Что будет в новом профессиональном стандарте педагога. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога Обязательные профстандарты с года перечень

Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.

Цели введения Минтрудом профстандарта педагога

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на май 2017 года утверждены стандарты для более чем 35 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

  1. Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  2. Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  3. Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  4. Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

Не знаете свои права?

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов

Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.

Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:

  • дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
  • начальное образование (1-4 классы);
  • основное образование (5-9 классы);
  • среднее (до 11 класса).

В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:

  • для педагога-психолога;
  • педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
  • педагога, занимающегося профессиональным обучением.

С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — для представителей этой профессии обязательность применения профстандартов датирована 01.01.2017.

Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.

Профессиональный стандарт педагога вот уже несколько лет становится центром внимания всей педагогической сферы российского общества. Однако применение новых стандартов воплотится в жизнь лишь только в 2017 году.

Введение профессионального стандарта педагога

Ожидается, что профессиональный стандарт деятельности педагога, с 1 января 2017 года , будет введён в действие, во всех учебных заведениях Российской Федерации. До этого апробацию по данному стандарту проходили лишь отдельные учебные заведения: школы, детские дошкольные, а также высшие учебные заведения, в которых был изменён курс обучения нового поколения , воспитателей и педагогов высшего звена с нацеленностью на новый профстандарт.

Из-за неукротимой тенденции подрастающего поколения к изменению процесса усваивания информации было принято решение об целесообразном изменении самой подачи современного знания детям всех возрастов начиная с самых первых дней пребывания в общественных организациях (детских садах) до их последнего года , гимназиях, лицеях и иных учебных заведения. Главной целью данной педагогической реформы стало выведение современного российского образования на более высокий уровень международного образца.

Внедрение новых профстандартов педагога

Для наиболее полной адаптации старой школы к новым стандартам образования было принято решение о внедрении новых стандартов, с 1 января 2017 г. ,не только к самому процессу обучения детей, но и к уровню подготовки преподавательского состава. Теперь при приёме на работу в то или иное учебное заведение, педагогам придётся доказать свою профпригодность, ровняясь на новый Профессиональный стандарт деятельности педагога 2017 года.

Увеличиться ли зарплата педагогов с 2017 года?

В связи с изменением требований к уровню образования, также претерпит изменения и материальная составляющая вопроса. Ожидается заметное увеличение заработной платы всем представителям педагогического звена на территории Российской Федерации.

Скачать профессиональный стандарт педагога (проект) от 12 февраля 2015 г., в формате PDF, вы можете по ссылке ниже:

Настоящий стандарт начал свою работу ещё в 2015 году на базе 21 стажировочной площадки по всей стране. По результатам, предоставленным лидерами данных областей, было выявлено значительное улучшение условий труда педагогов среднего общеобразовательного звена, уровня подготовки завершающих образование на том или ином этапе выпускающихся коллективов (как детских, так и взрослых), более высокие показатели ЕГЭ и иных проверочных тестов и экзаменов.

Время для адаптация к стандарту деятельности педагога

Согласно всем собранным данным было принято однозначное решение о внедрение Профессионального стандарта в 2017 году. Все учебные заведения получат как минимум полгода на адаптацию под новые стандарты, что не должно повлечь сильных изменений в бюрократической стороне вопроса.

Закон о профессиональных стандартах педагога с 1 января 2019 года поможет этой священной профессии встать на путь развития и становления. Многие проблемы нужно решить, но главное, чтобы всё новое начало работать и приносить плоды.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этой статье мы постараемся осветить следующие вопросы:

  1. Что такое профессиональные стандарты (далее П.С.)?
  2. Зачем он нужен учителю?

Цель стандарта для учителя:

  • структура;
  • требования к кандидату;
  • трудовые функции;
  • профессиональные стандарты: испытания;
  • адаптация к стандартам деятельности педагога;
  • проблемы реализации учителями.

Что это такое

С 1.01.2017 года в России начал работать новый профстандарт преподавателя. Этот документ позволит квалифицировать соответствующие категории педагогических работников. От квалификации будут зависеть также нормы оплаты труда.

Стандарт определяет необходимые знания и навыки, которыми педагоги должны обладать. Наши родители будут спокойнее за своих детей, т.к. согласно новым стандартам каждому ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход и защита.

Не лишним будет рассказать о применении профстандартов.

Они используются:

  1. работодателями при формировании политики кадров и в руководстве персоналом;
  2. в организации обучения;
  3. при аттестации сотрудников;
  4. в разработке ДИ;
  5. при тарификации работ;
  6. в присвоении тарифных разрядов учителям и определении систем вознаграждения труда с учетом тонкостей производства, труда и управления;
  7. организациями в разработке основных проф образовательных программ и дополнительных профпрограмм;
  8. в разработке в определённом порядке федеральных гособразовательных стандартов профобразования.

Не каждый педагог работает по призванию, но каждый учитель и наставник должен уметь не только учить предмету непосредственно, но и учить ребёнка учиться. Учитель должен помочь ученику понять, что его будущее зависит от самообразования и его стремления познать мир.

Профстандарт 2019 — это документ, который охватывает невероятно широкую область образовательной деятельности и заключает в себе педагогическую работу в областях дошкольного и общего образования, в том числе его начальной, основной и средней ступени, также содержит чёткое описание знаний и навыков.

Времена меняются и меняются требования профессиональных стандартов, связанных с их регулярным обновлением в соответствии с сегодняшними требованиями рынка труда, потребителей конкретного вида услуг и образовательной среды.

Какая цель профессионального стандарта педагога с 1 января 2019 года для учителя

Можно выделить три основополагающих пункта касательно целей П.С.:

  • определение уровня квалификации педагогов;
  • интеллектуальная подготовка будущих учителей;
  • повышения интеллектуального уровня учителей.

Но чтобы ярко представить и понять главную цель новых правил, приведём пример выдержки профстандарта преподавателя математики и информатики. Среди профкомпетенций, которыми должен владеть преподаватель, восхищает следующее.

Учитель должен:

  • благоприятствовать формированию у учеников позитивных эмоций от математической деятельности. И дальше следует подробное описание свойств предмета, за счёт которых учитель должен содействовать мотивации и результативности каждого ученика.

Какая же причина таких отношений с предметом?

Хорошо, когда учитель замечательно владеет своим предметом и может передать знания детям, но этого ещё не совсем достаточно для того, чтобы любить предмет. Вероятно, дело, и, правда, в недостатке позитивных эмоций от математической деятельности на уроке?

Естественно, не хотелось бы, чтобы введение профстандартов превратилось в формальность, и привело к очередному очковтирательству.

Видео: Компетенция педагогического работника

Структура

Новые требования к профессионализму педагога включают:

  • универсальное образование (для обеспечение многофункциональности преподавательского состава);
  • знание (для повышения профуровня);
  • компетентность (осведомленность);
  • прогрессивность (желание развивается в разных направлениях).

Очень важно, что внешний вид и стиль учителя должен вызывать уважение.

С 2019 года П.С. имеет четкую структуру, состоящую из трех основных направлений:

  • обучение;
  • образование;
  • развитие.

Наибольшее количество вопросов вызывает раздел «развитие», который ставит педагога в ситуацию, когда вместе с узкопрофильными специалистами - логопедом, школьным психологом, ему необходимо выявлять и решать возникающие проблемы учеников, круг которых довольно широк.

Увеличение зарплат учителей влечёт за собой массовые сокращения школьных врачей, психологов, дефектологов. Такие суровые реалии осложняют ситуацию.

Требования к кандидату

Существуют строгие условия соответствия для педагога, зафиксированы в новых П.С.:

  1. обязательность высшего образования по педагогическому профилю (приветствуется также наличие высшего образования по профилю предмета, который преподаёт учитель, дополненного образования в области преподавательской деятельности);
  2. отсутствие факторов, которые могут быть противопоказанием к допуску к учительской работе (дети не должны подвергаться риску нанесения вреда их физическому или психологическому состоянию);

В то же время, данный нормативно-правовой акт не содержит требований к профессиональному опыту кандидата. Следовательно, на должность учителя может быть принят как работник с опытом в этой сфере, так и неопытный специалист, который не так давно окончил учебное заведение.

Трудовые функции

Стандарт, утвержден приказом Министерства труда № 544-н, содержит описание общих функций, которые принадлежат различным категориям специалистов — педагогов.

Такой специалист может занимать должность учителя или воспитателя и осуществлять образовательную работу в организации, предоставляющей услуги дошкольникам или услуги общего образования.

В любом случае, сотрудник должен иметь навыки осуществления таких функций:

  • обучение детей — воспитанников или учеников;
  • воспитательный труд с подопечными;
  • применение развивающих методик;
  • реализация образовательных программ должного уровня обучения.

Профстандарт учителя 2019г. дает точное представление о требованиях, которым должен соответствовать соискатель такой позиции. Перечень может быть дополнен при наличии интереса со стороны обучающихся.

Тестирование

При тестировании в сорока трёх субъектах федерации удалось добиться отличных результатов по каждому пункту, о чём свидетельствовали улучшения всех показателей по выводам разработчиков. Это позволило чиновникам принять решение о введении новых стандартов уже с января 2019 г.

Не исключена возможность уточнения новых требований с учетом региональных, культурных и других особенностей, в зависимости от конкретного места их применения.

Планируется, что в будущем положения профстандарта будут применяться не только при урегулировании деятельности педагогов, а также при обучении и переобучении грядущих специалистов в образовательных учреждениях разного уровня.

Адаптация

Важнейшей задачей на сегодня является адаптация к новым стандартам деятельности педагога. Принципиально новым является то, что учителям отводится роль своеобразных социальных терапевтов, которые должны диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Компетентность дифференцируется на три уровня:

  1. обще пользовательская;
  2. общепедагогическая;
  3. предметно-педагогическая.

Особых трудностей для понимания и постепенной адаптации учителей к установленным требованиям не наблюдается. На самом деле, расширяются компетенции педагогического работника, который обладает навыками педагога, психолога, дефектолога, детского логопеда.

В общем, если хотите, «школьного врача», который умеет обращаться с проблемными детьми и находит подход к каждому учащемуся, тем самым увеличивая размер своей зарплаты.

Проблемы реализации

Наряду с положительными прогнозами, тестирование выявило серьезные проблемы:

  1. отсутствие благоприятных условий для выполнения новых требований;
  2. возросшие нагрузки;
  3. сложности с материально-техническим обеспечением школы: оснащение учебных классов и кабинетов с компьютерами, благополучия учащихся.

Насущные вопросы нужно решать большими усилиями, но ведь наши дети того стоят!

Был утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Несмотря на свое название, профстандарт охватывает деятельность не только бухгалтера, но и главного бухгалтера. Какие требования к квалификации главного бухгалтера предъявляет этот стандарт, расскажем в нашей консультации.

Для кого обязателен профстандарт «Бухгалтер»

Применение работодателем профстандарта «Бухгалтер» обязательно, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ).

Так, к примеру, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлены требования к главному бухгалтеру в (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ):

  • ОАО (в настоящее время ПАО) (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организациях и НПФ;
  • акционерных инвестиционных фондах;
  • управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
  • органах управления государственных внебюджетных фондов;
  • органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Поэтому применение профстандарта в части указанных в Законе требований к главным бухгалтерам таких организаций обязательно.

Иные работодатели могут применять или не применять данный профстандарт на свое усмотрение.

Из каких разделов состоит профстандарт «Бухгалтер»

Профстандарт состоит из следующих основных разделов:

Наименование раздела Основное содержание раздела
I. Общие сведения Указан вид профессиональной деятельности — «Деятельность в области бухгалтерского учета»
Приведена цель вида профессиональной деятельности
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Приведены обобщенные трудовые функции и их расшифровка с кодами, а также необходимый уровень квалификации (5-ый или 6-ой)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций Раздельно по должностям «Бухгалтер» и «Главный бухгалтер» раскрываются требования к образованию, опыту работы.
Детализируются трудовые функции в разрезе трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Требования к образованию, обучению и опыту практической работы

Трудовые функции главного бухгалтера

В соответствии с профстандартом «Бухгалтер», к трудовым функциям главного бухгалтера относятся следующие:

Данным функциям в профстандарте соответствует 6-ой уровень квалификации.

Каждая из приведенных трудовых функций главного бухгалтера в профстандарте конкретизируется по следующим показателям:

  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания.

Приведем пример раскрытия информации о трудовой функции «Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование» в профстандарте:

Показатель Требования
Трудовые действия Организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности
Организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности
….
Необходимые умения Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
Распределять объемы работ между работниками
Необходимые знания Законодательство РФ о налогах и сборах, бухгалтерском учете, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
Судебная практика по налогообложению

22.12.2017

14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов»

14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов». Мероприятие было направлено на просвещение широкой аудитории по вопросам, связанным с внедрением профессиональных стандартов в практику кадровой работы организаций. В вебинаре приняли участие свыше 16 тысяч человек. В ходе мероприятия поступило более 1600 вопросов и комментариев.

Спикером вебинара выступила директор Центра развития профессиональных квалификации ВНИИ труда Минтруда России, эксперт в области разработки и применения профессиональных стандартов Ольга ЗАЙЦЕВА. Вел интерактивное мероприятие эксперт общества «Знание», руководитель проектов кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ Андрей ВИЛЬЧИНСКИЙ. Особое внимание было уделено правовой базе профессиональных стандартов, профильным разделам сайтов Минтруда России и ВНИИ труда, сохранению права работника на льготы за особые условия труда в контексте профстандартов, аттестации работников, этапам и плану-графику применения профессиональных стандартов.

В ходе вебинара от его участников поступило более 1600 вопросов и комментариев. Ответы на наиболее острые из них или вопросы массового характера Ольга ЗАЙЦЕВА дала в ходе прямой трансляции.

Все поступившие в ходе вебинара обращения будут проанализированы и учтены при подготовке следующих публичных мероприятий, а также в дальнейшей информационно-просветительской работе ВНИИ труда Минтруда России и Общества «Знание». Кроме того, ответы на вопросы в обезличенном формате будут размещены на сайте ВНИИ труда.