнайка : А что же теперь мне делать, как вернуться в Солнечный город? В помощь Знайка дал мне какую-то бумажку (показывает карту) .

Ведущий : А что это у Незнайки? (карта) .

Незнайка : Только я никак не могу в ней разобраться. Может вы поможете мне (ответы)

Ведущий : Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь Незнайке? (отправимся в путешествие по карте, узнаем много нового и расскажем Незнайке). Я предлагаю вам отправится в путешествие в страну Профессий . На вашем пути будут встречаться разные испытания. Постарайтесь правильно выполнять задания и тогда вы сможете помочь Незнайке. За каждое правильно выполненное задание вы получите кусочек пазла.

Ведущий : Тогда отправляемся. Куда же нам двигаться? (нам надо посмотреть на карту) . Что мы видим на первой станции (нарисован шприц) . Как вы думаете, что обозначает этот символ? (ответы)

Правильно, ребята, первая станция «Медицинская» . Дети отправляются к станции со знаком «шприц» .

Ведущий : А как вы хотите туда добраться? (на поезде) . Я буду паровозом, а вы – вагонами. Становитесь друг за другом. Поехали!

Дети встают друг за другом, каждый, держится за локти стоящего впереди. Двигая согнутыми в локтях руками, дети еле дом за воспитателем идут по комнате.

Произносят : «Ча-ча-ча, все мы были у врача. Чу-чу-чу, я горлышко свое лечу. Чи-чи-чи, все мы стали силачи». Наш поезд остановило на станции «Медицинская» (садятся)

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять! Кто это? (Врач)

Ведущий : Чем занимается врач? Какими качествами должен обладать врач? (приветливым, ласковым, добрым) . Как вы думаете врач, какую пользу приносит людям? (ответы) Врач нас лечит, когда мы болеем. Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослых. А вы знаете, что у врачей существуют различные специальности, каждая из них специализируется на определенных органах и выполняет конкретную работу.

Какие специальности врачей вы знаете? (терапевт, педиатр, хирург и др.)

А как называются люди, которые посещают врача? (пациент) .

Игра «Узнай инсульт»

«Перевязан зуб» (болит зуб) Что на первой картинке? Что с этим пациентом? (болит зуб) Что ему делать? (надо сходить на приём к врачу) . Какой врач сможет его вылечить? (стоматолог) Правильно, это врач –стоматолог. Он лечит зубы и занимается профилактикой кариеса , даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели.

На слайде появляется картинка «Перевязана нога» (болит нога) А что с этим пациентом? (болит нога) А какой врач сможет помочь ему?

(травматолог) . Чем занимается врач травматолог. Врач-травматолог всегда поможет, если вы упали или получили травму

На слайде появляется картинка «Дедушка сидит» (инсульт) А как вы думаете, что с этим пациентом случилось (предположения детей – обморок, болит голова, инсульт и т. д) .

Ведущий : А как проверить, что это у человека инсульт? (ответы) Попросить улыбнуться, произнести свое имя, поднять руку вверх. (на слайде картинка «смайлики» 3 правила). И напоминают нам об этом «Веселые смайлики» .

Если сложно выполнить одно или несколько заданий, то первую очередь, что нужно сделать? (вызвать скорую помощь) . По какому номеру вызывают скорую помощь(03) . А к какому врачу нужно обратиться? (к неврологу) Невролог - специалист по заболеваниям нервной системы.

Молодцы, вы назвали специальности врачей правильно и получаете первый кусочек пазла (на слайде появляется кусочек пазла)

Ведущий : Мы нашли первый кусочек пазла. Но нам надо торопиться, найти остальные.

Посмотрим, на нашу карту (На карте нарисованы нитки, куда же нам следовать дальше? (ответы) . Правильно, значит нам надо держать курс на станцию «Швейная» (дети отправляются на станцию со знаком «нитки» ).

Динамическая пауза «Белые снежинки» (под спокойную музыку)

Закройте глаза и представьте, что вы – снежинки.

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки, (покружиться на носках)

Чуть затих проказник ветер - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду, (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду, (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы» )

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети нашей группы. (садятся на стульчики)

Ведущий : Вот мы и оказались на станции «Швейная»

Шьет, кроит, снимает мерки,

Приглашает на примерки.

Ей в работе помогает

Не поверите - игла!

Без нее не будет толку,

Бережет она свою иголку (швея) .

Ведущий : Ребята, а кого называют швеей? (Человека, который кроит, шьет одежду) .

А кто хочет рассказать о профессии «швея» , используя нашу помощницу-таблицу. Посмотрите внимательно на все квадраты, чтобы ничего не упустить. Кто хочет рассказать нам?

Образец рассказа :

Это швея. Она работает на швейной фабрике. Швея носит специальную одежду, чтобы ей было удобно работать. Для работы швее нужны ножницы, швейная машинка, иголки, нитки. Благодаря швее у всех людей есть красивая, удобная, модная одежда.

Ведущий : Молодцы ребята, вот еще часть пазла найдена (на слайде появляется пазл) . Куда же нам двигаться дальше, как узнать? (посмотреть карту) . На нашей карте есть еще одна станция, которую мы должны посетить. И нарисован здесь … (огонь) . Значит эта станция? «Пожарная» . И к ней мы отправимся, отгадав загадку :

Если в доме вдруг случится –

Из окошек дым клубится,

И огонь, и пышет жар –

Это значит там <. >.(пожар)

Это, вам, не просто шутка,

Не теряя ни минутки,

Долго вы не думайте, –

Позвоните <. > (01)

Ведущий : Молодцы, отгадали. И мы на станции «Пожарная» .

Какими качествами должен обладать пожарный? (должны быть смелыми, сообразительными, сильными, умными) .А какую работу выполняет пожарный (ответы)

Ведущий : Ребята, чтобы найти последнюю часть пазла, вы должны превратиться в команду юных пожарных. А вы хотите быть командой пожарных и назвать все правила поведения при пожаре. (Ответы детей)

Ситуация «Правила поведения во время пожара»

На магнитной доске дети рассматривают плакат, на котором изображены правила при возникновении пожара. И получают пазл.

Ведущий : Молодцы, ребята, справились. Еще одна часть пазла у нас. Но это еще не все. Посмотрите на карту впереди еще испытание. И нам надо отправляться куда? (на карте «каска» ).(Ответы) Правильно на станцию «Строительная» . И попадем мы туда, если вспомним несколько пословиц о труде :

Каков строитель, такова и обитель!

Дело мастера боится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Кто любит труд, того люди чтут.

Построить здание - надо иметь знание.

У плохого мастера и пила плохая.

Ведущий : вот мы и оказались на станции «Строительная»

Как вы думаете, кто работает на этой станции? (строитель) А что строителю надо для работы вы знаете?

Интерактивная игра «Что надо для труда строителю?»

Ведущий : Я знаю волшебные слова, если вы их произнесете то превратитесь в маленьких строителей и сможете построить Дом (встают около стульчиков) :

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького строителя превратись».

Я предлагаю вам построить дома из модулей. Что вам в первую очередь необходимо для работы? (план-схема) Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких. (дети рассматривают схему, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить). А теперь подберите материал к чертежу и начинайте постройку.

В конце под кубиками находят часть пазла

Ведущий : Мальчики, вы что построили? А девочки, что вы построили? молодцы (индивидуальная похвала. Кто конкретно, за что! У вас получились красивые дома. Работали вы дружно, помогали друг другу. Ребята, посмотрите на карту у нас осталось еще одно заключительное испытание. Какое? (ответы) .

Для того чтобы помочь Незнайке попасть в Солнечный город нужно сложить пазл из тех элементов, которые есть у вас в руках. (Команда собирает пазл по деталям – получается плакат «Все профессии важны ) (садятся) В это время появляется Незнайка.)

Незнайка : ребята какие вы молодцы, вы выполнили все задания?

Ведущий : О каких профессиях мы сегодня говорили ? Какая профессия понравилась больше ? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Все профессии , о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям.

Незнайка : Да, все профессии очень интересны , но мне больше всего понравилась работа строителя. Но я понял, что для любой профессии сначала нужно много учиться и много знать. Сегодня вы были внимательны, отважны, много профессий узнали и освоили . Надеюсь, вы вырастите и выберите профессию по душе .

Ведущий : Незнайка, теперь ты можешь вернуться в Солнечный город!

Незнайка : Спасибо вам ребята! А я тоже не терял времени зря и приготовил для вас вот такие медали (вручает медали)

Ведущий : Спасибо, Незнайка. Прощаемся с тобой. До свидания.

Незнайка : До свидания ребята. Ребята уходят

Балдина Марина Викторовна , учитель трудового обучения, МАОУ «Школа № 54 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Пермь.
Данный урок предназначен для учащихся 7 - 9 класса изучения предмета переплетно-картонажное дело.
УМК: Кабинет оборудован компьютером и проектором. Используются используются папки с заданиями для прохождения квест игры, инструменты, материалы для сборки переплетной крышки. Г.В. Васенков Картонажно – переплетное дело 8 -9 и профильные классы специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Выбранные структура, этапы, содержание урока, форма организации образовательной деятельности на уроке способствуют созданию ситуации деловой активности обучающихся, поддержанию их познавательного интереса. На уроке формируются: коммуникативные и регулятивные действия у учащихся с умственной отсталостью; включение в технологическую деятельность по изготовлению переплетной крышки.

Квест игра «Моя профессия – моё будущее»

Цель:
- создание условий для закрепления знаний и самостоятельной работы учащихся по выявлению лучшего по профессии.
Планируемый результат: определить лучшего учащегося по профессии Переплетно – картонажного дела.
Задачи:
Образовательные:
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).
- закреплять знания об инструментах, оборудовании для переплетных работ, последовательности изготовления составной переплетной крышки.
- закреплять знания о последовательности сборки составной переплетной крышки, технологических требований предъявляемых к готовому изделию.
Коррекционно - развивающие:
- корректировать и развивать репродуктивную мыслительную деятельность через выполнение заданий и практической работы;
- содействовать развитию мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- создавать условия для развития навыков поиска выхода из проблемной ситуации;
Воспитательные:
- воспитывать организованность поведения и самостоятельность.
Тип урока: комбинированный.
Особенность урока: использование квест - игры для закрепления знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: пакет с 5 заданиями, маршрутный лист обучающегося, сводная ведомость по оценке качества работы каждого обучающегося.
Материалы и инструменты: клеёнка, клей, линейка, карандаш, резинка, ножницы, заготовки для сборки составной переплетной крышки.

Планируемые результаты

Личностные результаты
- формирование познавательного итереса к новой форме игровой деятельности (квест-игра)
- проявление личной организованности и готовности к самостоятельной работе;
- принятие ответственности за качество результатов своей деятельности
Предметные результаты
- основные знания о переплетном деле;
- понимание особенностей изделия, знание приемов работы;
- умения самостоятельно организовать рабочее место и выполнять текущую операцию;
- навыки пользования переплетным инструментом
-владение алгоритмом изготовления переплетного изделия
БУД
Регулятивные БУД:
- умение принимать цель, переходить от одного этапа работы к другому, доводить начатое дело до конца
- умение активно участвовать в деятельности
-умение оценивать деятельность с учетом предложенных критериев
Познавательные БУД:
- способность понимать суть вопроса, анализировать, делать выводы
- умение использовать свои знания в поиске правильного варианта решения задания
Коммуникативные БУД:
- способность отвечать на вопросы;
- способность вступать в контакт и работать в коллективе;
- умение понимать и использовать инструкцию к деятельности

План квест игры

1 этап Организационный момент

5 мин.
Цель этапа: Настрой на урок, формулировка цели, разъяснения условий игры.
Деятельность учителя: Здравствуйте, поприветствуйте друг друга и наших гостей.
В нашей школе, стартовала «Неделя труда».
Сегодня у вас пройдет конкурс по выявлению лучшего по профессии в вашей трудовой группе.
Форма проведения: квест - игра.
Подойдите к столу для проведения жеребьевки.
Возьмите конверты с заданиями в соответствии № жребия. Займите свои места.
Правила:
Выполнять задания в конвертах необходимо согласно «Маршрутному листу».
Ваша работа будет проходить в виде квеста. Все знают, что это такое?
Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
При выполнении 5 теоретических заданий вы получите доступ к выполнению практической части (Задание № 6).
Контролировать и оценивать Ваши работы, помогут наши гости (эксперты). Переход к следующему заданию, возможен после заполнения «Маршрутного листа» экспертом.
На выполнение 1 задания отводится 3-5 мин.
При возникновении вопросов просьба обратиться к учителю.
Желаю удачи!
Деятельность учащегося: Приветствуют учителя, друг друга, гостей. Берут бейджик с № участника. Берут конверты. Садятся за рабочие места Знакомятся с правилами.
БУД:
Личностные: самоорганизация.
Познавательные: способность выделять существенные отличительные при-знаки; способность воспринимать новую информацию.
Регулятивные: способность принимать цель.
Коммуникативные: способность воспринимать информацию, готовность индивидуальной работы.

2 этап Актуализация знаний

15 мин.
Цель этапа: Закрепление основных знаний по переплетному делу
Деятельность учителя: Впишите №, Ф.И.О. в «Маршрутный лист».
ВЫ ГОТОВЫ!
Разрешаю приступить к выполнению заданий.
Деятельность учащегося: Вписывают №, Ф.И.О. в «Маршрутный лист». (Приложение 7)
Участники выполняют задания квеста:
1. Документы, необходимые для заключения трудового договора (Приложение 1)
2. Восстанови определение (Приложение 2)
3. Названия узлов станка (Приложение 3)
4. Названия элементов книжного блока (Приложение 4)
5. Последовательность сборки составной переплетной крышки (Приложение 5)
6. Практическая работа. (Приложение 6)
БУД:
Личностные: проявление интереса в выборе решения проблемы; установление личностного смысла деятельности
Познавательные: способность выделять существенные отличительные признаки; умение использовать свои знания в поиске правильного варианта решения задания.
Коммуникативные: готовность работы в группе, способность слушать точку зрения сверстников

3 этап Практическая работа

15 мин.
Цель этапа: Создание условий для использования знаний в своей деятельности, для работы по изготовлению изделия.
Организация рабочего места.
Индивидуальная работа: сборка составной переплетной крышки.
Деятельность учащегося: Выполняют практическую работу по сборке составной переплетной крышки.
БУД:
Личностные: владение нормами и правилами организации труда, соблюдения правил безопасной работы.
Регулятивные: умение воспроизводить последовательность действий, осу-ществлять самоконтроль.
Познавательные: умения пользоваться знаниями, ориентироваться в инструментах и операциях.
Коммуникативные: умение обращаться за помощью и принимать ее.

4 этап Рефлексивно-оценочный

5 мин.
Деятельность учителя: Прикрепите свой бейдж к выполненной работе.
Сдайте выполненную работу и маршрутные листы экспертам для заполнения сводной ведомости (Приложение 8)
Проведите уборку рабочих мест.
Займите свои места для подведения итогов занятия.
С какими трудностями Вы столкнулись? Понравились ли Вам форма проведения урока?
Оцените форму проведения урока смайлом (Приложение 9).
БУД:
Познавательные: умение формулировать умозаключения в процессе оценки работы.
Личностные: ответственность за качество изделия, самооценка.
Регулятивные: умение доводить дело до конца
Спасибо за урок.

Приложение 1

Представьте, что Вы пришли устраиваться на работу. Какие документы вы обязаны иметь при себе?
Задание 1. Выберите документы, необходимые для заключения трудового договора.








ЭТАЛОН ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
Перечень документов:
1. Паспорт.
2. Трудовая книжка.
3. Страховое свидетельство.
4. Документы воинского учёта.
5. Документ об образовании.
6. ИНН.
7. Медицинское заключение о профпригодности.
Приложение 2
Перед Вами определение, текст которого разрезан на слова.
Задание 3 Восстановите определение.
Тетрадь – это конструктивный элемент книжного блока, полученный фальцовкой (сгибанием) бумажного листа или его части.
Приложение 3.
Задание 3. Впишите в таблицу названия узлов станка

№ названия узлов станка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Эталон правильных ответов
Задание 3 Узлы станка
Позолотный пресс:
1. Рычаг
2. Талер
3. Маховик
4. Станина
5. Нижняя плита
6. Верхняя плита
Приложение 4.
Задание 4: Впишите в таблицу названия элементов переплета

ЭЛЕМЕНТЫ переплета
1.
2.
3.
4.
5.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Эталон правильных ответов
ЭЛЕМЕНТЫ переплета
1. Тетрадь
2. Форзац
3. Техническая марля
4. Каптал
5. Бумажка
6. Ленточка ляссе
7. Картонная сторонка
8. Клапан (кромка, припуск)
9. Корешок
10. Отстав
11. Расстав
12. Кант
Приложение 5.
Задание 5 Восстановите последовательность сборки составной переплетной крышки:
Загнуть верхний и нижний край покровного материала
Загнуть края корешкового покрытия
Оклеить покровным материалом картонные сторонки
Сборка картонных сторонок и отстава на корешок
Загнуть боковые края покровного материала
Эталон правильных ответов
Задание 5 Восстановите последовательность сборки составной переплетной крышки
1. Сборка картонных сторонок и отстава на корешок
2. Загнуть края корешкового покрытия
3. Оклеить покровным материалом картонные сторонки
4. Загнуть верхний и нижний край покровного материала
5. Загнуть боковые края покровного материала
Приложение 6.
Задание 7 Из предложенных деталей, произведите сборку составной пере-плетной крышки
Технологические требования
к составной переплетной крышке
1. Картонные сторонки должны иметь абсолютно одинаковый размер как в продольном, так и в поперечном направлении.
2. Края картонных сторонок должны быть взаимно перпендикулярными (под углом 900).
3. Отстав должен быть сделан из продольного по волокну материала, взятого по длине корешка.
4. Шпация должна иметь одинаковую ширину по всей своей длине и соот-ветствовать корешку книжного блока.
5. Отстав должен быть наклеен точно по середине шпации с двумя одинаковыми интервалами между отставом и картонными сторонками.
6. Раскрытая крышка должна иметь ровный край как со стороны головки, так и хвостика.
7. Ширина загибки материала должна обеспечивать закрытие его форцацем, т.е. должна быть не менее 10 мм.
8. Подгибка материала должна быть выполнена аккуратно и равномерно, без бахромистости и вытянутости в отдельных местах; загиб должен быть плотно притянут к ребру картона.
9. Материал в углах загибки должен быть закреплен плотно к ребру картона; при этом заправка угла должна быть сделана так, чтобы подогнутые края материала с передней стороны имели угол 450 по отношению к верхней и нижней сторонам крышки.
10. Углы должны быть заделаны загибкой материала со стороны передковых сторон крышки.
11. Материал крытва должен быть плотно притерт по всей площади крышки и не иметь клеевых пятен.
Приложение 7.
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Участника 9 А класса
«Переплетно - картонажное дело»

№ участника_______
Теоретическая часть:
Задание 1 (кол-во баллов):
Задание 2 (кол-во баллов):
Задание 3 (кол-во баллов:
Задание 4 (кол-во баллов):
Задание 5 (кол-во баллов):
Практическая часть
Задание 6 (кол-во баллов):
Всего баллов:
Место:




Приложение 8.
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Результатов участия 9 А класса «Переплетно - картонажное дело»
в Квест игре: «Моя профессия – моё будущее»
ФИО_______________________________________________________________
№ участника_______
Теоретическая часть:
Задание 1 (кол-во баллов):
Задание 2 (кол-во баллов):
Задание 3 (кол-во баллов:
Задание 4 (кол-во баллов):
Задание 5 (кол-во баллов):
Практическая часть
Задание 6 (кол-во баллов):
Всего баллов:
Место:
Критерии оценивания теоретической части:
Каждый правильный ответ - 1 балл.
Критерии оценивания практической части:
Общая оценка изделия: - 2 - 5 баллов.
Приложение 9.

Квест-игра начинается в актовом зале, где собираются все команды, представляются жюри.

На экране идет демонстрация песни “Все профессии важны” из мультфильма “Калейдоскоп профессий” кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ” http://paramult.ru/jobskaleidoscope

Ведущий рассказывают о мире профессий, включая в диалог обучающихся. Предлагают отправиться в путешествие по станциям в Мир профессий, выдают маршрутные листы, объясняют правила игры.

Ведущий

Столько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтеры есть.
Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
Главное - не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на Луну летать.
Целый день все дяди, тети
Что-то делают для нас,
Здесь стихи про них найдете
О работах их рассказ!

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где познакомимся с миром профессий. Вы будете путешествовать по станциям, принимать участие в конкурсах, выполнять различные задания, узнавать много нового о мире профессий.

Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете? (ответы детей)

В мире насчитывается более 40 тысяч различных профессий, это целый океан. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Станции, на которых вы сегодня побываете, так и называются: “МАГАЗИН”, “ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ”, “САЛОН КРАСОТЫ”, “БОЛЬНИЦА”, “ШКОЛА”, “ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК”. Путешествуя по станциям, вы узнаете о содержании деятельности, средствах, предмете, условиях труда представителей различных профессий. Каждый класс получит маршрутный лист своего путешествия, где обозначены станции, которые вам необходимо пройти в определенной последовательности. После прохождения каждой станции вам необходимо отгадать слово в кроссворде и получить часть пазла. В результате прохождения всех станций вы отгадаете кроссворд и полностью соберете пазл. Пройдя все станции, вам необходимо вернуться сюда, в актовый зал и мы подведем итоги вашего путешествия. Желаем вам успешного прохождения вашего маршрута.

Всем командам раздаются маршрутные листы (см. Приложение) и начинается квест-игра.

Основная часть

Станция № 1“МАГАЗИН”

Кабинет оформлен, как магазин. Детей встречает “продавец”, загадывает загадку:

Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине! /дети отвечают/

“Продавец”: Ребята, сейчас вы пришли большой магазин. Большие магазины принято называть торговыми центрами. Торговый центр – это магазин, в котором много разных отделов. Это и продовольственный (продуктовый) отдел, и книжный, и одежный, и обувной, и отдел игрушек, мебельный, и компьютерный. Очень удобно посещать подобные торговые центры, всё можно купить в одном месте.

В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.

Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т.д.), и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники).

“Калейдоскоп профессий. Продавец” кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ”

“Продавец”: Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что-то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан.

Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир.

Кто же такой кассир? Кассир это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он “пробивает” чек и берёт с покупателей деньги за товар.

Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине? /дети отвечают/

В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин.

Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар.

В магазине работает товаровед - это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, чтобы закупить нужный товар. Он ответственен за весь товар в магазине. Это очень важная работа.

Конечно же, в магазине работают уборщицы(ки), которые следят за чистотой магазина. И если кто-нибудь из покупателей нечаянно что-то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков).

И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу.

“Продавец”: Ребята, к нам в магазин завезли много нового товара, помогите, пожалуйста, поставить весь товар на свои места. /Игра “Сортировка товара” (см. Приложение )/

Вот и закончилась наша прогулка по магазину. В следующий раз, когда пойдёте в магазин, посмотрите внимательно – может быть, вы заметите ещё что-нибудь интересное.

“Продавец” записывает команде число набранных баллов, время и вручает часть пазла. Ребята отгадывают первое слово в кроссворде.

Станция № 2 “ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ”

Кабинет оформлен, как пожарная станция. Команду встречает “пожарный”, загадывает загадку:

За спасенье от огня
Все мне благодарны.
Что, узнали вы меня?
Кто же я? /дети отвечают/

“Пожарный”: Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар! А ты помнишь, по какому телефону нужно звонить при пожаре? Правильно, 01!

Рабочий день пожарного – смена, начинается в 8.00 часов утра и заканчивается только на следующее утро, опять же в 8.00. Утро пожарной части начинается с “развода”, “развод” - это небольшое утреннее совещание пожарных. Те пожарные, чья смена закончилась, рассказывают о том, что произошло за время их дежурства, т.е. они сдают дежурство. Начальник пожарной части ставит перед своими подчинёнными задачи на новую рабочую смену. Но, кроме того, что пожарные сдали своё дежурство, они ещё должны передать следующей смене и оборудование – пожарные автоцистерны. Всё оборудование должно быть в полном порядке, ведь в любую минуту где-то может случиться беда. У пожарных есть и другое оборудование, которое они передают по смене – это дыхательные аппараты, которые тоже проверяются каждое утро.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?

/Ответы детей (взрослый дополняет)/:

Храбрым;

Выносливым;

Сильным;

Дисциплинированным;

Внимательным;

Быстро принимать решения;

Уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре;

Поддерживать своих товарищей.

Всё правильно!

Обучающимся предлагается просмотр мультфильма кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ” http://paramult.ru/jobskaleidoscope /беседа по просмотренному мультфильму/

“Пожарный”: Для того, чтобы пожарный обладал всеми необходимыми качествами, ему нужно постоянно тренироваться - я буду показывать картинки, а вы должны сказать, в каких случаях надо звонить пожарному. Для этого вы поднимите табличку с номером 101.

Игра “Звонок в пожарную часть” (см. Приложение ). На экране появляются изображения, и ребята показывают таблички. Если команда показала табличку неверно - она проиграла. Изображения - горящий дом; огонь на газовой плите, где готовится обед; огонь в камине; пожар в лесу; свеча в подсвечнике на столе; загорелась занавеска в квартире; олимпийский факел; утюг, оставленный без присмотра, загорелся на столе.

“Пожарный”: Ребята, наш пожарный сейчас поедет тушить огонь! Давайте поможем ему собраться.

Игра “Срочный вызов” (см. Приложение ): Задание - команда должна выбрать из карточек с изображением предметов, разложенных на столах только те, которые нужны пожарному, чтобы потушить огонь (Пожарная машина, пожарный рукав, костюм пожарного, каска пожарного, огнетушитель)

“Пожарный”:

Чтобы мне везде успеть
Мне нужна машина.
И костюм, чтоб не сгореть
И рукав предлинный!
Каска от огня нужна,
И огнетушитель
Знать о том, где он висит
Должен каждый житель!
Что ж, ребята, мне пора
Снова на задание!

“Пожарный” записывает команде число набранных баллов, время и вручает часть пазла. Ребята отгадывают второе слово в кроссворде.

Станция № 3 “САЛОН КРАСОТЫ”

Кабинет оформлен, как салон красоты. Команду встречает “парикмахер”, загадывает загадку:

Кто за нашу красоту
Каждый день в ответе?
Кто прическу маме рад
Сделать для банкета?
Всех подстричь и причесать
И зимой, и летом.
Чтобы не было из нас
Никогда неряхи
Кто готов помочь всегда?
Это.... /ответы детей/

“Парикмахер”: Слово “парикмахер” имеет французское происхождение (“perruque”) - накладка из волос, а в театре - одно из выразительных средств грима. О профессии парикмахера знали еще наши древние предки. В разные времена и в разных странах она именовалась по-разному: специалистов по причёскам называли брадобреями, цирюльниками, стригунами. Помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. В России парикмахеров называли цирюльник. К цирюльнику приходило большое количество людей, чтобы побриться, постричься или сделать прическу. И только в наше время специализация парикмахеров сузилась - теперь они занимаются только причёсками. Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.

Обучающимся предлагается просмотр мультфильма “Калейдоскоп профессий. Пожарный” кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ” http://paramult.ru/jobskaleidoscope /беседа по просмотренному мультфильму/

“Парикмахер”: Ребята, а давайте вспомним, что нужно парикмахеру, чтобы сделать красивую прическу? /ответы детей/

Игра “Принадлежности парикмахера” (см. Приложение ). Задание - команда должна разгадать ребусы (ножницы, расческа, шампунь, зеркало, фен)

Игра “Заплети косу”. Задание – троим ребятам из команды необходимо заплести косу из лент, каждому из участников дается по одной ленте. Игроки берутся за концы лент двумя руками, им придётся проявить всю свою гибкость и смекалку, т.к. заплетать косу нужно не выпуская из рук лент. Сначала прорепетируем: один подлазит под другого, другой потом через второго, а третий вообще через всех перепрыгивает. И т.д.

“Парикмахер”: Вы, ребята, все ко мне стричься приходите. /прощается с ребятами/

“Парикмахер” записывает команде число набранных баллов, время и вручает часть пазла. Ребята отгадывают третье слово в кроссворде.

Станция № 4 “БОЛЬНИЦА”

Кабинет оформлен, как больница. Команду встречает “врач”, загадывает загадку:

Кто приходит к нам, порой,
Если в доме есть больной?
Кто нам градусник поставит
И микстуру пить заставит?
Чтобы все здоровы были
В школу каждый день ходили? /ответы детей/

“Врач”: Людей, которые работают в больницах и поликлиниках, называют медицинские работники. А места, где они работают – медицинские учреждения.

Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели.

Обучающимся предлагается просмотр мультфильма “Калейдоскоп профессий. Врач” кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ” http://paramult.ru/jobskaleidoscope /беседа по просмотренному мультфильму/

“Врач”: Врач очень трудная и древняя профессия. Врач должен много знать о строении человеческого тела, о работе его внутренних органов, уметь разбираться в признаках болезни, а ведь болезней очень много! У врачей есть помощники – специальные приборы, например, рентген. Он нужен врачам, чтобы понять причину болезни. Но приборы эти очень сложные, и врач должен уметь с ними обращаться.

Ребята, как называется место, где работают врачи? (Ответы детей) Правильно, больница.

Игра “Врачебная викторина” (см. Приложение )

“Врач”: Спасибо вам большое, ребята. Желаю вам всегда быть здоровыми.

“Врач” записывает команде число набранных баллов, время и вручает часть пазла. Ребята отгадывают четвертое слово в кроссворде.

Станция № 5 “ШКОЛА”

Кабинет оформлен, как школьный класс. Команду встречает “учитель”, загадывает загадку:

Он дает нам знания,
Отметки выставляет,
От нас в ответ признание
Все время получает.
Наставник, предводитель,
Любимый наш... (учитель) /ответы детей/

“Учитель”: Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.

Обучающимся предлагается просмотр мультфильма “Калейдоскоп профессий. Учитель” кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ” http://paramult.ru/jobskaleidoscope /беседа по просмотренному мультфильму/

“Учитель”: Ребята, прошу вас помочь мне проверить тетради моих учеников. Игра “Проверка диктанта ” (см. Приложение). Задание – проверить текст на наличие ошибок.

“Учитель”: Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы - это не просто профессия, а призвание человека).

“Учитель” записывает команде число набранных баллов, время и вручает часть пазла. Ребята отгадывают пятое слово в кроссворде.

Станция № 6 “ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК”

Кабинет оформлен, как полицейский участок. Команду встречает “полицейский”, загадывает загадку:

Папа у меня - герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по "02" звоните,
Папу моего зовите! /ответы детей/

“Полицейский”: Полицейский – это человек, на плечи которого возложена непростая обязанность по поддержанию порядка в обществе. В сознании большинства людей профессия “полицейский” ассоциируется с ловлей преступников, опасными инцидентами, драками и слежкой. Это, безусловно, так, но существует и обратная сторона медали. Большая часть работы полицейского состоит как раз в предотвращении совершения преступлений. Мероприятиями, направленными на достижение данной цели, являются обычно проведение бесед и лекций в разнообразных организациях (особое внимание уделяется школам), патрулирование улиц, работа с лицами, стоящими на учёте по правонарушениям, действия по удовлетворению не срочных жалоб и заявлений.

Обучающимся предлагается просмотр мультфильма “Калейдоскоп профессий. Полицейский” кинокомпании “ПАРАМУЛЬТ” http://paramult.ru/jobskaleidoscope /беседа по просмотренному мультфильму/

“Полицейский”: Полицейского легко опознать по специальной форме, а также наличию резиновой дубинки и пистолета. Так как работа полицейского связана с поддержанием порядка и необходимостью применения мер физического воздействия, то и инструменты труда у него соответствующие.

Игра “Инструменты труда полицейского” (см. Приложение ). Задание - команда должна выбрать из карточек с изображением предметов, разложенных на столах только те, которые нужны полицейскому (Патрульная машина, пистолет, дубинка, форма).

“Полицейский”: Спасибо, ребята. Теперь я готов помогать людям. Давайте вместе поможем мальчику добраться до своих друзей.

Игра “Лабиринт” (см. Приложение ). Задание - Помоги мальчику пройти по лабиринту, ведь его очень сильно ждут друзья.

“Полицейский” записывает команде число набранных баллов, время и вручает последнюю часть пазла. Ребята отгадывают шестое (последнее) слово в кроссворде.

Заключительная часть

Все команды собираются в актовом зале. Сдают маршрутные листы и заполненный кроссворд жюри, составляют общую картинку(коллективная работа всех команд) из пазлов “Формула профессии” (см. Приложение (каждая команда за время игры получила 6-ть частей пазла при прохождении станций).

Ведущий : Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор “в яблочко”.Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня,

Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.

Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.

Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Ведущий подводит итоги квест-игры. Жюри объявляют команду-победитель (остальным командам выдаются грамоты по номинациям).

Литература

  1. Дегтярева С.В. Все профессии важны, все профессии нужны.// Педсовет. – 2009. – №11. – с. 2-4.
  2. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва: Творческий центр, 2005.
  3. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Психология" и психологическим специальностям / Н. С. Пряжников. - Москва: Академия, 2008. – 318 с.
  4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – Москва: Академия, 2008. – 496 с.
  5. Разработка Ивановой Н.Н., Буровой Н.Н. “Путешествие в мир профессий”, ГБОУ СОШ № 262, Санкт-Петербург, 2013
  6. Шалаева Г.П. Кем мне быть? Большая книга профессий. – М.: АСТ, СЛОВО, 2010. – 192 с. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Москва: ГНОМ и Д., 2013.

Web-ресурсы:

  1. http://kladraz.ru/
  2. http://paramult.ru/jobskaleidoscope
  3. http://pochemu4ka.ru/
  4. http://www.razvitierebenka.com/